Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

--------------------------------

<*> Петражицкий Л.И. Теория  права и государства в связи  с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 108.

Свобода человека ограничена конкретными  условиями той или иной исторической эпохи. Он не в состоянии упразднить закон постепенного развития общества и права. При становлении права общество (и особенно господствующая его часть) было заинтересовано в том, чтобы возвести существующее положение в закон, т.е. зафиксировать в качестве законных те ограничения, которые даны обычаем и традицией.

 Таким образом, развитие права определяется, с одной стороны, потребностями человеческой деятельности, с другой - особенностями исторических условий, в которых действует личность. Ограничивая права и свободы человека определенными пределами, дозволенными формами и способами реализации права (свободы), право обеспечивает ему беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует свободу внутри этих пределов, обозначает механизмы защиты от нарушения или восстановления нарушенного права, содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе.

 Правовые ограничения использовались  уже в римском праве, например  законами XII таблиц предусматривалось  четыре вида ограничения права  собственности на землю. Римские  юристы выделяли сервитуты (право пользования чужой вещью в определенном отношении), обозначавшие частичное господство над вещью, которое может быть установлено либо в интересах известного имущества, независимо от того, кто будет собственником этого имущества, либо в интересах известного лица или учреждения. Например, запрещение делать окно в чужой двор, заслонять свет соседям, лишать воды из колодца, вырыв у себя колодец, и т.п. Ограничение собственника сводилось к тому, что ему запрещалось вредить другим лицам, пользуясь своим правом только для того, чтобы нанести им вред. Кроме того, в римском праве существовали границы, которые собственник не должен был нарушать при пользовании и распоряжении своим имуществом. Эти ограничения подразделялись на две группы: ограничения в интересах соседей землевладельца и ограничения, осуществляемые в интересах государства.

 В российском законодательстве  ограничение права собственности  одного субъекта в интересах  права пользования других впервые  рассматривается в Соборном уложении 1649 г. Первое подобное ограничение появилось в 1679 г. Это ограничение заключалось в запрете дарения родовых и выслуженных вотчин, если у дарителей есть дети и внуки. В этом же году появилось дополнительное ограничение, которое предусматривало запрет завещания родовых и выслуженных вотчин посторонним лицам при наличии у завещателя детей и других родственников.

 В международно-правовых документах  допустимость ограничения прав  и свобод впервые была провозглашена  во Всеобщей декларации прав  человека, а реализована в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Между тем в международно-правовых документах нет единого толкования понятия "ограничения права". Так, во Всеобщей декларации прав человека (п. 2. ст. 29), Пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4), Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (ст. 24) используется термин "ограничения", в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 4) - "отступление государств от своих обязательств"; в Американской конвенции о правах человека (ст. 27) - "приостановление гарантий", а в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод используются на равных основаниях два термина - "ограничения" (ст. 9 - 11, 18) и отступление от своих обязательств" (ст. 15).

 В тексте Конституции России  термин "ограничение права"  использован семь раз (ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 133), в некоторых статьях  фактически идет речь об ограничениях, хотя сам этот термин не  употребляется (ст. 13, 20, 22, 24, 25, 29, 31 и др.). Кроме того, в ряде статей использован близкий по значению термин "умаление" (ст. 21, 55, 62).

 Анализ указанных конституционных  норм, отраслевого законодательства, а также правовых позиций Конституционного  Суда РФ позволяет сделать  вывод, что в них фактически идет речь о тех или иных формах ограничения прав и свобод человека и гражданина, как внешнем проявлении его содержания или конкретном способе реализации.

 Формами ограничений в зависимости  от обстоятельств могут быть  обязанности, запреты, приостановления, меры защиты, наказание, ответственность, меры пресечения, опека, попечительство, ограничение дееспособности, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.

 Так, любое установление нормативным  актом юридических обязанностей  или юридической ответственности индивидов является прямым или косвенным ограничением прав и свобод человека и гражданина. Например, юридическая ответственность всегда несет в себе ограничение права на свободу и личную неприкосновенность либо права собственности, обязанность платить налоги ограничивает право собственности, обязанность проходить срочную военную или альтернативную службу ограничивает право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

 Ограничения прав и свобод  человека и гражданина, характеризующиеся каким-то общим признаком, со значительной долей условности можно классифицировать по следующим видам:

 а) по характеру содержания - материальные и процессуальные;

 б) по способу формулирования  в законе - прямые и косвенные;

 в) по природе ограничиваемых прав и свобод - конституционные и отраслевые;

 г) по связи с той или  иной отраслью российской системы  права - конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.;

 д) по юридической силе  правового акта - законные (установленные  Конституцией, международно-правовыми актами, федеральными конституционными или федеральными законами) и подзаконные (установленные указами, постановлениями, приказами; правилами, инструкциями и т.п.);

 е) по срокам действия - постоянные  и временные;

 ж) по степени соответствия праву - правомерные и неправомерные (противоправные);

 з) по территории действия - общегосударственные, региональные  и локальные;

 и) по ветви власти, принявшей  правоограничительный акт, - федеральные,  акты субъектов федерации РФ, акты местных органов власти, акты ведомственных органов и т.д.;

 к) в зависимости от субъекта, на которого распространяются  ограничения, - ограничения, распространяющиеся  на всех субъектов, ограничения  прав человека, ограничения прав  гражданина, ограничения прав специальных субъектов.

