Сказанное подводит к выводу о том,
что для общества в эпоху цивилизации
характерны такие регулятивные механизмы,
которые образуют новую, «цивилизационную»
инфраструктуру социального регулирования.
Основным, центральным ее элементом
и стало право.
2. В советской юридической науке
в качестве исходного при понимании
права рассматривалось высказывание
К. Маркса и Ф. Энгельса из
«Манифеста Коммунистической партии»,
сформулированное в виде обращения
к классу буржуазии: «Ваше право
есть лишь возведенная в закон
воля вашего класса, воля, содержание
которой определяется материальными
условиями жизни вашего класса».
Несмотря на то (а точнее —
благодаря тому) что в этом
высказывании, и не претендовавшем
на строго научное обобщение,
сильны публицистические, партийно-пристрастные
акценты, ему в советской правовой
доктрине был придан всеобщий
и императивный характер. Именно
это вы-
сказывание лежало в основе классовой,
директивно-императивной трактовки
права в советской правовой науке,
и именно оно придавало пониманию
права узкоклассовую, этатическую
направленность, тоталитарный оттенок,
вполне согласующийся с доктриной
и практикой сталинского тоталитарного
режима.
19.
20. Государство
- основное звено политической
системы общества
Центральное место в политической
системе общества занимает государство
как единая политическая организация,
власть которой распространяется на
все население страны в пределах
ее государственных границ. В то
же время государство обладает суверенитетом,
т.е. верховенством по отношению
к другим властям внутри страны и
независимостью от любой иностранной
власти. Государство в политической
системе общества координирует основные
стороны жизни общества. Поэтому
степень "демократичности" политической
системы в первую очередь зависит
от сущности государства.
Государство взаимосвязано и взаимодействует
с другими элементами политической
системы - партиями, профсоюзами, молодежными,
религиозными и иными объединениями
на основе принципов сотрудничества,
помощи и содействия друг другу, компромисса,
а также контроля.
Выделяя государство как важнейший
элемент политической системы, необходимо
обратить внимание и на то, что на
любом этапе развития общества государство
выступает как самая массовая
организация. Оно стремится объединить
вокруг себя самые различные слои
населения. В конституциях и других
основополагающих актах оно стремится
закрепить себя и представить
непременно как организацию для
народа. Это особенно ярко проявляется
в конституциях таких государств,
как Германия, Франция, Япония, США,
Швеция.
21. Разнообразие
определений государства.
Государство — продукт общественного
развития. Возникнув на определенной
ступени зрелости человеческого
общества вследствие экономических, социальных,
нравственных, психологических и
других закономерностей, государство
становится его основной управляющей
системой. Государственно-организованное
общество приобрело новые (уникальные)
возможности для своего существования:
развития производительных сил, социальных
отношений, нравственных устоев, культуры,
науки, международных связей.
Государство — исторически развивающееся
явление., С поступательным развитием
общества изменяется и государство,
его Цели и задачи, управляющие
структуры и функции. В соответствии
с чтим изменяются и взгляды на
понятие государства, его роль и
предназначение в общественной жизни.
В различные исторические периоды
научная мысль пыталась дать свое
определение государства, используя
в основном те объективные факторы,
которые имели место в данный
период и отражали особенности того
или иного конкретного государства.
Например, в античном мире государство
охватывало собою все без исключения
стороны общественной жизни, поэтому
в нем человек полностью поглощался
гражданином государства. Аристотель
определяет государство как соединение
многих родов и деревень ради лучшей,
совершенной жизни. У древних
греков государство считалось сосредо-
точением всех умственных и нравственных
интересов граждан. В е эта
задача существенно сужается. Цицерон
видит в государстве уже це
олицетворение высшего совершенства
человеческой жизни, а союз дю, дей,
объединенных общими началами права
и общей пользы.
Немецкий юрист Р. Моль в 1872 году
писал, что «государство есть постоянный,
единый организм таких установлений,
которые, буду. чи руководимы общею
волею, поддерживаемы и приводимы
в действие общею силою, имеют
задачей содействие достижению дозволенных
це. лей определенного на данной
территории народа, а именно, начиная
от отдельной личности и кончая обществом,
до тех пор, пока эти цели не будут
удовлетворены собственными силами
личности и пока они составляют предмет
общей необходимости»
22. Понятие
государства и государственной власти
Государственная власть - это способ
руководства (управления) обществом
для которого характерна опора на
специальный аппарат принуждения
(авторитет силы).
Государственная власть:
-является властью публичной
( официально управляет делами
всего общества в целом) и
политической, т.е. она регулирует
отношения между большими и
малыми социальными группами
и, будучи относительно обособлена
от общества (социально неоднородного
в лице классов, этносов, наций,
национальных меньшинств и т.п.),
руководит им в интересах той
его части, большей или меньшей,
которая овладела этой властью
(служит инструментом реализации
воли политических сил, стоящих
у власти);
-является суверенной властью,
т.е. в сфере государственных
дел обладает верховенством, самостоятельностью
и независимостью по отношению
к какой-либо иной власти как
внутри государства ,так и за
его пределами;
-осуществляется на постоянной
основе специальным аппаратом
власти (государственным аппаратом);
-обладает монопольным правом
применять принуждение на территории
своего действия (территории государства);
-обладает монопольным правом
налогообложения определенных лиц,
находящихся на территории государства
( для формирования бюджета - казны
государства );
-распространяется на всех лиц
(физических, юридических),находящихся
на территории государства (исключение:
например, иностранные дипломаты);
-издает нормативно-правовые акты.
Государственную власть и государство
нельзя отождествлять, это не одно и
то же ( в литературе термин «публичная
власть» иногда используется как
синоним «государства»).Государственная
власть - это способ руководства (управления)
обществом, а государство - способ (форма)
организации общества. Государственная
власть -это атрибутивный признак
государства, его необходимый элемент
как системного образования, поскольку
фундаментальные признаки государственно
организованного общества (государства)
: государственная власть (управленческая
основа государства),государственный
народ (социальная основа государства),государственная
территория (материальная основа государства).Государство
- это организация общества как
единого целого, управляемого специальным
аппаратом власти, распространяющейся
на все население страны и ее территорию.
23. Общие
признаки государства.
- общие признаки и отличительные
черты государства, характеризующие
его как специфическую организацию
общества. К ним относятся:
1) территория. Государство представляет
собой единую территориальную
организацию политической власти
в масштабе всей страны. Государственная
власть распространяется на все
население в пределах определенной
территории, что влечет за собой
административно-территориальное деление
государства. Эти территориальные
единицы называются в разных
странах по-разному: районы, области,
края, округа, провинции, дистрикты,
муниципии, графства, губернии и
т.д. Осуществление власти по
территориальному принципу ведет
к установлению его пространственных
пределов - государственной границы,
которая отделяет одно государство
от другого;
2) население. Этот признак характеризует
принадлежность людей к данному
обществу и государству, состав,
гражданство, порядок его приобретения
и утраты и т.д. Именно "через
население" в рамках государства
происходит объединение людей
и они выступают в качестве
целостного организма- общества;
3) публичная власть. Государство
- особая организация политической
власти, которая располагает специальным
аппаратом (механизмом) управления
обществом для обеспечения его
нормальной жизнедеятельности. Первичной
ячейкой этого аппарата является
государственный орган. Наряду
с аппаратом власти и управления
государство имеет особый аппарат
принуждения, состоящий из армии,
полиции, жандармерии, разведки,
а тж. в виде различных принудительных
учреждений (тюрем, лагерей, каторги
и т.п.). Через систему своих
органов и учреждений государство
непосредственно осуществляет руководство
обществом, защищает неприкосновенность
своих границ. К важнейшим государственным
органам, которые в той или
иной мере были присущи всем
историческим типам и разновидностям
государства, относятся законодательные,
исполнительные и судебные. На
различных этапах общественного
развития органы государства
изменяются структурно и решают
различные по своему конкретному
содержание задачи;
4) суверенитет. Государство представляет
собой суверенную организацию
власти. Государственный суверенитет
- это такое свойство государственной
власти, которое выражается в
верховенстве и независимости
данного государства по отношению
к любым другим властям внутри
страны, а тж. ее независимость
на международной арене при
условии ненарушения суверенитета
других государств. Независимость
и верховенство государственной
власти выражаются в следующем:
а) универсальности - только решения
государственной власти распространяются
на все население и общественные
организации данной страны;
б) прерогативе - возможности отмены
и признания недействительным любого
незаконного деяния другой общественной
власти:
в) наличии специальных средств
воздействия (принуждения), которыми не
располагает никакая другая общественная
организация. При известных условиях
суверенитет государства совпадает
с суверенитетом народа. Суверенитет
народа означает верховенство, его
право самому решать свою судьбу, формировать
направление политики своего государства,
состав его органов, контролировать
деятельность государственной власти.
