Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

- плюрализму во всех областях  общественной жизни;

- наличие и гарантированность  общепризнанных прав и свобод;

- наличие и равноправие разных  форм собственности;

- наличие официальной и не  запрещенной оппозиции государственной  власти и тому подобное.

В зависимости от отношения к  социальным превращениям, демократический  политический режим может иметь  такие разновидности, как: демократически либеральный, демократически консервативный и демократически радикальный.

53. Правовой характер демократического режима означает безусловное юридическоеравенство людей перед законом, что означает наличие одинаковых прав и одинаковыхобязанностей и меры ответственности граждан вне зависимости от пола и возраста; принадлежности к той или иной социальной, национальной, расовой, этнической,языковой, религиозной, профессиональной группе; вне зависимости от социальногоположения или происхождения, занимаемой должности,вероисповедания (или отсутствия такового), идеологическихубеждений, членства в партии (или отсутствия такового), уровняобразования, наличия заслуг перед обществом и государством или отсутствия таковых.

54. Антидемократический  режим: понятие, основные черты

Форма политического режима - совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная  власть.

Антидемократический режим – такой  политический режим, при осуществлении  которого государственными органами власти не учитываются интересы населения  и не соблюдаются права и свободы  граждан.

Признаки антидемократического режима:

1. Не учитываются интересы личности  при управлении государством;

2. Полный контроль государства  над всеми сферами общественной  жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической  и др.);

3. Огосударствление всех общественных  организаций;

4. Личность лишена каких-либо  прав;

5. Реально действует примат государства  над правом;

6. Наличие милитаризация общественной  жизни;

7. Не учитываются религиозные  убеждения населения;

8. Наличие цензуры;

9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

- авторитарный – разновидность  антидемократического режима, при  котором политическая власть  осуществляется контролирующим  лицом или группой лиц при  минимальном участии населения;

- тоталитарный - разновидность антидемократического  режима, при которой осуществляется  абсолютный контроль над различными  сторонами жизни человека и  всего общества в целом.

55. Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под тотальный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в  жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности.

56. Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.

Сущностно значимым при определении  авторитаризма является характер отношений  власти и общества. Эти отношения  построены больше на принуждении, чем  на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей  идеологии. Авторитарный режим допускает  ограниченный и контролируемый плюрализм  в политическом мышлении, мнениях  и действиях, мирится с наличием оппозиции.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой  и т.д.) при минимальном участии  народа. Авторитаризм присущ власти и  политике, но основания и степень  его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и  т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо  жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно  и осознанное повиновение. Объективные  основания Авторитаризм могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее  власть, тем очевиднее выступают  субъективные, личные основания авторитаризма.

57. Форма государственного устройства - это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Решать абсолютно все задачи, стоящие перед государством, из центра нецелесообразно, а во многих случаях и невозможно. Поэтому территория государства после определенного порога численности населения и размеров территории делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления. Возможны различные варианты взаимоотношений между центральными и местными властями. По форме государственного устройства различают: 1) унитарное государство, представляющее собой единое государство, части которого не обладают признаками государственности. Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы. Они не обладают политической самостоятельностью, хотя в экономической, социальной, культурной сферах могут наделяться значительной компетенцией для управления соответствующей территорией с учетом ее особенностей. Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридически, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов. В зависимости от административно-территориального деления государства действует один уровень высших органов государства и один или несколько уровней местных органов; 2) федеративное государство. Федерация - сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Федерации могут быть образованы или в результате договора (иногда он заключается в письменной форме) между ранее независимыми государствами, или путем присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к обретению государственности в адми-нистративно-территориальных или автономных единицах унитарных государств. Субъекты, т.е. составные части федерации, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, но одновременно федерация - единое суверенное государство. В связи с этим при конструировании и теоретическом осмыслении различных моделей федеративных государств возникает немало практических и теоретических проблем. Основная отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах - наличие двух уровней высших государственных органов (федерации в целом и субъектов федерации); 3) объединение государств. В данном случае необходимо отметить такую форму государственного устройства, как конфедерация, т.е. объеди-нение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач. Субъекты конфедерации сохраняют суве-ренитет практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода; самостоятельно осуществляют власть на своей территории. Некоторое ограничение суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые повлекли добровольное объедине-ние данных государств. Конфедерации не обладают суверенитетом. У органов конфедерации есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой суверенности не может быть и речи, В конфедерациях нет конституции и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации. Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юридическую силу должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации.

58.См 57

59.СМ.57.

60. Характеристика национальной федерации

61. Характеристика территориальной федерации.

62. Материальным воплощением государства выступает его механизм (т.е. государственный аппарат) как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.

Общая характеристика механизм государства:

-  представляет собой систему  государственных организаций, посредством  которых реализуются государственная  власть, обеспечивается государственное  руководство обществом;

-  обладает следующими свойствами: он состоит из особой группы  людей, которая выделилась из  общества и занимается только  тем, или почти только тем,  что управляет;

- образующие его государственные  органы иерархически соподчинены  друг с другом;

- каждый орган обладает властными,  обязательными для всех полномочиями;

-         наличие  организованных и материальных  орудий принуждения.

Государственный аппарат - это целостная, иерархическая система государственных  органов и учреждений, практически  осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Общая характеристика государственного аппарата:

-  это часть механизма государства,  представляющая собой совокупность  государственных органов, наделенных  властными полномочиями для реализации  государственной власти;

-  есть та реальная организационная  и материальная сила, располагая  которой государство реализует  власть;

-          суть  деятельное, постоянно функционирующее  выражение государства.

Признаки государственного аппарата:

-   целостность, иерархичность  системы государственных органов  и учреждений.

-  первичность таких структурных  элементов как государственные  органы и учреждения;

-  связь государственных органов  между собой на началах субординации  и координации.

-   для обеспечения государственно-властных  велений государственный аппарат  имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения;

-   при помощи государственного  аппарата, практически осуществляется  политическая власть и выполняются  функции государства;

-   состоит из людей, занимающихся  управлением на профессиональной  основе (государственные служащие);

-          динамичность, т.е. изменяется с развитием  общества;

- зависит от господствующего  в стране политического режима, культуры общества, менталитета  народа.

Между государственным аппаратом  и функциями государства существует прямая связь, т. к. он создается для  их выполнения. Поэтому с изменением функций государства неизбежно  следует и изменение государственного аппараты.

Формы деятельности государственного аппарата:

- управленческая (выработка научных  рекомендаций, передача опыта и  т.д.);

- правовая (правотворческая; правоисполнительная;  правоохранительная;  правоприменительная).

63. Формы деятельности  государственного аппарата:

- управленческая (выработка научных  рекомендаций, передача опыта и  т.д.);

- правовая (правотворческая; правоисполнительная;  правоохранительная;  правоприменительная).

Структура механизма государства:

Государственные учреждения - это  такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную деятельность по выполнению функций  государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п.

Государственные предприятия учреждаются  для осуществления хозяйственной  деятельности в целях производства продукции либо его обеспечения, выполнения различных работ и  оказанию многочисленных услуг для  удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный орган - это часть  аппарата государства, наделённая государственно-властными  полномочиями, участвующая  в осуществлении  его функций и наделенная в  этих целях соответствующими властными  полномочиями.

Признаки государственного органа:

-часть единой государственной  системы; выступает от имени  государства; состоит из государственных  служащих, которые находятся в  особых правоотношениях между  собой и государственным органом;

-   права и обязанности  (компетенция) государственных служащих  строго определённы законом;

- имеет внутреннюю структуру  и систему подчиненности;

- обладает определённой компетенцией, т.е. властными правомочиями;

- обладает властными полномочиями;

-  имеет определённую материальную  базу, финансы, счёт, источники финансирования, территориальный масштаб деятельности; -           активно  участвует в реализации функций  государства;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"