 Нельзя не заметить различия  в природе древних государств  от средневековых, средневековых  - от современных. Так же очевидно  отличие европейских государств  как друг от друга, так и  от Русского, что не могло не  породить различия в их интересах, задачах и целях - все это исторические факты, доказанные и несомненные.

 Например, целью древних государств  была преимущественно безопасность, или самостоятельность, поддержание  своего могущества во внешних  сношениях и установление юридических норм для жизни различных сословий своего населения. При этом не безопасность служила целям жизни, а жизнь была приносима в жертву безопасности. Отдельная личность не могла вызвать общего признания или государственного содействия своим целям; и частное, человеческое, предоставленное отдельным усилиям частных лиц, было лишено полного, надлежащего развития.

 С развитием естественно-правовой  теории о неотчуждаемых правах  и свободах личности меняются  и цели государства. Признав  интересы конкретного индивида  своими собственными интересами, государство приняло на себя обязанность содействия этим интересам и их развитию, охране и защите.

 Так, теоретические представления  о неотчуждаемых естественных  правах человека отчетливо проявились  во французской Декларации прав человека и гражданина. Основополагающими ее идеями являются уважение закона, равноправие граждан, гарантии от произвола. В статье 4 этого документа было закреплено положение, ставшее аксиомой и не утратившее своей актуальности по сей день. Оно заключается в том, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому. Таким образом, естественные права каждого человека реализуются лишь в тех границах, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими правами. Этот конституционный принцип - осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц - воспроизводится и ч. 3 ст. 17 Конституции России и по своей значимости для граждан является неукоснительным.

 Для каждого современного  государства характерна своя  определенная система конституционно закрепленных социальных ценностей, образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Эти основания можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

 В этом смысле пределы  (границы) реализации прав (свобод), закрепленные в конституциях  различных государств и выражающиеся  в установлении общих оснований  ограничений, имеют определенное  сходство, поскольку направлены  на защиту прав и свобод отдельной личности или интересов общества и государства, а в самом общем виде - на достижение разумного баланса между интересами личности и интересами государства.

 В наиболее концентрированном  виде цели ограничений прав  и свобод человека зафиксированы в ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а более детально установлены в целом ряде других международно-правовых документов. Так, согласно ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ограничения должны осуществляться исключительно с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав. В соответствии с целым рядом статей (ст. 12, 18, 19, 21, 22 и др.) Международного пакта о гражданских и политических правах ограничения прав и свобод человека и гражданина могут применяться, если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.

 Аналогичные цели предусмотрены  ст. 8, 9, 10 Европейской конвенции о  защите прав человека и основных  свобод (...в интересах национальной  безопасности, общественного порядка  или экономического благосостояния  страны, в целях предотвращения  беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц); ст. 9, 10, 11, 12, 22, 26 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (...в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц).

 Следуя международным актам  в области прав человека, Конституция  Российской Федерации установила  в ч. 3 ст. 55 цели ограничения прав  человека и гражданина. Такими целями являются защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 Вместе с тем цели ограничений  основных прав и свобод человека  и гражданина могут быть условно разделены на юридические и социальные.

 Юридическая цель состоит  в установлении требуемого варианта  поведения субъектов права. Еще  Ш.Л. Монтескье отмечал: "Разреши  человеку делать все, что он  хочет, и ты погубишь его" <*>. Иными словами, юридической целью ограничения в самом общем виде выступают устранение, снижение, предупреждение отрицательной мотивации и негативной активности субъектов; поощрение и стимулирование социально полезного поведения индивида; реализация человеком и гражданином своих прав и свобод в определенных законом границах. В конечном счете юридическая цель сводится к справедливой упорядоченности общественных отношений.

--------------------------------

<*> Монтескье Ш.Л. Указ. соч.  С. 242.

Границы деятельности человека устанавливаются не произвольно, а для достижения социальной цели, которая состоит в недопущении ущерба для конституционного строя, безопасности государства, общественного порядка, жизни и здоровья, законных интересов других граждан. Ограничение основных прав граждан является не самоцелью, и не проявлением беззакония государства, а социально оправданными действиями, призванными обеспечить стабильное развитие общества.

 Таким образом, конституционно-правовые  основания ограничений основных  прав и свобод человека и гражданина можно определить как обусловленные философско-правовой концепцией свободы личности и закрепленные в Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах обстоятельства, создающие угрозу конституционно защищаемым ценностям и определяющие границы реализации человеком и гражданином своих прав и свобод и обеспечивающие соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

 Конституционно-правовые основания  ограничений основных прав и  свобод человека и гражданина, предусмотренные ч. 3 ст. 55, имеют базовое значение для правового регулирования в целом, устанавливают конституционный режим реализации личностью своих прав и свобод в силу особой значимости конституционных норм в системе национального законодательства. Однако следует учитывать, что это - исчерпывающий список возможных, но не обязательных целей ограничений основных прав и свобод человека и гражданина, и он не может быть расширен.

 В то же время при определенных  критических обстоятельствах, вызванных либо действиями самого человека или другого государства, либо действиями стихийных сил природы и представляющих реальную угрозу территориальной целостности, безопасности личности и существующему общественному порядку, для стабилизации общественно-политической обстановки и нейтрализации негативных последствий этих действий возникает необходимость отступления от некоторых положений Конституции и применения особых мер для обеспечения нормальной жизнедеятельности, т.е. введения в действие особых правовых режимов функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций <*>.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел