Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

3. В праве четко разграничиваются  права и обязанности субъектов.  Нормам родовой организации это  не присуще, они выступают в  качестве императива, обязательного  варианта поведения, в котором  права являются одновременно  и обязанностями, они слиты  воедино. Вообще право, как  уже говорилось, существует в  обществе формально равных, свободных  индивидов, которые могут предъявлять  друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется  у них в результате наличия  принадлежащих им определенных  прав и обязанностей.

4. Право поддерживается силой  государственного принуждения. Создается  специальный аппарат принуждения,  который следит за выполнением  правовых предписаний и принимает  меры к их нарушителям. Все  это, естественно, не существовало  в родовой организации с ее  общественной властью.

13. Причины  и формы возникновения государства

Процесс формирования государства  в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины  возникновения государства:

переход присваивающего хозяйства  к экономике производящего характера;

появление разделения труда: возникновение  скотоводства, отделение ремесла  от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

появление в хозяйстве избыточного  продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;

возникновение частной собственности  на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

На развитие той или иной формы  возникновения государства оказывали  влияние различные факторы, такие  как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные  работы, завоевание обширных территорий.

В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения  государства.

1.  Афинская. Считается, что процесс  возникновения государства в  Афинах шел классическим путем.  Этапами данного процесса являлись  последовательные реформы: Тезея  Солона, Клисфена. Главная идея реформы  Тезея состояла в разделении  всего населения на классы  по роду их трудовой деятельности  независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь  видом ремесла (демиургов), а также  благородных (эвпатридов). А также  Тезей учредил в Афинах центральную  власть. Реформа Солона была направлена  на разделение всего общества  по имущественному признаку (за  основу был принят размер и  доходность землевладения) на  четыре класса. Согласно этому  делению первые три класса  обладали правом занимать управленческие  должности в органах государственного  управления, причем наиболее ответственные  места занимали лица, относящиеся  к первому классу. Четвертый класс  имел право лишь выступать  и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в  разделении территории Аттики  на 100 общин-округов (демов), каждая  из которых была создана на  принципе самоуправления, во главе  нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Данная форма  возникновения государства имела  свои характерные особенности.  Формирование государства в римском  обществе было ускорено борьбой  между плебеями, бесправным пришлым  населением, которое не допускалось  к участию в управлении государством  и патрициями, которые составляли  коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы  возникновения государства характерно  то, что образование государственности  в древнегерманском обществе  шло вместе с процессом завоевания  обширных территорий германскими  племенами (варварами). Для управления  огромной территорией Римской  империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили,  что ускорило возникновение государства.

 

4. Азиатская. В странах Древнего  Востока и Азии на форму  возникновения государства повлияли  климатические условия. Здесь  органы государственной власти  складывались в результате необходимости  организации грандиозных ирригационных,  строительных или других общественных  работ.

14. Материалисти́ческая (маркси́стская, исто́рико-материалисти́ческая, диале́ктико-материалисти́ческая) тео́рия происхожде́ния госуда́рства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий»[1].

По оценкам специалистов, «теория  отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью  и, несомненно, представляет собой большое  достижение теоретической мысли»[2].

Наиболее полное изложение основ  данной теории содержится в работах  Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной  собственности и государства» и  В. И. Ленина «Государство и революция» .

По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые  обходились без государства и  государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая  с необходимостью была связана с  расколом общества на классы, государство  стало в силу этого раскола  необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми  экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело  к коллапсу общества, необходима стоящая  над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его  в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним  и все более и более отчуждающая  себя от него, и есть государство.

15. Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства.

 Договорная теория происхождения  государства получила распространение  в наиболее логически завершенном  виде в XVII—XVIII вв. в трудах Г.  Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева  и др. По их мнению, государство  возникает как продукт сознательного  творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся  до этого в «естественном», первобытном  состоянии. Государство — это  рациональное объединение людей  на основе соглашения между  ними, в силу которого они передают  часть своей свободы, своей  власти государству. 

Так, государство имеет право  принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в  то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность  и т.д. Граждане обязаны соблюдать  законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь они имеют право  на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями  властью — расторгнуть договор  с ними даже путем свержения.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении  государственности и политической власти. Эта концепция имеет и  глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право  народа на свержение власти негодного  правителя вплоть до восстания.

 

16. Органическая теория происхождения государства.

Органическая теория происхождения  государства — теория происхождения  государства, согласно которой государство  — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее  время подавляющим большинством авторов отвергнута.

