Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

Философской основой теории государства  и права служит диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений  в качественные (увеличение числа  норм и институтов, закрепляющих и  регулирующих отношения частной  собственности, привело к делению  российского права на частное  и публичное); закон единства и  борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация  и децентрализация в государственном  строительстве); закон отрицания  отрицания (в российской государственности  имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).

Творческое применение законов  диалектики, отражение богатства  жизненных процессов в таких  философских категориях, как «содержание  и форма», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «историческое  и логическое», «должное и сущее», «свобода и ответственность» и т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых явлений.

К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод  восхождения от абстрактного к конкретному  и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства  может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам — форме  правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе  познание формы государства будет  углубляться, конкретизироваться, а  само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли  от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить  уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

Наша наука исследует государство  и право не в статике, она не рассматривает их как нечто раз  и навсегда данное, неизменное. Напротив, она исходит из того, что анализируемые  явления исторические, динамичные, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие  в себя достижения цивилизации, мировой  политической и правовой культуры. Двигаясь по пути социального прогресса, государство и право обогащают  свое содержание гуманизмом и демократизмом, общечеловеческими ценностями, становятся все более социально ориентированными. Кроме того, наука обязана учитывать  исторические традиции, социокультурные  корни государства и права. Изложенное обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического  метода.

На вооружении теории государства  и права находится и системный  метод познания. Любая система  представляет собой целостное, упорядоченное  множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и  право по своей сути, по структуре  — сложные, системные явления. Основными  элементами первого выступают органы государства, второго — нормы  права. В целом же государство  как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими  институтами в политическую систему, а право — в нормативную  систему общества.

Системный метод открывает большие  возможности для изучения системообразующих  структурных элементов государства  и права, прямого и обратного  влияния на государство и право  внутренней и внешней среды, для  предупреждения противоречий и «возмущений» в правовой и государственной  системах.

5. Частнонаучные  методы, используемые в изучении  теории государства и права.  Частнонаучные методы:

Социологический метод позволяет  с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении  субъектов в государственно-правовой сфере.

Статистический метод позволяет  получить количественные показатели тех  или иных массовых повторяющихся  государственно-правовых явлений, таких  как правонарушения, юридическая  практика, деятельность государственных  органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического  материала, сведение его к единому  критерию и обработка.

Кибернетический метод — это  прием, позволяющий с помощью  системы понятий, законов и технических  средств кибернетики познать  государственно-правовые явления.

Математический метод — это  совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками.

6.

7. Место  теории государства и права  в системе юридических наук

Теория государства и права  является базовой юридической наукой и по праву занимает ведущую роль в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории государства  и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана  с историей государства и права, а также с историей политических и правовых учений. Объединяет эти  науки, прежде всего, то обстоятельство, что все они предполагают комплексное  всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития. Говоря об отличительных чертах необходимо выделить целый ряд обстоятельств. Во-первых, теория государства и права характеризует  государственно-правовые системы как  обобщенно-абстрактные конструкции, при этом для теоретика не имеет  существенного значения, существует ли данная система в реальности, либо же в качестве предмета изучения берется теоретическая модель. В свою очередь история государства и права рассматривает возникновение и развитие на различных исторических этапах реальных государственных институтов и правовых механизмов. Что же касается истории политических и правовых учений, то эта наука исследует теоретические взгляды, концепции, доктрины, посвященные идеальным моделям государства и права. Во-вторых, теория государства и права, являясь методологической наукой, «вооружает» исследователя познавательным инструментарием, позволяет уяснить сущность и содержание основных приемов и способов юридического мышления, раскрывает значение наиболее важных принципов юридической техники.

Таким образом, говоря о месте и  роли теории государства и права  в системе юридических наук, нужно  сказать о том, что:

- теория государства и права  является базовой (понятийно-категориальной) основой для всех юридических  наук, так как содержит информацию  об основных юридических понятиях, категориях, институтах. Полученные  при изучении теории знания  впоследствии конкретизируются  в отраслевых и прикладных  юридических науках (например абстрактное  понятие нормы права приобретает  реальное содержание в рамках  уголовного, конституционного, гражданского  права, где речь идет о соответствующих  этим отраслям юридических

нормах);

- теория государства и права  является методологической юридической  наукой.

8. гражданское общество - это союз людей, проживающих на определенной территории, объединенных системой общественных отношений, которые служат реализации их общих и частных интересов, охраняемых и защищаемых государством.

Сущность человеческого общества состоит в том, что оно представляет собой не простую совокупность индивидов, а именно систему общественных отношений, объединяющих людей в единый социальный организм. "Общественные отношения" - категория конкретно-историческая, изменчивая, имеющая свои качественные и количественные параметры (например, в бывшем СССР коммерческое посредничество, частнопредпринимательская деятельность квалифицировались как преступления).

Субъектами этих отношений, т.е. субъектами социального общения, являются люди, наделенные сознанием и волей, имеющие  общие и частные интересы; объединения  людей (на семейной, сословной, этнической, национальной и т.д. основе); государство  и др.

По видам (сферам жизни общества) различают экономические, социальные, религиозные, политические и т. д. общественные отношения.

В определениях, отражающих природу  гражданского общества, которая отличает его от государства, обнаруживается понимание гражданского общества либо как совокупности неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных и др.), либо как совокупности неполитических и политических отношений. Последние  можно рассматривать в качестве связующего звена между гражданским  обществом и государством как  институционно обособленным от общества механизмом глобального социального  управления. В структуру гражданского общества входят: экономика (собственность, свободный труд, предпринимательство); общественные объединения; культура; семья; средства массовой информации и т.д.

9. Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась  у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл  и временные границы не совпадают  с человечеством в целом. В  частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с  Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В  качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени  лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения  в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей  и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или  железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

10. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Основная статья: Власть и социальные нормы в первобытном обществе.Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.Надо признать, что данные утверждения действительно являются весьма спорными и дискуссионными, поскольку из них следует, что власть сформировалась «при первобытнообщинном строе» при отсутствии власти(?), в связи с чем представители классической исторической науки продолжают придерживаться классического представления о возникновении власти в период распада первобытнообщинного строя, того самого вида общественного устройства, которое древние греки, первые теоретики возникновения власти и государства, на примере окружающих их «диких» племен называли «анархией» в противовес цивилизованным видам управления обществом в Древней Греции как видов рабовладельческого государства — «монархии», «олигархии», «деспотии», «аристократии», «поликратии», «тирании», «плутократии», «демократии».

11. «Мононормы»  как социальные регуляторы в  присваивающей экономике первобытного  общества.

 

12. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лицаобладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения. Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется  на всех, находящихся на территории  данного государства. 

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы  внешней объективации, определенные  источники, которые признаются  официальными (указы, законы и  др.) и, следовательно, содержащиеся  в них нормы расцениваются  как правовые. При этом само  содержание правовой нормы приобретает  четкость, определенность, что помогает  избежать разночтений. Этот признак  связан зачастую с появлением  письменных источников права,  в которых по возможности определенно  формулируются правовые предписания.  Для обычаев, социальных норм  родовой организации формальная  определенность, письменные формы  закрепления нехарактерны, они существуют  в устной форме. 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"