Понятие государственного суверенитета
тесно связано с понятием национального
суверенитета. Национальный суверенитет
означает право наций на самоопределение
вплоть до отделения и образования
самостоятельных государств. Суверенитет
может быть формальным, когда он
провозглашается юридически и политически,
а фактически не осуществляется в
силу зависимости от другого государства,
диктующего свою волю. Принудительное
ограничение суверенитета имеет
место, например, по отношению к побежденному
в войне со стороны государств-победителей,
по решению международного сообщества
(ООН). Добровольное ограничение суверенитета
может допускаться самим государством
по взаимной договоренности для достижения
общих целей, при объединении
в федерацию и т.п.;
5) издание правовых норм. Государство
организует общественную жизнь
на правовых началах. Без права,
законодательства государство не
в состоянии эффективно руководить
обществом, обеспечивать безусловную
реализацию принимаемых им решений.
Среди множества политических
организаций только государство
в лице своих компетентных
органов издает веления, которые
имеют обязательную силу для
всего населения страны в отличие
от иных норм общественной
жизни (норм морали, обычаев, традиций).
Правовые нормы обеспечиваются
мерами государственного принуждения
с помощью специальных органов
(судов, администрации и др.);
6) обязательные сборы с граждан
- налоги, подати, займы. Государство
устанавливает их для содержания
публичной власти. Обязательные
сборы используются государством
на содержание армии, полиции
и других принудительных органов,
государственного аппарата, а тж.
на другие государственные программы
(образование, здравоохранение, культура,
спорт и т.п.);
7) государственные символы. Каждое
государство имеет официальное
название, гимн, герб, флаг, памятные
даты, государственные праздники,
отличающиеся от таких же атрибутов
других государств. Государство
устанавливает правила официального
поведения, формы обращения людей
друг к другу, приветствия и
т. п.
24. Особенности
государственной власти.
Государственная власть - это возможность
и способность специализированных
органов государства осуществлять
руководство, управление жизнедеятельностью
общества, быть арбитром в нем, обладать
верховенством, суверенитетом и
от имени общества применять принуждение.
Она носит институционализированный
характер, и ее функционирование определяется
противоречивым единством деятельности
институтов федерального центра, органов
государственной власти субъектов
Федерации и негосударственной
власти местного самоуправления.
С момента разрушения жесткой вертикали
государственной власти в России
начался процесс функционального
передела власти. При этом не были четко
определены полномочия государственной
власти любого уровня. Региональная суверенизация,
основанная на местных законах, порой
противоречащих Конституции 1993 г., другим
нормативно-правовым актам, привела
к асимметричности субъектов
государственной власти в России,
что повлекло за собой ее кризис.
Кризис государственной власти
1990-х гг. стал перманентным, затяжным.
В функциональном плане он выражается
в том, что, с одной стороны, федеральные
органы государственной власти вмешиваются
в сферу компетенции нижестоящих
органов власти субъектов Федерации,
а с другой - региональные исполнительные
власти вмешиваются в деятельность
территориальных органов федеральной
власти, в дела местного самоуправления.