Происхождение теории

Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее  древним, чем политический атомизм. Происхождение их надо искать также  в донаучных представлениях,—в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках  государства применяет такие  понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или  «функции» и т. д. [1]

Платон в основание своей  политической философии кладет уподобление  государства индивиду: государство  тем совершенней, чем более оно  подобно индивиду. У Аристотеля точно  так же встречается сравнение  государства (множества) с одним  человеком — многоногим, многоруким, имеющим множество чувств. Солсбери, ссылаясь на Плутарха, характеризует  государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство  — душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, то есть государя). Аналогии есть у Гоббса, Спинозы, Руссо. [2]

Эразм Роттердамский так говорил  об органической теории в знаменитой сатире «Похвала Глупости»[3]:

Что утихомирило римский плебс, уже готовый разрушить республику? Уж не философская ли диссертация? Ничуть не бывало! Просто смешная ребяческая басня о чреве и членах человеческого  тела.

Имеется в виду предание о том, как  в 494 году до н. э. римские плебеи, возмущенные  жестокими притеснениями со стороны  патрициев, покинули Рим и удалились  на Священную гору (невдалеке от города). Посол патрициев Менений  Агриппа умиротворил народ, рассказав  басню о членах человеческого  тела, которые взбунтовались против желудка, за что сами поплатились  крайним изнеможением.

Гегель указывал, что определения  государства и не может быть, что  государство есть организм, то есть развитие идеи в своих различиях. "Природа организма такова, что  если не все его части переходят  в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть  должны все. С помощью предикатов, принципов и т. д. так же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом  себе. [4]

Основные идеи теории

Термин «геополитика» Челлен определил  так: это наука о государстве  как географическом организме, воплощенном  в пространстве. Тезис Р. Челлена: «государство — живой организм». Это развивается в его главной  работе «Государство как форма жизни»: «Государство — не случайный или  искусственный конгломерат различных  сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен  органический рост, оно есть выражение  того же фундаментального типа, каким  является человек. Одним словом, оно  представляет собой биологическое  образование или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста: … сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем  колонизации, слияния или завоевания» [5]

В «Политической географии» Ф. Ратцеля, легшей в основу геополитики, приводится ряд основополагающих идей: 1) государство  — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает; 2) рост государства как организма обусловлен «почвой»; 3) свойства государства составлены из свойств народа и территории; 4) «исторический пейзаж» накладывает  отпечаток на гражданина государства; 5) определяющим в жизни государства  является «жизненное пространство» (lebensraum). В соответствии с этими идеями ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный  к определенной части поверхности  земли, а его характеристики развиваются  из характеристик народа и почвы» [6]

Проводятся следующие аналогии: составляющая структурная единица  государства как организма —  семья (в биологии — клетка); полиция  — иммунная система[7]; деньги, экономика  — кровеносная система[2].

17. Теория насилия происхождения государства.

Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства  и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист  Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838—1909), Каутский, Карл (1854—1938) и др. Краеугольный камень теории насилия составляет утверждение  о том, что главная причина  возникновения государства и  права лежит не в социально-экономическом  развитии общества и возникновении  классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военно-политического  характера).

Первоначальный фактор возникновения  государства следует искать в  непосредственной политической силе. Общество, по мнению Е.Дюринга, состоит  по меньшей мере из двух человек. Две  человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них  не может предъявить другой никаких  положительных требований. При таком  положении дела, когда общество состоит  из двух равных лиц, неравенство и  рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать  решение большинством голосов, а  без подобных решений, то есть без  господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и  государство возникают как результат  насилия одной части общества над другой.

18. Государство как явление цивилизации и культуры.

Возникнув как институт цивилизации  в соответствии с ее требованиями, как один из ее первых «блоков», право  стало носителем этих требований, механизмом претворения их в жизнь, обеспечивающим «самоподдержание»  общества.

 

В эпоху цивилизации общество в  значительной степени оторвалось от жесткого «слепого», безвариантного диктата  природы и, опираясь на собственную  основу, на культуру как на область  возрастающего и объективируемого творчества, само дерзко «двинулось вперед», наращивая темп развития, по сложным, неизведанным, непредсказуемым путям  прогресса. Новые общественные силы, которые сложились в условиях цивилизации, — не только и не столько  факторы и силы разрушения прошлого (хотя такое значение нельзя упускать из виду), сколько импульсы саморазвития, стимулы творческих созидательных  начал, активности, наращивания самоценности человека, и главное — реализации и обеспечения свободы для  высшего творения Природы — человека. Сообразно этому свобода и  гуманизм, движение к ним стали  выражением и главным показателем  прогресса человечества.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"