Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

гласность судопроизводства;

отрезание полового органа;

самостоятельность судей;

устность судопроизводства.

Началом практической реализации судебной реформы принято считать учреждение окружных судов в Санкт-Петербурге и Москве в апреле 1866 г. С 1867 г. стала  функционировать Харьковская судебная палата. Первоначально в соответствии с указом от 19 октября 1865 г. предполагалось ввести в действие Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. в 10 губерниях в 1866 г., а к 1870 г. - во всех губерниях, управляемых  по общему губернскому учреждению. Однако к 1894 г. дореформенный суд  сохранялся в 23 губерниях и областях на севере, востоке и юго-востоке  империи.

Политические процессы 1870-х гг. демонстрировали правительству, что  суд в России перестал служить  надёжной опорой существующего строя. Особенное впечатление произвело  оправдание в 1878 г. Веры Засулич. Поэтому  в 70 - 80-х гг. XIX в. последовала серия  законодательных актов, изменявших Уставы 1864 г. и направленных на изменение  порядка рассмотрения дел о государственных  преступлениях, изъятие из подсудности  суда приясжных дел по должностным  преступлениям, о злоупотреблениях должностных лиц банков, о двоебрачии, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, расширение практики закрытых заседаний, отмену права  Сената на возбуждение уголовного преследования  против губернаторов, изменение правил о вызове свидетелей со стороны обвиняемого.

В сложившейся к концу XIX в. судебной системе Российской империи можно  было выделить четыре типа судебного  устройства:

37 внутренних губерний России, где  судебная реформа была осуществлена  в полном объеме;

Северо-Западный край, Юго-Западный край, Северный Кавказ и Прибалтика, где  мировые судьи назначались правительством, а не выбирались, на Кавказе и  в Прибалтике так и не был введен суд присяжных;

Царство Польское, где не было суда присяжных и суда с участием сословных  представителей, мировые судьи назначались  правительством;

Закавказье, Архангельская губерния, Сибирь, Туркестанский край, Закаспийская и Квантунская области, где не было судов присяжных, суда с участием сословных представителей, мировые  судьи назначались правительством и на них возлагалось также  производство предварительного следствия  и нотариальное производство.

39. Экономическая,  социальная и нравственная основы  правового государства

Экономической основой правового  государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и  других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит  непосредственно производителям и  потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как  собственник продуктов своего личного  труда. Правовое начало государственности  реализуется только при наличии  самостоятельности и свободы  собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства  участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства  находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые  условия для реализации каждым гражданином  своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности  связан с резкой переориентацией  социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства  предопределяет стабильность его правовых устоев. Нравственную основу правового  государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических  методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным  мировоззрениям. Правовое государство - это суверенное государство, которое  концентрирует в себе суверенитет  народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение  в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в  правовых рамках и только в тех  случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе  других людей.

40. Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона  во всех сферах общественной  жизни.

 Высшей формой выражения  и защиты прав и свобод людей  в системе правовых ценностей  является закон. Если вдуматься  в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом  месте в таком государстве  - право. Это и означает верховенство  права в обществе, во всех его  сферах.

 Нерушимость его закрепляется  в Конституции(основном законе) страны  и распространяется на прочие  законы и нормативные акты. На  страже неукоснительного соблюдения  конституционных предписаний стоит  Конституционный Суд и вся  система судов правового государства.  поэтому правовое государство  это и конституционное государство.

 Верховенство права(закона) в  обществе как главный принцип  правового государства предопределяет  и прочие его принципы, в частности  подчинение закону и самого  государства, и его органов,  и должностных лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение  её свободного развития.

 В социально-политической жизни  свобода человека выступает как  его право. В правах человека  выражаются возможности его действий  в различных сферах жизнедеятельности:  экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права,  чем больше они гарантированы,  тем свободнее личность. Если  же естественные права человека  ущемлены, то он чувствует себя  неуверенно, униженно, теряет способность  к творчеству, ограничивая таким  образом собственное развитие  и развитие общества. Напри- мер,  когда в США была распространена  практика подслушивания правительственными  агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права  гражданина. Многие американцы, зная  о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали  страх. " А жить с глазами,  полными страха, - справедливо заметил  бывший министр юстиции в администрации  президента Джонсона, - значит жить  в несчастливой стране."

