Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка
1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13
35. В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Отметим наиболее важные теоретические положения их учений о правовом государстве.
Гроций был первым выдающимся теоретиком
школы естественного права. Согласно
его теории существует право естественное
и право волеустановленное. Источником
естественного права является природа
человека, человеческий разум. К предписаниям
естественного права он относит
воздержание от чужого имущества, обязанности
соблюдения обещаний, возмещение виновного
ущерба, а также “воздаяние”
людям заслуженного наказания. Волеустановительное
право, исходящее от государства, должно
всецело соответствовать
Гоббс, защитник абсолютной монархии
в Англии, разработал тем не менее
ряд прогрессивных положений
о господстве права в общественной
жизни, которые впоследствии были развиты
революционными буржуазными мыслителями.
К их числу относятся обоснование
формального равенства перед
законом, незыблемость договоров. Гоббс
отстаивал понимание свободы
человека как права делать все
то, что не запрещено законом, и
тем самым заложил
Локк, по словам Маркса, был классическим
выразителем правовых представлений
буржуазного общества в противоположность
феодальному(См.: Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. Т. 26. 4.1. С. 371.). Государство, которое
создается для охраны естественных
прав человека, подчеркивал Локк, устанавливает
законы для устройства и учреждения
собственности, а также использует
общественные силы для исполнения этих
законов и для защиты от внешних
нападений. В таком государстве
господствует закон, обеспечивающий естественные
неотчуждаемые права
36. Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идеей гражданской свободы, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие гpaждaнe” ( Монтескье Ш. Избр. произведения. М, 1955. С. 289.). Политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности. А достигается это путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Эта идея является одной из важнейших в его политико-правовой теории. В последующем она нашла практическое воплощение в государственном строительстве большинства цивилизованных стран.
Дидро правовые начала государственной
власти обосновывает ее суверенностью,
построенной на общественном договоре.
Государственная власть, по его мнению,
возникает как продукт
Джефферсон, автор “Декларации
независимости Соединенных
Значительный вклад в
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”( Кант И. Соч. Т. 4. 4.11. С. 233.). Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности.
В правовом государстве гражданин
должен обладать той же возможностью
принуждения властвующих к
Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
Гегель рассматривает
Государство, по Гегелю, это наиболее
совершенная организация
Ценность гегелевских
Маркс рассматривал государство и
право исходя из открытой им классовой
теории общественного развития. Согласно
данной теории государство и право
исчезнут вместе с исчезновением
классов в результате установления
диктатуры пролетариата в процессе
перехода к обществу без классов(
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28.
С. 427). Анализируя соотношение буржуазного
государства и права, Маркс доказывает,
что юридический закон есть продукт
и отражение материальных производственных
отношений классового общества. Законодательство
только фиксирует требования, диктуемые
экономическими отношениями. От государства
же зависит, насколько адекватно
оно сможет отразить в законах
исторически сложившиеся
37. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Г. Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Их государственно-правовые воззрения — предмет изучения истории политических и правовых учений. Ниже кратко рассматриваются лишь те концепции, в которых обобщенно излагаются главные идеи и принципы правового государства с точки зрения русского правоведения.
Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, — отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы. Соглашаясь с подобными характеристиками правового государства, Шершеневич, однако, реальные гарантии правовой государственности видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола государственной власти: “. . . а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения”( Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 248.). Идея “сдерживания” властей негосударственными общественными объединениями, мнением общественности, Печати, радио, телевидения сейчас признается всеми и находит свое практическое воплощение в жизни современного общества.
Гессен определяет правовое государство,
опираясь на фундаментальные воззрения
западной политико-правовой мысли. “Правовым
называется государство, — отмечает
он, — которое признает обязательным
для себя, как правительства, создаваемые
им же, как законодателем, юридические
нормы. Правовое государство в своей
деятельности. в осуществлении своих
правительственных и судебных функций
связано и ограничено правом, стоит
под правом, а не вне и над
ним”( Правовое государство и народное
голосование. СПб., 1906. С. 10.) . В то же
время Гессен вносит определенные коррективы
в содержательную сторону правового
государства. Он отстаивает свободу
законодательной деятельности в
том смысле, что государство не
связано обычным и
Котляревский придерживается кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Практическую значимость для современной государственно-правовой жизни имеет его вывод о роли суда как основного органа, обеспечивающего реальную обоюдную ответственность государства и личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым от кого бы то ни было и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового государства.
38. Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.
В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:
осуществление правосудия только судом;
независимость судов и судей;
отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);
несменяемость судей;
бессословность суда (равенство всех перед судом);
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"