--------------------------------
<*> Петражицкий Л.И. Теория
права и государства в связи
с теорией нравственности. СПб., 2000.
С. 108.
Свобода человека ограничена конкретными
условиями той или иной исторической
эпохи. Он не в состоянии упразднить
закон постепенного развития общества
и права. При становлении права общество
(и особенно господствующая его часть)
было заинтересовано в том, чтобы возвести
существующее положение в закон, т.е. зафиксировать
в качестве законных те ограничения, которые
даны обычаем и традицией.
Таким образом, развитие права
определяется, с одной стороны, потребностями
человеческой деятельности, с другой -
особенностями исторических условий,
в которых действует личность. Ограничивая
права и свободы человека определенными
пределами, дозволенными формами и способами
реализации права (свободы), право обеспечивает
ему беспрепятственное и спокойное пользование
своими правами, т.е. гарантирует свободу
внутри этих пределов, обозначает механизмы
защиты от нарушения или восстановления
нарушенного права, содействует тому,
чтобы в совместной жизни людей воцарился
порядок, основанный на свободе.
Правовые ограничения использовались
уже в римском праве, например
законами XII таблиц предусматривалось
четыре вида ограничения права
собственности на землю. Римские
юристы выделяли сервитуты (право
пользования чужой вещью в определенном
отношении), обозначавшие частичное господство
над вещью, которое может быть установлено
либо в интересах известного имущества,
независимо от того, кто будет собственником
этого имущества, либо в интересах известного
лица или учреждения. Например, запрещение
делать окно в чужой двор, заслонять свет
соседям, лишать воды из колодца, вырыв
у себя колодец, и т.п. Ограничение собственника
сводилось к тому, что ему запрещалось
вредить другим лицам, пользуясь своим
правом только для того, чтобы нанести
им вред. Кроме того, в римском праве существовали
границы, которые собственник не должен
был нарушать при пользовании и распоряжении
своим имуществом. Эти ограничения подразделялись
на две группы: ограничения в интересах
соседей землевладельца и ограничения,
осуществляемые в интересах государства.
В российском законодательстве
ограничение права собственности
одного субъекта в интересах
права пользования других впервые
рассматривается в Соборном уложении
1649 г. Первое подобное ограничение появилось
в 1679 г. Это ограничение заключалось в
запрете дарения родовых и выслуженных
вотчин, если у дарителей есть дети и внуки.
В этом же году появилось дополнительное
ограничение, которое предусматривало
запрет завещания родовых и выслуженных
вотчин посторонним лицам при наличии
у завещателя детей и других родственников.
В международно-правовых документах
допустимость ограничения прав
и свобод впервые была провозглашена
во Всеобщей декларации прав
человека, а реализована в Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод. Между тем в международно-правовых
документах нет единого толкования понятия
"ограничения права". Так, во Всеобщей
декларации прав человека (п. 2. ст. 29), Пакте
об экономических, социальных и культурных
правах (ст. 4), Документе Копенгагенского
совещания Конференции по человеческому
измерению СБСЕ (ст. 24) используется термин
"ограничения", в Пакте о гражданских
и политических правах (ст. 4) - "отступление
государств от своих обязательств";
в Американской конвенции о правах человека
(ст. 27) - "приостановление гарантий",
а в Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод используются
на равных основаниях два термина - "ограничения"
(ст. 9 - 11, 18) и отступление от своих обязательств"
(ст. 15).
В тексте Конституции России
термин "ограничение права"
использован семь раз (ст. 19, 23,
55, 56, 74, 79, 133), в некоторых статьях
фактически идет речь об ограничениях,
хотя сам этот термин не
употребляется (ст. 13, 20, 22, 24, 25, 29,
31 и др.). Кроме того, в ряде статей использован
близкий по значению термин "умаление"
(ст. 21, 55, 62).
Анализ указанных конституционных
норм, отраслевого законодательства,
а также правовых позиций Конституционного
Суда РФ позволяет сделать
вывод, что в них фактически идет речь
о тех или иных формах ограничения прав
и свобод человека и гражданина, как внешнем
проявлении его содержания или конкретном
способе реализации.
Формами ограничений в зависимости
от обстоятельств могут быть
обязанности, запреты, приостановления,
меры защиты, наказание, ответственность,
меры пресечения, опека, попечительство,
ограничение дееспособности, необходимая
оборона, крайняя необходимость и др.