 Правовое государство провозглашает  и конституционно закрепляет  свободу людей и их равенство  в правах как прирожденные  качества каждого человека.

3. Взаимная ответственность государства  и личности.

 Самоограничение государства  правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией  личности. Последняя, в свою очередь  тоже соглашается не определенные  ограничения и обязуется подчиняться  общим установлениям государства.  Правовой характер взаимной ответственности  государства и личности - это важная  составная часть объективно складывающегося  в обществе права, а не продукт  волеизъявления государства. Следовательно,  в правовом государстве устанавливается  принцип взаимной ответственности  государства и личности.

41. Общая  характеристика  основного  принципа  организации  и  деятельности правового государства.

Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному  опыту, и среди важнейших принципов  правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В  то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество  индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства  также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых[9]

суды отделены от других ветвей власти и изолированы от внешнего давления

судебные решения основаны на разумных толкованиях существующих законов

существуют гарантии справедливого  рассмотрения дела.

 

 

42. Общая характеристика типологии государств.

Тип государства определяется тем, какой социальной группе оно служит, т.е. в конечном счете, тип государства  зависит от господствующего способа  производства и соотносится с  типом общественно-экономической  формации.

Исторически известны следующие типы государства: рабовладельческое (в  двух его разновидностях: античное и азиатское); феодальное, буржуазное, социалистическое. Все они отличаются различным уровнем развития экономических  основ и соответственно развитостью  политических структур в целом и  государственных организаций и  учреждений в частности.

В то же время на этапах перехода от одной общественно-экономической  формации к другой существовали и  существуют государства смешанного типа (от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму), которые  предполагают одновременное существование  элементов государства различных  типов, и исторически переходного  типа (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старой государственной  машины и постепенное создание нового типа государства.

От типа государства принято  отличать его форму, которая характеризуется  совокупностью способов и методов  осуществления власти той социальной группой (классом), которой принадлежит  государственная власть.

43. Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих  классовые и экономические стороны  государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской  теории государства и права. Согласно ему под типом государства  понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой  структуры и социального назначения;

цивилизационный подход.

Для определения типа государства  при формационном подходе учитывают:

соответствие уровня государства  определенной общественно-экономической  формации. Общественно-экономическая  формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

класс, инструментом власти которого становится государство;

социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие  типы государств:

рабовладельческий;

феодальный;

буржуазный;

социалистический.

По формационному подходу после  смены экономической формации происходит переход от одного исторического  типа государства к другому, более  новому.

Формационный подход имеет следующие  достоинства:

продуктивность деления государств на основании социально-экономических  факторов;

возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера  формирования государства.

Недостатки:

односторонность;

не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия  «цивилизация», а также несколько  видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под  «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация –  это замкнутое и локальное  состояние общества, отличающееся общностью  религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В  этом случае в зависимости от признаков  выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем  самым можно говорить о цивилизациях:

современных и древних;

западных, восточных, православных и  др.

В цивилизационном подходе различают  следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают  теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального  общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода:

выделение духовных, культурных факторов;

более четкая типология государств.

Недостатки:

низкая оценка социально-экономического фактора;

преобладание типологии общества над типологией государства.

44. Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.

Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и коммунистическая45.

45.Цивилизационный подход к типологии государств.

Цивилизационный подход к типологии  государств

Суть цивилизационного подхода  к типологии государств состоит  в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д.

 Существуют самые разные  основания для классификации  цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и  т.д.

 В соответствии с периодами  исторического развития различают  цивилизации:

-древние (древнеегипетская, шумерская  и др.);

-особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

- современные.

 По характеру организации  государственно-политических институтов  цивилизации делят на:

-первичные, в которых государство  существовало как политико-религиозный  комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская,  древнеегипетская и др.);

-вторичные, в которых отчетливо  проявляется различие между государственной  властью и культурно-религиозным  комплексом (западноевро¬пейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

 Достоинством данной типологии,  несомненно, является внимание к  культурным, духовным критериям,  которые рассматриваются важными  факторами государственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"