Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
Краткое описание
целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в Казахстане и взаимодействия государственной и частной собственности.
транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли
должны оставаться
в сфере государственной
отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
В рекомендациях различных
должна составлять 50-30% основных производственных фондов.
Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать
значительные позиции в народном хозяйстве, и этот сектор требует адекватной
ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть
разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства,
вторая - на полном коммерческом расчете.
Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление
монополизма, характерного для административно-командной системы. С
превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще
более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные
стороны новых государственных границ.
Понятно, что демонополизация производства, основанного на
государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти
преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения
предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых
предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша
страна в настоящее время не располагает.
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет
диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу
использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска
дефицитных товаров.
В преодолении монополизма может играть положительную роль
использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют
антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон
Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона,
запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить
конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение
на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена
уголовная ответственность (штраф до 100 тыс.долл. с должностного лица и
тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в
тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.[11]
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую
степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка
предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист
ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть
не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%,
4-5 - не более
70%. Верхняя планка для
одной фирмы в
установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
Тем не менее, одной из
явилось разгосударствление, определение и использование наиболее
рациональных путей, моделей приватизации.
Приватизация ( это переход государственной собственности в руки
отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение
на базе государственных
предприятий различных
После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо,
работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные
общества, холдинги и т.д.
Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг,
жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные
предприятия промышленности и сельского хозяйства.
Мировая практика накопила
где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы
(Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в
Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций;
подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья
квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития
конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-
15 лет. Проведению
приватизации предшествовала
Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп
предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в
аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д. Цели приватизации
связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через
развитие рынка
и формирование слоя частных
собственников-
стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы
предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной
среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации
экономики.
Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие
объектов социальной
инфраструктуры за счет средств от
приватизации.
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама
концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано
официально. В результате, происходила своеобразная приватизация
государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление
государственной собственности. Смена собственников не привела к
эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство
естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В
связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы
другими странами:
дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с
целью создания
экономической структуры с
крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями
в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;
разнообразие способов передачи государственной собственности в частные
руки;
. предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства
предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным
контролем, для финансирования
заработной платы и
поставщиками и др.
§5. Муниципальная собственность
Наряду с государственной муниципальная собственность является
разновидностью публичной собственности. Верховным распорядителем имущества
муниципальных предприятий являются органы местной власти (городские,
районные и др.). Управление муниципальными предприятиями осуществляется
либо непосредственно муниципальными органами, либо через назначенных
руководителей (или менеджеров). Созданный доход может распределяться
муниципальными органами, руководителями самостоятельно или с участием
трудовых коллективов.
§6. Смешанные формы.
Современная экономика характеризуется динамизмом, многообразием
изменений экономических отношений, форм и институтов. Применительно к
собственности происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в
результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Внутри
отдельных форм соединяются черты разных форм собственности. Например,
внутри государственных предприятий могут образоваться структуры
частнопредпринимательского и кооперативного характера, и в рамках
государственных предприятий образуются черты различных форм собственности.
Например, различные медицинские центры в государственных медицинских
учреждениях функционируют на частных или кооперативных началах. Аналогичные
структуры имеются и в государственных высших учебных заведениях. Или,
например, колхозы и совхозы преобразованы в акционерные общества, но
продолжают функционировать на кооперативных началах, вновь объединив
выделенные работникам паи.[12]
Особым направлением
социализация отдельных форм: участие работников в управлении производством
и распределением дохода; участие государственных и частных предприятий в
обеспечении работников жильем, медицинским обслуживанием изменяет
социальную сферу различных форм собственности.
Не следует отождествлять
экономикой. Форма собственности — это характеристика сложной внутренней
структуры отдельной формы собственности. Здесь в рамках отдельной формы
сочетаются различные
типы главных правомочий по труду, управлению,
доходу.
§7. Комбинированные формы.
Выше был рассмотрен процесс усложнения внутреннего содержания
отдельных форм собственности. Современная экономика в поисках эффективного
функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных
форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания.
В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены
современные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны,