Формы предпринемательства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Краткое описание
целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в Казахстане и взаимодействия государственной и частной собственности.

Файлы: 1 файл

курсовая 2).doc

— 293.00 Кб (Скачать)

люди жили лучше, надо производить больше товаров  и услуг высокого  качества.

Этим  искусством  мы,  к  сожалению,  еще  до  сих  пор  не   овладели.   Но

правительство  обеспечивало  активную   социальную   политику   при   помощи

повышенной эмиссии, однако если на эти  деньги  не  выпускается  адекватного

количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а  очереди,  дефициты  и

спекуляция,  что  и  наблюдалось  на  первых  этапах  перехода  к   рыночной

экономике.

      Мы считаем, что для перехода  к рынку  нужно,  прежде  всего,  в  общих

чертах осознавать то, к чему движется наше общество: что  такое  современный

рынок.

      Решив  построить  рыночную  экономику,  мы   должны,   прежде   всего,

представлять  ее  образ,  видеть  хотя  бы  контуры,  усвоить  суть  рыночных

отношений.  Однако  глубокому  восприятию  и   пониманию   рынка   советским

человеком препятствует несколько причин.

      Во-первых, мы подлинной рыночной  экономики во всех  ее  многочисленных

проявлениях практически  не видели и не знали. Если кто  и  бывал  в  странах

свободного рынка, то он лицезрел только его внешний  облик, не вникая в  суть

внутренних механизмов рыночных отношений.

      Во-вторых, нас рыночным отношениям  не  учили.  В  школах,  техникумах,

институтах, по радио и телевидению нам внушали, что за рубежом  загнивающая,

кризисная  экономика  с  эксплуатацией  и  порабощением  трудящихся   людей.

Учебники, содержащие подлинное описание рынка и  рыночной  экономики,  труды

так называемых буржуазных экономистов  либо  вообще  не  переводились  и  не

издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов.

      В-третьих, те естественные ассоциации, которые возникают у каждого  из

нас при слове  “рынок”, так или иначе связаны  с  колхозным  рынком,  базаром,

то есть рыночными  формами, существовавшими в  советской  экономике.  Но  эти

аналогии весьма далеки от реального цивилизованного  современного  рынка  и,

значит, порождают  искаженное представление о подлинной  рыночной экономике.

      Термины  “рынок”  и   “рыночная  экономика”  в   нашей   стране   обычно

трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные  отношения,

иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно.[6]

      Рынок-это вся  система  многообразных   экономических  отношений   между

людьми,  возникающих  в  процессе  производства,  распределения,  обмена   и

потребления,  основанная  на  определенных  принципах,  главным  из  которых

является свобода  экономической деятельности.

      Основное свойство экономики  рыночного типа состоит  в   распространении

рыночных отношений  на все  хозяйственные  сферы,  проникновение  их  во  все

отрасли,  охват  всех  регионов   страны.   Это   свойство   можно   назвать

всеобщностью  рыночных отношений. 
 
 

                §3.Формы собственности в переходной  экономике 
 

      Трансформация собственности - от  монополизма к плюрализму форм

      Изменения  в  отношениях   собственности   стали   основным   стержнем

экономических реформ в бывших советских республиках. В  теоретическом  плане

трансформация собственности потребовала решения  проблемы: до  какого  уровня

должна  снизиться  доля  государственной  собственности,  какими  темпами  и

способами  пойдет  это  снижение,   как   и   к   кому   должна   переходить

государственная собственность.

      В России и в других государствах  СНГ взят курс на переход   к  системе,

сочетающей  частную  (индивидуальную   и   групповую),   государственную   и

смешанную формы  собственности на средства производства. Это  вполне  логично

сопрягается с  курсом на переход к  рынку.  Раз  рынок  предполагает  свободу

производственной   и   коммерческой    деятельности,    конкуренцию    между

производителями, значит должно быть  преодолено  господство  какой-то  одной

формы собственности. Оно должно  быть  заменено  взаимно  дополняющими  друг

друга различными формами  собственности,  каждая  из  которых  оказалась  бы

наиболее  приспособленной  к   конкретной   сфере   экономики,   к   каждому

специфическому  виду экономической деятельности.

