Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

- запрещение приобретения, сбыта,  продажи, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ предприятиями, организациями и учреждениями, а также изъятие таких предметов и веществ в случаях нарушения порядка их сбыта, отпуска, хранения, учета, использования и перевозки;

- приостановление деятельности пиротехнических предприятий в случаях, если там не обеспечивается безопасность работников и других граждан;

- аннулирование разрешений на  приобретение, хранение огнестрельного  оружия, выданного гражданам, а  также изъятие незаконно хранящегося  оружия;

- оказание гражданам необходимой  помощи при стихийных бедствиях  и других чрезвычайных обстоятельствах,  обеспечение охраны их имущества,  оставшегося без присмотра;

- принятие мер к оказанию  неотложной помощи лицам, пострадавшим  от правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии;

- обеспечение сохранности найденных  и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого  имущества, принятие мер к их  возврату законным владельцам;

- осуществление совместно с органами здравоохранения надзора за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха граждан;

- оказание в необходимых случаях  содействия медицинским работникам  в неотложной госпитализации психически больных граждан, представляющих опасность для окружающих, а также наркоманов;

- оказание содействия органам  здравоохранения и ветеринарного  надзора в проведении ими карантинных  мероприятий при эпидемиях и  эпизоотиях;

- осуществление мер по обеспечению безопасности полетов, охране жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей гражданских и военных судов;

- производство досмотра ручной  клади, багажа, а также производство  личного досмотра пассажиров  гражданских воздушных судов.

3. Полномочия, связанные с проведением  дознания и предварительного  следствия:

- задержание и содержание под  стражей в соответствии с требованиями  уголовно-процессуального законодательства  лиц, подозреваемых в совершении  преступлений, либо лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу;

- фотографирование и дактилоскопирование  лиц, заключенных под стражу;

- осуществление оперативно-розыскных  и иных предусмотренных законом  мер в целях обнаружения преступлений  и лиц, их совершивших;

- возбуждение уголовных дел  и производство неотложных следственных  действий по установлению и  закреплению следов преступления;

- производство дознания и предварительного  следствия в пределах компетенции,  определенной уголовно-процессуальным законодательством;

- выполнение поручений и указаний  прокуроров и следователей о  производстве розыскных и следственных  действий;

- исполнение постановлений прокуроров, санкционированных прокурором постановлений  следователей о заключении под  стражу;

 - охрана и конвоирование лиц, заключенных под стражу;

- розыск обвиняемых, скрывшихся  от следствия и суда, лиц, пропавших  без вести, а также похищенного  имущества.

4. Иные полномочия, связанные с  обеспечением прав и свобод  человека и гражданина:

- розыск должников и ответчиков по гражданским делам;

- содействие Союзу обществ Красного  Креста и Красного Полумесяца  в розыске лиц, потерявших связь  со своими родственниками;

- розыск российских граждан,  потерявших связь со своими  родственниками.

 Правовым основанием выделения названных полномочий являются нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и деятельность органов внутренних дел.

 Для компетенции этих органов  по охране и защите прав  и свобод человека характерно  то, что значительная часть составляющих ее полномочий связана с охраной не какого-либо одного отдельно взятого права, а распространяется на всю систему указанных прав и свобод или на большую ее часть.

 Особенностью полномочий органов  внутренних дел в данной сфере  является также и то, что преимущественно охрана прав и свобод не предполагает направленных действий, связанных с вмешательством в личную жизнь человека или гражданина. Основное назначение рассматриваемых полномочий состоит в устранении негативных факторов, затрудняющих свободное использование гражданами своих прав и свобод.

 Вместе с тем конституционное  требование о том, что использование  гражданами прав и свобод не  должно наносить ущерб интересам  общества и государства, правам  других граждан, полностью распространяется  и на практику реализации их прав и свобод. Это требует постоянного контроля со стороны компетентных государственных органов, в том числе и органов внутренних дел, правомерности действий граждан в этой области. При нарушении правовых предписаний, нанесении ущерба общественным и государственным интересам, а также правам других граждан органы внутренних дел обязаны в установленных законом случаях и порядке принимать необходимые меры в отношении правонарушителя, которые могут быть связаны и с ограничением индивидуальной свободы. Однако и эти действия имеют своей целью создание условий, необходимых для реализации прав и свобод граждан, поскольку режим законности является важнейшей гарантией их реальности.

