Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка
1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13
3. В праве четко
4. Право поддерживается силой
государственного принуждения.
Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:
переход присваивающего хозяйства
к экономике производящего
появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;
появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;
возникновение частной собственности
на продукты труда и орудия производства,
что приводило к социально-
На развитие той или иной формы
возникновения государства
В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.
1. Афинская. Считается, что процесс
возникновения государства в
Афинах шел классическим путем.
2. Древнеримская. Данная форма
возникновения государства
3. Древнегерманская. Для этой формы
возникновения государства
4. Азиатская. В странах Древнего
Востока и Азии на форму
возникновения государства
14.
Материалисти́ческая (маркси́стская,
исто́рико-материалисти́ческая, диале́ктико-материалисти́
По оценкам специалистов, «теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли»[2].
Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «Государство и революция» .
По Энгельсу, государство существует
не извечно. Были общества, которые
обходились без государства и
государственной власти. На определенной
ступени экономического развития, которая
с необходимостью была связана с
расколом общества на классы, государство
стало в силу этого раскола
необходимостью. Когда в обществе
появляются классы с противоречивыми
экономическими интересами, начинается
противостояние между ними. Для того,
чтобы это противостояние не привело
к коллапсу общества, необходима стоящая
над обществом сила, которая бы
умеряла столкновение, держала его
в границах «порядка». Эта сила, произошедшая
из общества, но ставящая себя над ним
и все более и более
Договорная теория
Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
С одной стороны, договорная теория
была крупным шагом вперед в познании
государства, ибо порывала с религиозными
представлениями о
Органическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее время подавляющим большинством авторов отвергнута.
Происхождение теории
Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древним, чем политический атомизм. Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,—в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. [1]
Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. У Аристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком — многоногим, многоруким, имеющим множество чувств. Солсбери, ссылаясь на Плутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство — душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, то есть государя). Аналогии есть у Гоббса, Спинозы, Руссо. [2]
Эразм Роттердамский так говорил об органической теории в знаменитой сатире «Похвала Глупости»[3]:
Что утихомирило римский плебс,
уже готовый разрушить
Имеется в виду предание о том, как в 494 году до н. э. римские плебеи, возмущенные жестокими притеснениями со стороны патрициев, покинули Рим и удалились на Священную гору (невдалеке от города). Посол патрициев Менений Агриппа умиротворил народ, рассказав басню о членах человеческого тела, которые взбунтовались против желудка, за что сами поплатились крайним изнеможением.
Гегель указывал, что определения государства и не может быть, что государство есть организм, то есть развитие идеи в своих различиях. "Природа организма такова, что если не все его части переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть должны все. С помощью предикатов, принципов и т. д. так же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом себе. [4]
Основные идеи теории
Термин «геополитика» Челлен определил
так: это наука о государстве
как географическом организме, воплощенном
в пространстве. Тезис Р. Челлена:
«государство — живой организм».
Это развивается в его главной
работе «Государство как форма жизни»:
«Государство — не случайный или
искусственный конгломерат
В «Политической географии» Ф. Ратцеля,
легшей в основу геополитики, приводится
ряд основополагающих идей: 1) государство
— это организм, который рождается,
живет, стареет и умирает; 2) рост
государства как организма
Проводятся следующие аналогии: составляющая структурная единица государства как организма — семья (в биологии — клетка); полиция — иммунная система[7]; деньги, экономика — кровеносная система[2].
Теория насилия — одна из распространённых
теорий происхождения государства
и права. Наиболее видные её сторонники
— немецкий философ и экономист
Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог
и государствовед Л. Гумплович (1838—1909),
Каутский, Карл (1854—1938) и др. Краеугольный
камень теории насилия составляет утверждение
о том, что главная причина
возникновения государства и
права лежит не в социально-экономическом
развитии общества и возникновении
классов, а в завоевании, насилии,
порабощении одних племён другими
(т.е. связана с факторами военно-
Первоначальный фактор возникновения
государства следует искать в
непосредственной политической силе.
Общество, по мнению Е.Дюринга, состоит
по меньшей мере из двух человек. Две
человеческие воли как таковые вполне
равны друг другу, и ни одна из них
не может предъявить другой никаких
положительных требований. При таком
положении дела, когда общество состоит
из двух равных лиц, неравенство и
рабство невозможны. Для объяснения
происхождения государства
Возникнув как институт цивилизации в соответствии с ее требованиями, как один из ее первых «блоков», право стало носителем этих требований, механизмом претворения их в жизнь, обеспечивающим «самоподдержание» общества.
В эпоху цивилизации общество в
значительной степени оторвалось от
жесткого «слепого», безвариантного диктата
природы и, опираясь на собственную
основу, на культуру как на область
возрастающего и
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"