Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
Краткое описание
целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в Казахстане и взаимодействия государственной и частной собственности.
общества, холдинги
и т.д.
Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг,
жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные
предприятия промышленности и сельского хозяйства.
Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах,
где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы
(Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в
Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций;
подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья
квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития
конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-
15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа.
Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп
предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в
аренду, продажа
мелких предприятий с аукциона и т.д.
Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной
деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-
предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение
эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и
создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие
демократизации экономики.
Приватизация направлена на
объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама
концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано
официально. В результате, происходила своеобразная приватизация
государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление
государственной собственности. Смена собственников не привела к
эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство
естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В
связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы
другими странами:
дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с
целью создания
экономической структуры с
крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями
в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;
разнообразие способов передачи государственной собственности в частные
руки;
предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям,
деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для
финансирования
заработной платы и обязательств
перед поставщиками и др.
Раздел III.Основные виды
§1. Индивидуальная собственность.
Эта форма концентрирует в
одном субъекте все
труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной
экономике сюда могут быть причислены те, кого принято называть
некорпорированными собственниками. К этой форме могут быть отнесены:
крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные торговцы (включая
"челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те, в ком
сосредоточены
труд, управление, распоряжение доходом
и имуществом.[8]
§2. Частная собственность.
Частная собственность близка по содержанию с индивидуальной в том
смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице
или юридическом лице. Но частная собственность, как особая форма,
отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут
разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а
распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется
экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью.[9]
В промежуточном
положении находится
отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по
распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства,
не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует
определить как
индивидуальную (или частно-трудовую).
§3. Кооперативная собственность.
В основе этой формы лежит объединение индивидуальных собственников.
Но это не арифметическая сумма индивидуальных собственников, а их
функционирующее единство. Каждый в кооперативе участвует своим трудом и
имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода.
Кооперативная собственность может быть долевой, где определены доли каждого
участника в имуществе кооператива, или без долевой, т. е. без выделения и
персонификации
долей имущества каждого
В небольших по размерам кооперативах не создаются особые органы
управления. В крупных кооперативах создаются специальные органы управления
и выделяются специальные люди для управления делами кооператива. В этом
случае количественный рост порождает качественные особенности, поскольку
участники кооператива делегируют особым органам и модулям одно из важнейших
прав собственности — управление и даже частично функции распоряжения.
Поэтому необходимо заметить, что противоречия между функциями и субъектами
распоряжения и управления возможны в кооперативной форме, поскольку
происходит делегирование функции управления особым органом и участником. По
содержанию к кооперативной собственности очень близки предприятия,
получившие названия "рабочей собственности", которая образуется в
результате выкупа
работниками предприятий у частных собственников.
§4. Государственная собственность.
От предыдущих форм она отличается тем, что абсолютные права
собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у
государственного института публичной, политической и экономической власти.
Государство является верховным распорядителем имущества (условиями
производства). Управляют производством назначенные государством
руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных
предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не
персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том
смысле она унитарна.
Собственность на основные факторы (средства) производства получает
здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом
предприятий выступают
федеральные государственные
Развитие процессов
к нарастанию процесса анонимности собственности и в специальных органах
разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики.
Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно
необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В
области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают
практическую значимость и институциональный механизм реализации
экологических, социальных и иных программ.[10]
Государственная собственность реализуется еще в одном направлении.
Обладая экономической (и политической) властью, она директивно присваивает
часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы,
пошлины и т.
д.) и перераспределяет их.
Госсобственность в переходный
период
Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на
федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:
результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы
многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность,
состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие
общепризнанные человеческие ценности;
федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных
на всей территории страны и за ее пределами;
объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и
правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального
хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных
направлениях;
реализация права государства на объекты собственности достигается через
функционирование системы управления государственной собственностью,
представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.
Государственная собственность,
функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации,
ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не
означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть
такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на
элементы.
Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам,
работающим в интересах всего государства. Очевидно, что энергетика,