      Госсобственность в переходный  период

      Особенность отношений между  субъектами и  объектами   собственности  на

федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:

результаты процесса управления федеральной собственностью влияют  на  судьбы

многих  людей,  определяя  уровень  их   жизни,   социальную   защищенность,

состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие  другие

общепризнанные  человеческие ценности;

федеральная собственность  охватывает огромное число объектов,  расположенных

на всей территории страны и за ее пределами;

объекты  федеральной  собственности  отличаются  большим  организационным  и

правовым многообразием, охватывают  широкий  спектр  отраслей  национального

хозяйства  и  предназначены  для   использования   в   самых   разнообразных

направлениях;

реализация права  государства  на  объекты  собственности  достигается  через

функционирование   системы   управления   государственной    собственностью,

представляющей  собой трехуровневую иерархическую  структуру.

      Государственная собственность, вероятно, сохранит  свою  значимость  и

функцию  опорного  звена  всей  хозяйственной  цепи.  Процесс  приватизации,

ведущий к расширению  индивидуальной  и  групповой  форм  собственности,  не

означает, что  государственная собственность  будет полностью  свернута.  Есть

такие  отрасли  народного  хозяйства,  которые  нецелесообразно  дробить  на

элементы.

      Это относится прежде всего   к  крупным,  наиболее  важным  комплексам,

работающим  в  интересах  всего  государства.   Очевидно,   что   в   России

энергетика, транспорт, производство оборонной продукции  и  некоторые  другие

отрасли  должны  оставаться  в  сфере  государственной  собственности.  Сюда

должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.

      В рекомендациях различных авторов, доля государственной  собственности

должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

      Еще  долгое  время   государственному   сектору   будут   принадлежать

значительные  позиции в народном хозяйстве  России,  и  этот  сектор  требует

адекватной ему  системы управления.  По-видимому,  все  госпредприятия  могут

быть разделены  на две категории: одна - под прямым управлением  государства,

вторая - на полном коммерческом расчете.

      Важная проблема в развитии  государственной собственности  - преодоление

монополизма, характерного для  административно-командной  системы.  К  концу

1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного  производства

достигла 72%. С  превращением  бывших  республик  в  независимые  государства

монополизм  еще  более  усугубился,  так  как   многие   предприятия-дублеры

оказались по разные стороны новых государственных границ.[7]

      Понятно,   что   демонополизация    производства,    основанного    на

государственной собственности, -  это  долгий  и  сложный  процесс.  Отчасти

преодоление   монополизма   может   осуществляться    путем    разукрупнения

предприятий, механического  раздела их на части. Для строительства  же  новых

предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много  средств,  которыми  наша

страна в настоящее  время не располагает.

      Можно  предположить,  что   преодоление  монополизма  пойдет  за   счет

диверсификации  производства на действующих предприятиях,  которым  под  силу

использовать  свободные мощности  (или  расширять  действующие)  для  выпуска

дефицитных товаров.

      В   преодолении   монополизма   может   играть   положительную    роль

использование   опыта   стран   Запада.   Во   многих   из   них   действуют

антимонопольные законы. В частности, в  США  в  1890  г.  был  принят  закон

Шермана  ("хартия  экономической  свободы"),  в  1914г.  -  закон  Клейтона,

запрещавший  горизонтальное  слияние фирм,  если   оно   могло   уничтожить

конкуренцию. Закон  Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил  это  запрещение

на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных  законов  предусмотрена

уголовная ответственность (штраф до 100  тыс.долл.  с должностного  лица  и

тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить  компенсировать  убытки  в

тройном размере  для фирмы, пострадавшей от монополизма.

      В ряде стран Запада  действуют   административные  запреты  на  высокую

степень  монополизма.  В  США  при  монополизации  одной  фирмой  90%  рынка

предусмотрен  принудительный раздел этой фирмы, при  60%  и  выше  монополист

ставится под  контроль государства. В ФРГ один предприниматель может  владеть

не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем  50%,

4-5 - не  более  70%.  Верхняя  планка  для   одной  фирмы  в  Великобритании

установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.

      Тем не менее, одной из главных  теоретических  и  практических  проблем

явилось   разгосударствление,   определение   и    использование    наиболее

рациональных  путей, моделей приватизации.

      Приватизация  (  это  переход   государственной  собственности   в  руки

отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических  лиц, или  возникновение

на базе государственных  предприятий различных смешанных  форм  собственности.

После  приватизации  субъектами  собственности  становятся   частное   лицо,

работник  приватизируемого  предприятия,  трудовой  коллектив,   акционерные

Информация о работе Формы предпринемательства в Казахстане