Ответственность за качество
подготовки нормативных правовых
актов несут начальники подразделений
Министерства, а за состояние
нормотворческой работы по направлениям
деятельности МВД - соответствующий
заместитель министра. Аналогичная
ситуация должна иметь место и во
всех нижестоящих органах внутренних
дел.
Процесс совершенствования
ведомственного правового регулирования
носит постоянный характер, для
чего во всей системе органов
внутренних дел имеются организационные
образования по образцу и подобию
системы МВД России. Например, Экспертный
совет, самостоятельный, подчиняющийся
непосредственно первому лицу, юридические
службы с надлежащим техническим оснащением;
система ведомственного правового информирования
в виде Бюллетеня текущего законодательства,
ежемесячной экспресс-информации; отраслевая
автоматизированная система сбора, накопления,
обработки, хранения и поиска нормативно-правовых
актов как на уровне законов, так и подзаконных
актов.
Состояние правового регулирования
организации деятельности органов
внутренних дел предполагает дальнейшее
его совершенствование. Прежде всего необходимо
добиться обеспечения социальной адекватности
правового регулирования организации
деятельности органов внутренних дел.
Решение этого вопроса зависит от максимального
обеспечения технико-юридической адекватности
такого регулирования, то есть использования
правил и приемов юридической техники,
в том числе для достижения ясности, точности,
непротиворечивости текста нормативно-правовых
актов, устранения пробелов в них. Необходимы
универсализация и унификация нормативного
материала, приведение его в соответствие
с действующим законодательством, создание
кодексов по направлениям служб и видам
деятельности. С учетом реального положения
дел приоритетное значение должны иметь
финансово-хозяйственная и кадровая виды
деятельности.
Повышение качества юридических
норм зависит от включения
в их структуру санкций как
нежелательных последствий несоблюдения
содержащихся в них правовых
предписаний. Необходимо приведение
правовых основ организации
деятельности органов внутренних дел
в соответствие с общепризнанными принципами
и нормами международного права, международными
обязательствами Российской Федерации,
рекомендациями Совета Европы, модельными
нормативными правовыми актами государств-участников
СНГ. Все это в конечном счете должно улучшить
правовое регулирование деятельности
органов внутренних дел по обеспечению
прав и свобод человека и гражданина.
Лекция N 10. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА
1. Организационно-управленческие
основы деятельности органов
внутренних дел по обеспечению
прав и свобод человека и
гражданина.
2. Содержание управленческой деятельности
органов внутренних дел по
обеспечению прав и свобод человека
и гражданина.
1. Организационно-управленческие
основы деятельности органов
внутренних дел по обеспечению
прав и свобод человека и
гражданина. Предупреждение нарушений
прав и свобод человека и
гражданина, а также влияние на
причины и условия, способствующие
совершению конкретных нарушений, предполагают
активную работу руководства органов
внутренних дел по следующим основным
направлениям: 1) совершенствованию правового
регулирования организации и деятельности
органов внутренних дел, 2) организации
обучения и 3) воспитанию личного состава.
Первостепенное значение для
организации обеспечения прав
и свобод имеет совершенствование
правового регулирования организации
и деятельности органов внутренних
дел. Именно закон позволяет
работникам этих органов в своей деятельности
превратить защиту и охрану прав человека
в механизм (средство, инструмент) координации
различных общественных интересов, достижения
социального компромисса в нашем обществе.
Профессиональное отношение
к праву, умение и навыки, а также
привычки соблюдать закон могут быть сформированы
у сотрудников органов внутренних дел
путем проведения следующих групповых
и индивидуальных упражнений:
- решения учебных оперативно-служебных
задач в условиях, максимально
приближенных к реальным, в которых
возможны нарушения прав человека из-за
профессиональной неподготовленности
сотрудников;
- разбора реальных ситуаций, в
которых имели место или были
предупреждены нарушения прав
человека; анализа ситуаций, когда
сотрудники находились на грани
нарушения;
- разбора нарушений прав человека
на основе местных материалов
и материалов других органов,
а также анализа фактов, указанных
в представлениях прокуроров, частных
определениях судов, актах ведомственных
проверок или приказах по линии
МВД, ГУВД, УВД;
- использования эпизодов из
художественных кинофильмов, книг
и статей, посвященных деятельности
органов внутренних дел (с учетом
упрощений, допускаемых в них),
как образной основы для обсуждения
и анализа причин и условий,
способствовавших нарушениям прав
человека.
В планы всех комплексных,
штабных и оперативных игр
и учений должны включаться
мероприятия, связанные с организацией
и управлением процессом обеспечения
прав человека.
Управленческое воздействие
на состояние обеспечения прав
человека в органах внутренних дел
оказывается многими субъектами управления:
различными органами законодательной
и исполнительной власти, другими звеньями
государственного аппарата, в частности
правоохранительными органами, но основными
являются начальники органов, служб, подразделений
внутренних дел. Обеспечение прав человека
в работе подчиненных составляет одну
из главных целей (функцию-задачу) всех
руководителей, каждого вышестоящего
органа.
В отличие от внешних факторов
(экономических, правовых и иных)
внутреннее управление входит в сферу
непосредственного влияния органов внутренних
дел и поэтому представляет собой наиболее
гибкую, мобильную часть системы факторов,
определяющих состояние обеспечения прав
человека. Внутриуправленческие факторы
нередко используются в качестве "компенсаторов"
тех недостатков, которые имеются в других
частях указанной системы. Например, недостатки
в профессиональной подготовке вновь
принятых сотрудников компенсируются
за счет проведения инструктажа, усиленного
контроля. Вместе с тем иные факторы (материальные,
политические) нередко реализуются посредством
управленческой деятельности (распределением
и организацией использования выделенных
ресурсов, доведением до личного состава
новых правовых актов и др.).
2. Содержание управленческой деятельности
органов внутренних дел по обеспечению
прав и свобод человека и гражданина. Влияние
средств управления на правовое поведение
сотрудников и тем самым на уровень обеспечения
прав человека осуществляется в двух направлениях:
формирования личности сотрудников и
создания нормальных условий их деятельности,
способствующих строгому соблюдению норм
права.
В зависимости от механизма
влияния на состояние обеспечения
прав человека управленческое
воздействие может быть прямым
и косвенным.
Прямое воздействие заключается
в осуществлении мер, имеющих непосредственной
целью обеспечение прав человека. В этих
целях могут осуществляться, например,
инструктирование по вопросам соблюдения
правовых требований, контроль законности
выполнения определенных работ, изучение
личным составом нормативных актов и т.п.
Косвенное воздействие прямо
не преследует цель обеспечения
прав человека, а обычно направляется
на общее совершенствование работы,
повышение ее эффективности (выработку
оптимальной структуры, более
совершенное распределение обязанностей,
улучшение планирования и др.). Но любое
совершенствование управления приводит
к тому, что сотрудники лучше познают свои
обязанности и соответствующие правовые
нормы, растет их профессиональное мастерство,
снижается перегрузка, улучшается климат
в коллективе, а все это не только повышает
результаты, но и укрепляет законность
в работе личного состава.
Рассматривая возможности управленческого
воздействия, целесообразно исходить
из его объекта, что позволяет
выделить соответствующие направления.
1. Организация органа (подразделения).
Управленческое воздействие направляется
на установление или совершенствование
статической фазы управления: целей,
задач, функций, структуры органов
(подразделений), функциональных обязанностей
сотрудников, а также на перераспределение
сил, средств и т.п. Подобные меры нацелены
на общее улучшение работы, а на обеспечение
прав человека влияют косвенно. Совершенствование
структуры и функций может заключаться,
допустим, в перераспределении объектов
обслуживания с учетом оперативной обстановки,
создании постоянных специализированных
групп (например следственных), перераспределении
штатов и технических средств в связи
с социально-демографическими изменениями.
Важное значение может иметь
перераспределение функциональных
обязанностей с учетом подготовки, опыта,
интересов конкретных исполнителей. Целесообразно
определить для руководителя непосредственно
и круг полномочий, связанных с обеспечением
прав человека в работе подчиненных, в
том числе и по организации контроля, проведению
инструктажей личного состава, организации
воспитательной работы.
2. Функционирование органа (подразделения).
Управленческое воздействие здесь
связано с установлением или
изменением, а также практической
реализацией порядка подготовки
и принятия управленческих решений, организацией
исполнения, контроля, т.е. с управлением
в динамике. Эти методы могут служить целям
как прямого, так и косвенного воздействия
на обеспечение прав человека.
Прежде всего следует выделить
организацию информационно-аналитической
работы. Речь идет о каналах поступления
информации в тот или иной орган (подразделение),
ее хранении, распределении, анализе, переработке,
использовании, каналах выхода и т.п. Применительно
к каждому органу (подразделению) определяется,
что именно отрицательно влияет на качество
и законность работы. Важно выделить информацию,
непосредственно связанную с обеспечением
прав человека (выявление и учет допущенных
нарушений, их анализ, формирование статистической
отчетности, подготовка сводок о состоянии
обеспечения прав человека, их периодичность).
Однако статистические данные
не дают полной и объективной
картины состояния обеспечения
прав человека, и за лучшими
показателями нередко скрывается
худшее положение дел. Поэтому
статистические показатели следует
рассматривать как нуждающийся в проверке
сигнал о возможности того или иного состояния
обеспечения прав человека. Для более
достоверных выводов необходимо использовать
источники информации не только внутри
органов внутренних дел (материалы проверок,
уголовных и других дел, различные учеты,
наряды, анализы, справки и др.), но и вне
их (материалы правоохранительных и других
государственных органов, медицинских,
хозяйственных и иных учреждений, общественных
и коммерческих организаций и коллективов).
В некоторых случаях целесообразно и прямое
обращение к населению.
Существенную роль играет
информация по таким вопросам,
как состояние материально-технического
обеспечения, правового регулирования
определенного вида деятельности,
уровень работы руководителей
органа и его подразделений, состояние
организационной работы, подготовки кадров,
связи органа с органами законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления,
судами, прокуратурой, населением и т.п.
Необходимо учитывать, что
при осуществлении всех видов информационно-аналитической
работы к информации предъявляются следующие
требования: полнота, своевременность,
непрерывность, достоверность, комплексность,
экономичность, полезность.
Подготовка и принятие управленческих
решений являются центральной стадией
управления вообще и обеспечения прав
человека в частности. Она обычно начинается
со сбора первичной информации о состоянии
работы по обеспечению прав человека в
органе (подразделении), характере и причинах
допускаемых нарушений, распространенности
того или иного вида нарушений. На основе
этой информации выдвигаются управленческие
гипотезы и определяются пути и средства
их проверки, т.е. принимаются промежуточные
управленческие решения. В последующем
на основе этих решений должен осуществляться
сбор основной информации, которая даст
возможность оценить состояние обеспечения
прав человека; выявить участки работы,
отличающиеся наибольшим числом нарушений,
характер последних, причины и условия,
факторы, влияющие на состояние деятельности
по обеспечению прав человека, причины
недостаточной эффективности ранее принятых
мер; выработать наиболее результативные
пути решения стоящих задач.
Управленческие решения делятся
на нормативные и индивидуальные
(среди последних наиболее распространены
правоприменительные). Их выработка
и принятие направлены на обеспечение
требований, предъявляемых к каждому управленческому
решению. В частности, нормативные акты
должны быть адекватны реальным общественным
отношениям, соответствовать вышестоящим
нормативным актам и нормам господствующей
морали, они должны быть четкими, понятными,
доступными, согласованными с другими
нормативными актами.
Главными требованиями к
правоприменительным и другим
индивидуальным управленческим
решениям являются их законность,
обоснованность, целесообразность
и справедливость.
Совершенствование этого направления
деятельности заключается в устранении
недостатков, мешающих реализации
указанных требований. Для этого
разработке нормативных актов
(или подготовке соответствующих
предложений в вышестоящие органы)
могут применяться меры: анализ эффективности
действия определенных норм права, установление
характера их недостатков, последствий
их влияния на состояние работы; создание
более эффективного порядка выявления
и реализации данных вопросов; совершенствование
самого процесса нормотворческой деятельности
(ее демократизация, научность, порядок
внесения предложений, их обсуждения,
принятия решения). Примерно такой же характер,
за определенными исключениями, могут
иметь и меры, направленные на улучшение
правоприменительной деятельности.