Так, любое установление нормативным
актом юридических обязанностей
или юридической ответственности
индивидов является прямым или косвенным
ограничением прав и свобод человека и
гражданина. Например, юридическая ответственность
всегда несет в себе ограничение права
на свободу и личную неприкосновенность
либо права собственности, обязанность
платить налоги ограничивает право собственности,
обязанность проходить срочную военную
или альтернативную службу ограничивает
право на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства.
Ограничения прав и свобод
человека и гражданина, характеризующиеся
каким-то общим признаком, со значительной
долей условности можно классифицировать
по следующим видам:
а) по характеру содержания
- материальные и процессуальные;
б) по способу формулирования
в законе - прямые и косвенные;
в) по природе ограничиваемых
прав и свобод - конституционные и отраслевые;
г) по связи с той или
иной отраслью российской системы
права - конституционные, гражданско-правовые,
уголовно-правовые и т.д.;
д) по юридической силе
правового акта - законные (установленные
Конституцией, международно-правовыми
актами, федеральными конституционными
или федеральными законами) и подзаконные
(установленные указами, постановлениями,
приказами; правилами, инструкциями и
т.п.);
е) по срокам действия - постоянные
и временные;
ж) по степени соответствия
праву - правомерные и неправомерные (противоправные);
з) по территории действия
- общегосударственные, региональные
и локальные;
и) по ветви власти, принявшей
правоограничительный акт, - федеральные,
акты субъектов федерации РФ,
акты местных органов власти, акты
ведомственных органов и т.д.;
к) в зависимости от субъекта,
на которого распространяются
ограничения, - ограничения, распространяющиеся
на всех субъектов, ограничения
прав человека, ограничения прав
гражданина, ограничения прав специальных
субъектов.
Нельзя не заметить различия
в природе древних государств
от средневековых, средневековых
- от современных. Так же очевидно
отличие европейских государств
как друг от друга, так и
от Русского, что не могло не
породить различия в их интересах,
задачах и целях - все это исторические
факты, доказанные и несомненные.
Например, целью древних государств
была преимущественно безопасность,
или самостоятельность, поддержание
своего могущества во внешних
сношениях и установление юридических
норм для жизни различных сословий своего
населения. При этом не безопасность служила
целям жизни, а жизнь была приносима в
жертву безопасности. Отдельная личность
не могла вызвать общего признания или
государственного содействия своим целям;
и частное, человеческое, предоставленное
отдельным усилиям частных лиц, было лишено
полного, надлежащего развития.
С развитием естественно-правовой
теории о неотчуждаемых правах
и свободах личности меняются
и цели государства. Признав
интересы конкретного индивида
своими собственными интересами, государство
приняло на себя обязанность содействия
этим интересам и их развитию, охране и
защите.
Так, теоретические представления
о неотчуждаемых естественных
правах человека отчетливо проявились
во французской Декларации прав
человека и гражданина. Основополагающими
ее идеями являются уважение закона, равноправие
граждан, гарантии от произвола. В статье
4 этого документа было закреплено положение,
ставшее аксиомой и не утратившее своей
актуальности по сей день. Оно заключается
в том, что свобода состоит в возможности
делать все, что не вредит другому. Таким
образом, естественные права каждого человека
реализуются лишь в тех границах, которые
обеспечивают другим членам общества
пользование этими правами. Этот конституционный
принцип - осуществление прав и свобод
не должно нарушать права и свободы других
лиц - воспроизводится и ч. 3 ст. 17 Конституции
России и по своей значимости для граждан
является неукоснительным.
Для каждого современного
государства характерна своя
определенная система конституционно
закрепленных социальных ценностей, образующая
основания для установления границ (пределов)
в реализации гражданами своих прав и
свобод. Эти основания можно было бы определить
как совокупность сложившихся на основе
существующих в обществе социальных ценностей
критериев и ориентиров, очерчивающих
границы пользования гражданами своими
конституционными правами и свободами,
а также осуществления в пределах Конституции
и законов органами государственной власти
и органами местного самоуправления принадлежащих
им полномочий.
В этом смысле пределы
(границы) реализации прав (свобод),
закрепленные в конституциях
различных государств и выражающиеся
в установлении общих оснований
ограничений, имеют определенное
сходство, поскольку направлены
на защиту прав и свобод отдельной личности
или интересов общества и государства,
а в самом общем виде - на достижение разумного
баланса между интересами личности и интересами
государства.