 Формированию обстановки, необходимой  для осуществления прав и свобод  граждан, служат и некоторые другие полномочия органов внутренних дел. Осуществление этих полномочий может быть в незначительной степени связано с ограничением тех или иных прав и свобод граждан, в частности в случаях совершения правонарушения либо подозрения лица в совершении неправомерных действий. Отличительной чертой указанных полномочий является то, что они могут затрагивать интересы не только правонарушителей, но и других лиц. Так, нормативными актами, регулирующими деятельность органов внутренних дел, определен конкретный перечень оснований, дающих право сотрудникам милиции входить в жилые помещения граждан. Это право распространяется на случаи, связанные с преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления. Основания для признания лица подозреваемым и его задержания определены в ст. 91 УПК РФ.

 В соответствии со п. 18 ст. 11 Закона РФ "О милиции" правом  входа в жилые помещения в  любое время пользуются сотрудники  милиции для пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых  в их совершении; при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах и событиях, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан. Согласно п. "д" ст. 12 Положения об административном надзоре сотрудникам милиции предоставлено право посещать в любое время жилища лиц, взятых под административный надзор в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. "Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Еще одним основанием для входа в жилые помещения граждан является обязанность сотрудников милиции проверять соблюдение положений паспортно-регистрационного режима. Такие проверки разрешается проводить, как правило, в дневное время и при наличии достоверных данных о нарушении правил этого режима.

 Все  случаи возможного вмешательства  в личную жизнь граждан со  стороны органов внутренних дел  четко определены законодательством.  Выход за рамки, определенные  правовыми документами, а также  произвольное ограничение прав  и свобод граждан при отсутствии для этого законных оснований являются нарушениями законности.

 В то же время в практике  весьма нередки случаи, когда  перед сотрудниками органов внутренних  дел возникает дилемма: вмешиваться  или нет в разрешение семейных  либо бытовых конфликтов, не связанных  с нарушением правопорядка, но  затрагивающих содержание личной свободы. Подобное вмешательство следует признать не только правомерным, но и необходимым. Оно может быть не связано с применением каких-либо принудительных мер, но позволит сотруднику органа внутренних дел дать квалифицированную оценку событий, действий и поступков отдельных лиц; предупредить их о возможном перерастании нарушений норм морали в правонарушение; передать информацию по фактам нарушений норм морали, традиций и обычаев на рассмотрение общественности для применения мер общественного воздействия. Кроме того, невмешательство в подобных ситуациях способно нанести вред авторитету органов внутренних дел. Об этом свидетельствуют и результаты социологических исследований. Но во всех случаях вмешательство в семейные либо бытовые конфликты со стороны сотрудников органов внутренних дел должно основываться на строгом соблюдении законности и не выходить за рамки данных им полномочий.

2. Формы и методы деятельности  органов внутренних дел по  обеспечению прав и свобод  человека и гражданина. Роль органов  внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина раскрывается в различных формах и методах их деятельности по осуществлению данных им полномочий. Но эти формы и методы избираются органами внутренних дел не произвольно, а всегда обусловлены содержанием конкретной деятельности.

 Учет объективных предпосылок,  правильное определение форм  и методов деятельности органов  внутренних дел способствуют  проявлению содержания работы, а  неверно определенные - тормозят  работу либо сводят эффективность  деятельности к нулю. В этой связи важное значение имеет верное определение форм и методов реализации органами внутренних дел своей компетенции во всех областях деятельности, в том числе и в сфере обеспечения прав и свобод граждан.

 Вопрос о формах и методах  деятельности органов внутренних дел практически не исследован в юридической литературе. В философской литературе форма деятельности понимается как способ организации, способ существования процесса, явления. Придавая юридический смысл этому философскому понятию, польский ученый Е. Старосьцяк определяет форму деятельности как дозволенный или урегулированный правом способ деятельности органов управления в конкретной работе.

