Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

25. Государственный  суверенитет

Понятие

Государственный суверенитет —  это неотчуждаемое юридическое  качество независимого государства, символизирующее  его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного  верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее  или исчезающее в силу добровольного  изменения статуса независимого государства как цельного социального  организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.[6] Признание  суверенитета верховной власти сыграло  важную роль в объединении государств, их внутреннем сплочении, преодолении  феодальных распрей и укрепления их внутреннего мира. Сочетание этих двух начал - верховенства и независимости  в понятии суверенитет означает соединение в нем прав и свободы. Поэтому в истории политики понятие  суверенитет имеет для государства  и власти всех уровней такой же смысл, что и понятие свободы  и права для человека. Для суверенитета и суверенного государства это  не только право на независимость  и свободу от посягательств, как  внешних, так и внутренних, но и  право управлять. Повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все  функции верховной власти. Поэтому  Н. Макиавелли трактует суверенную власть как всевластие.

26. Национальный  суверенитет

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального  суверенитета, понимаемого как право  каждой нации на самоопределение[10]. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию  и форму взаимоотношений с  другими нациями. Обеспечивается суверенитет  нации социально-экономическим и  политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой  нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим  принципом, реализация которого зависит  от осознания нацией своих жизненных  интересов, объективно вытекающих из условий  её существования и развития[11].

 Однако принцип национального  суверенитета не абсолютизирует  нацию, а лишь придаёт государственному  суверенитету новое качество. Право  на государственный суверенитет  на определённом историческом  этапе становится правом нации,  которое может реализовываться  нацией как в форме создания  собственного государства, так  и путём вхождения в состав  более крупного государственного  образования[12].

27. Понятие народного суверенитета.

Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским  мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа[13].

 Суть народного суверенитета  заключается в верховенстве народа  в государстве. При этом народ  рассматривается как единственный  законный и правомерный носитель  верховной власти[14] или как источник  государственного суверенитета[15]. Народный суверенитет является  антагонистом суверенитета монарха,  при котором монарх рассматривается  не как член народа, а как  индивидуальная личность — носитель  суверенной (абсолютистской, самодержавной)  государственной власти. Понятия  народного суверенитета и государственного  суверенитета также различны, но  не противопоставлены друг другу,  поскольку в первом случае  раскрывается вопрос о высшей  власти в государстве, а во  втором — вопрос о верховности  власти самого государства[16].

 В настоящее время доктрина  народного суверенитета признана  мировым сообществом, что нашло,  в частности, своё отражение  в ст. 21 Всеобщей декларации прав  человека, согласно которой воля  народа должна быть основой  власти правительства и находить  своё выражение в периодических  и нефальсифицированных выборах  при всеобщем и равном избирательном  праве и свободном голосовании.  Также доктрина народного суверенитета  нашла своё выражение в праве  народов на неотъемлемый суверенитет  над их естественными богатствами[17] и в иных формах.

28. В чем выражается независимость и верховенство государственной власти

Верховенство государственной власти означает, что она ничем не ограничена, кроме права (включая естественное право) и закона (включая конституцию), не имеет другой стоящей над ней или рядом, на одном уровне с ней политической власти и поэтому является высшей, верховной. Вместе с тем в демократическом правовом государстве верховенство государственной власти не может и не должно означать ее абсолютную неограниченность, поскольку в таком государстве, как уже отмечалось (см. § 1 данной главы), власть не может не быть ограничена правом и подчинена ему. Абсолютной, ничем и никак вообще не ограниченной государственной власти в реальной жизни нет и быть не может, поскольку все государства существуют, действуют и развиваются в системе неуклонно усиливающихся и углубляющихся взаимосвязей и взаимодействий с другими государствами в условиях региональной и международной интеграции и глобализации. Отношения между ними регулируются нормами международного права, обязательными для всех стран. Кроме того, многие государства входят в состав федеративных, конфедеративных и иных межгосударственных союзов, ассоциаций и объединений.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность и свободу от вмешательства извне и изнутри в принятии властных решений и выполнении иных функций. Суверенная государственная власть сама, без какой-либо решающей зависимости от других государств или надгосударственных объединений и организаций (внешний аспект) или внутригосударственных политических и иных сил и организаций (внутренний аспект) определяет и осуществляет свои полномочия. Конечно, и здесь в современном мире не может идти речь об абсолютной независимости, самостоятельности. Вряд ли, например, правомерно говорить о том, что государства — члены ООН абсолютно независимы от этой всемирной межгосударственной организации или что страны — члены Европейского Союза абсолютно самостоятельны и не находятся ни в какой зависимости от этого союза. Но столь же очевидно, что ни в том, ни в другом случае такая имеющаяся зависимость не ставит под вопрос сохранение суверенитета государств-членов. Это означает, что само по себе некоторое ограничение и тем более самоограничение даже суверенных прав государств не означает потерю ими государственного суверенитета.

29. Сущность государства - это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

В свете характеристики главного в  содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства  как социального института проявляется  в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с  обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том  числе классовых) интересов.

Сущность государства проявляется  в его функциях, в той служебной  роли государства в обществе, качественная определенность которой характеризуется  устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов. История показывает, что  государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян - феодалов, без рабов - рабовладельцев, без общинников и их труда - чиновничьего аппарата восточного государства).Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными  словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым  и общесоциальным интересам) и исторически  изменчива в плане соотношения  ее сторон.

30.

31 Социальное назначение государства.

В чем же состоит его социальное назначение?

1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими  на его территории.

2. Государство является арбитром  в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных  и т.д.).

3. Государство обязано урегулировать  возникающие внешние конфликты. 

4. Государство применяет легализованное  насилие. Оно выражается в наложении  уголовного наказания, административных, имущественных и иных санкций. 

Государственное принуждение считается  мощным средством воздействия населения  со стороны правящей элиты. С помощью  насилия власть может быть завоевана. Но оно все же не является всесильным. Так известный государственный  деятель Франции Талейран (1754 - 1838) отмечал, что штыки годятся для  всего, но сидеть на них нельзя. Следовательно, таким острым оружием, каким является государственное принуждение, пусть  даже и легализованное, надо пользоваться очень осторожно.

Россия, как социальное государство, все свое усилие направляет на реализацию социальных прав человека. Социальные права человека - это конституционные  права человека и гражданина, сформированные позже других и затрагивающие  область труда, позволяющие человеку проявить себя не только как участника  экономических отношений, но и как  полноправного субъекта во всем многообразии социальных связей и потребностей.

К социальным правам относятся:

- право на труд;

- право на отдых; 

- право на материнство и детство; 

- право на социальное обеспечение; 

- право на жилище;

- право на охрану здоровья  и медицинскую помощь;

- право на образование.

32. Следует также отметить, что хотя гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, его развитие протекает более успешно, если государство создает для этого благоприятные условия. Поэтому для формирования гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства.

Можно отметить ряд существенных признаков, которые присущи гражданскому обществу:

Во-первых, это общество социального  рыночного хозяйства, в котором  обеспечена

свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности  и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция.

Во-вторых, это общество, которое  обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.

В-третьих, это общество подлинной  свободы и демократии, в котором  признается приоритет прав человека.

В-четвертых, это общество, построенное  на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной  инициативы граждан и их коллективов.

Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются:

— добровольно сформировавшиеся первичные  самоуправляющиеся общности людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные  корпорации и другие общественные объединения);

— совокупность негосударственных (т.е. неполитических) общественных отношений;

— производственная и частная жизнь  людей, их обычаи, нравы и традиции;

— сфера самоуправления свободных  индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной  власти.

33. Принципы и условия формирования гражданского общества.

1. Основополагающим началом является  неотъемлемое право конкретного  человека, индивида на личную  свободу, самореализацию.

2. Принцип достаточности при  определении общества как гражданского; суть его состоит в существовании  правового механизма взаимодействия  структур гражданского общества  и государственных структур, развитой  политической системы.

Таким образом, в современной политологии  гражданское общество рассматривается  как сложная, многоуровневая система  невластных связей и структур. Оно  включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые  развиваются вне рамок и вмешательства  государства.

34. Взаимодействия правового государства и гражданского общества.

Правовое государство, как можно  вывести из вышеизложенного, это  такое взаимодействие государства  и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят  права и свободы человека и  гражданина. То есть, люди, граждане –  общество является центральным звеном в правовом государстве. А отсюда и взаимодополняющая и взаимоутверждающая связь правового государства  и гражданского общества.

Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями  между его членами, независимое  от государства, но взаимодействующее  с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свобода, право, долг, мораль, собственность  и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"