В наиболее концентрированном
виде цели ограничений прав
и свобод человека зафиксированы
в ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека
1948 г., а более детально установлены в целом
ряде других международно-правовых документов.
Так, согласно ст. 4 Международного пакта
об экономических, социальных и культурных
правах ограничения должны осуществляться
исключительно с целью способствования
общему благосостоянию, определяться
законом и не могут противоречить природе
ограничиваемых прав. В соответствии с
целым рядом статей (ст. 12, 18, 19, 21, 22 и др.)
Международного пакта о гражданских и
политических правах ограничения прав
и свобод человека и гражданина могут
применяться, если они необходимы для
охраны государственной безопасности,
общественного порядка, здоровья или нравственности
населения, а также прав и свобод других
лиц.
Аналогичные цели предусмотрены
ст. 8, 9, 10 Европейской конвенции о
защите прав человека и основных
свобод (...в интересах национальной
безопасности, общественного порядка
или экономического благосостояния
страны, в целях предотвращения
беспорядков или преступлений,
охраны здоровья или нравственности, или
для защиты прав и свобод других лиц); ст.
9, 10, 11, 12, 22, 26 Конвенции Содружества Независимых
Государств о правах и основных свободах
человека (...в интересах государственной
и общественной безопасности, общественного
порядка, охраны здоровья и нравственности
населения или защиты прав и свобод других
лиц).
Следуя международным актам
в области прав человека, Конституция
Российской Федерации установила
в ч. 3 ст. 55 цели ограничения прав
человека и гражданина. Такими
целями являются защита основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем цели ограничений
основных прав и свобод человека
и гражданина могут быть условно
разделены на юридические и социальные.
Юридическая цель состоит
в установлении требуемого варианта
поведения субъектов права. Еще
Ш.Л. Монтескье отмечал: "Разреши
человеку делать все, что он
хочет, и ты погубишь его"
<*>. Иными словами, юридической
целью ограничения в самом общем виде
выступают устранение, снижение, предупреждение
отрицательной мотивации и негативной
активности субъектов; поощрение и стимулирование
социально полезного поведения индивида;
реализация человеком и гражданином своих
прав и свобод в определенных законом
границах. В конечном счете юридическая
цель сводится к справедливой упорядоченности
общественных отношений.
--------------------------------
<*> Монтескье Ш.Л. Указ. соч.
С. 242.
Границы деятельности человека устанавливаются
не произвольно, а для достижения социальной
цели, которая состоит в недопущении ущерба
для конституционного строя, безопасности
государства, общественного порядка, жизни
и здоровья, законных интересов других
граждан. Ограничение основных прав граждан
является не самоцелью, и не проявлением
беззакония государства, а социально оправданными
действиями, призванными обеспечить стабильное
развитие общества.
Таким образом, конституционно-правовые
основания ограничений основных
прав и свобод человека и гражданина
можно определить как обусловленные философско-правовой
концепцией свободы личности и закрепленные
в Конституции России, федеральных конституционных
и федеральных законах обстоятельства,
создающие угрозу конституционно защищаемым
ценностям и определяющие границы реализации
человеком и гражданином своих прав и
свобод и обеспечивающие соблюдение необходимого
баланса между интересами личности, общества
и государства.
Конституционно-правовые основания
ограничений основных прав и
свобод человека и гражданина, предусмотренные
ч. 3 ст. 55, имеют базовое значение для правового
регулирования в целом, устанавливают
конституционный режим реализации личностью
своих прав и свобод в силу особой значимости
конституционных норм в системе национального
законодательства. Однако следует учитывать,
что это - исчерпывающий список возможных,
но не обязательных целей ограничений
основных прав и свобод человека и гражданина,
и он не может быть расширен.
В то же время при определенных
критических обстоятельствах, вызванных
либо действиями самого человека или другого
государства, либо действиями стихийных
сил природы и представляющих реальную
угрозу территориальной целостности,
безопасности личности и существующему
общественному порядку, для стабилизации
общественно-политической обстановки
и нейтрализации негативных последствий
этих действий возникает необходимость
отступления от некоторых положений Конституции
и применения особых мер для обеспечения
нормальной жизнедеятельности, т.е. введения
в действие особых правовых режимов функционирования
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций <*>.