 Указанное определение нуждается,  на наш взгляд, в уточнении,  поскольку автор говорит о  форме с позиции ее внутреннего строения, но не показывает ее связь с другими формами, и, наконец, со всем процессом деятельности. Форма в философии - это еще и порядок расположения элементов, внутренняя структура целого, поэтому каждая форма в отдельности - "...это определенная часть деятельности органа, его структурных подразделений и личного состава... Вся управленческая деятельность складывается из определенных форм, каждая из которых объективно выражена и отличается от других форм".

 В литературе, особенно юридической, с учетом достижений общественных наук выработан достаточно однозначный подход к определению форм управленческой деятельности как внешнего организационно-правового выражения конкретных, однородных действий, совершаемых с целью практического осуществления поставленных задач. В силу этого содержанием каждой из форм деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан является совокупность однородных, конкретных действий их сотрудников, связанных с созданием оптимальных условий для использования гражданами своих прав и свобод, устранением негативных факторов, затруднявших реализацию последних, а также с обеспечением условий для осуществления прав граждан, наказанных за совершение правонарушений, с учетом соответствующих индивидуальных правоограничений. В основе же действий органов внутренних дел лежит исполнение полномочий, которыми они располагают. Именно осуществление государственно-властных полномочий определяет содержание форм их деятельности в рассматриваемой сфере, хотя, естественно, специфика прав и свобод обусловливает необходимость широкого применения и неправовых средств.

 Каждая форма является неотъемлемой  частью всей деятельности органов  внутренних дел, и в этой  связи соотношение между деятельностью  этих органов по обеспечению прав и свобод граждан и отдельной ее формой проявляется как соотношение между общим и отдельным. Так как общее всегда является свойством отдельного, каждая форма служит выражением существа всего процесса деятельности органов внутренних дел в данной сфере.

 Деятельность органов внутренних  дел по обеспечению прав и  свобод граждан осуществляется  в общем русле исполнения поставленных  задач, но не растворяется в  массе иных задач, решаемых  этими органами, а наоборот, обусловливает,  конкретизирует их. В конечном счете все иные задачи выступают в качестве производных от главной - обеспечения прав и свобод человека и гражданина, естественно, в комплексе с обеспечением интересов общества и государства. Соответственно формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, в значительной степени определяют формы и методы всей их деятельности, а с другой - проявляются в них.

 Необходимым условием правильного  определения формы деятельности  органов внутренних дел в рассматриваемой сфере является их соответствие содержанию этой деятельности. "Форма, - как писал в свое время К. Маркс, - лишена всякой ценности, если она не есть содержание". При определении форм деятельности органов внутренних дел следует учитывать и тот факт, что каждое структурное подразделение, входящее в систему МВД, имеет свои специфические задачи, а следовательно, - и формы их решения. При сложной организации этих органов весьма затруднительно подвергнуть анализу всю совокупность форм, применяемых как в деятельности всей системы органов внутренних дел, так и ее отдельных подразделений по обеспечению прав и свобод граждан. Кроме того, это сопряжено с риском, что основные, принципиально важные формы окажутся в "тени". Поэтому необходимо выделить такие формы деятельности органов внутренних дел в данной области, которые бы, во-первых, соответствовали всем формальным признакам этого понятия, а во-вторых, - отражали бы сущность содержания всех действий и распространялись на практику всей системы указанных органов в целом и в частности, так и на каждый отдельно взятый орган и его подразделения.

 Такими формами являются  правоприменительная, организационная,  воспитательная, правоохранительная <*>.

--------------------------------

<*> Такая система форм адекватно отражает структуру деятельности органов внутренних дел, раскрывает их роль в обеспечении прав и свобод граждан. В то же время, поскольку формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан не получили пока научного толкования, попытка их выявления носит постановочный характер и допускает неоднозначность подхода к определению и научному анализу форм деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел