Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

35. В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Отметим наиболее важные теоретические положения их учений о правовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является природа  человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит  воздержание от чужого имущества, обязанности  соблюдения обещаний, возмещение виновного  ущерба, а также “воздаяние”  людям заслуженного наказания. Волеустановительное  право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам  естественного права. Правовые институты  феодализма объявлялись Гроцием  противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, “отвечающего законам  разума”. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством  таких правоустановлений, которые  обеспечивали бы каждому человеку свободное  пользование своим достоянием с  согласия всех. Источником любой формы  государства, согласно Грецию, является общественный договор, поэтому при  создании государства народ может  избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям. Изменение формы государственного правления возможно лишь с согласия обеих сторон, заключивших общественный договор.

Гоббс, защитник абсолютной монархии в Англии, разработал тем не менее  ряд прогрессивных положений  о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты  революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование  формального равенства перед  законом, незыблемость договоров. Гоббс  отстаивал понимание свободы  человека как права делать все  то, что не запрещено законом, и  тем самым заложил теоретические  основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

Локк, по словам Маркса, был классическим выразителем правовых представлений  буржуазного общества в противоположность  феодальному(См.: Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. Т. 26. 4.1. С. 371.). Государство, которое  создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Локк, устанавливает  законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних  нападений. В таком государстве  господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового  государства, писал Локк, состоит  “в незыблемом для всех правиле, установленном  законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать  собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека”( Локк Д. Избр, философские произведения. Т. 2. М., 1960. С. 16—17.).

36. Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идеей гражданской свободы, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие гpaждaнe” ( Монтескье Ш. Избр. произведения. М, 1955. С. 289.). Политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности. А достигается это путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Эта идея является одной из важнейших в его политико-правовой теории. В последующем она нашла практическое воплощение в государственном строительстве большинства цивилизованных стран.

Дидро правовые начала государственной  власти обосновывает ее суверенностью, построенной на общественном договоре. Государственная власть, по его мнению, возникает как продукт общественного  договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству  свою естественную независимость с  целью обеспечения интересов  и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном. “Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может  быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти” ( См.: История политических учений. Ч. 1. М., 1971. С. 181.) . Главная цель государства  есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Эти идеи Дидро получили философское обоснование  и завершение в теории правового  государства И. Канта.

Джефферсон, автор “Декларации  независимости Соединенных Штатов Америки”, практически воплощает  идеи правового государства на американском континенте. С позиции теории общественного  договора и естественных неотчуждаемых  прав человека он подвергает критике  монархическую форму правления  и отстаивает принцип народного  суверенитета. Декларация Джефферсона  торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для  обеспечения которых создается  государство. Путем включения в  Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права  отдельных индивидов по отношению  к государству как к целому. Для официальной государственной  доктрины это было совершенно новое  положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового  государства, центральное место  в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу  народа требовать своего участия  в установлении правопорядка путем  принятия конституции, выражающей его  волю. Верховенство народа обусловливает  свободу, равенство и независимость  всех граждан в государстве, которое  выступает как “объединение множества  людей, подчиненных правовым законам”( Кант И. Соч. Т. 4. 4.11. С. 233.). Там, где государство  действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там  не может быть ограничения прав граждан  в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности.

В правовом государстве гражданин  должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному  исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении  к гражданину. Возможность правовой организации Кант непосредственно  связывает с разделением властей  на законодательную, принадлежащую  парламенту, исполнительную — правительству, и судебную, осуществляемую судом  присяжных, избранных народом.

Философская концепция правового  государства по Канту оказала  значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и  практику государственно-правового  строительства цивилизованного  общества.

Гегель рассматривает государство  в контексте общей системы  его фундаментальных философских  представлений о мироздании, важной частью которых является философия  права. Государство в трактовке  Гегеля — это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав —  прав личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что бытие государства  предшествует развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел  главный порок гегелевской концепции  государства, поскольку в реальной действительности общества возникает  раньше государство, а последнее  является продуктом и результатом  развития общества.

Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство  реализованной свободы( См.: Гегель. Философия права. М., 1990. С. 95.). Именно в государстве и через государство  реализуются высшие нравственные ценности человека, поэтому оно является “действительностью нравственной идеи”. Гражданское общество через посредство правовых учреждений обеспечивает интересы частных лиц  и охраняет их собственность, поддерживает определенный общественный порядок. В  государстве всецело сливаются  личная свобода и внешний порядок, в нем достигает своей наивысшей  формы единство правового содержания и морального убеждения.

Ценность гегелевских воззрений  на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь  важную роль. Главное — это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.

Маркс рассматривал государство и  право исходя из открытой им классовой  теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право  исчезнут вместе с исчезновением  классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов( См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 28. С. 427). Анализируя соотношение буржуазного  государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт  и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые  экономическими отношениями. От государства  же зависит, насколько адекватно  оно сможет отразить в законах  исторически сложившиеся взаимоотношения  между людьми, соответствующие данному  социально-экономическому строю.

37. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Г. Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Их государственно-правовые воззрения — предмет изучения истории политических и правовых учений. Ниже кратко рассматриваются лишь те концепции, в которых обобщенно излагаются главные идеи и принципы правового государства с точки зрения русского правоведения.

Так, Шершеневич отмечает следующие  пути формирования и основные параметры  правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и  отграничивают одни интересы от других, в том числе и государственной  организации, — отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству  достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность  судебной власти и допустив к соучастию  в законодательстве выборные общественные элементы. Соглашаясь с подобными  характеристиками правового государства, Шершеневич, однако, реальные гарантии правовой государственности видит  в том, что в различное время  выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола  государственной власти: “. . . а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение  власти; г) подчиненность государства  стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения”( Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 248.). Идея “сдерживания”  властей негосударственными общественными  объединениями, мнением общественности, Печати, радио, телевидения сейчас признается всеми и находит свое практическое воплощение в жизни современного общества.

Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения  западной политико-правовой мысли. “Правовым  называется государство, — отмечает он, — которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые  им же, как законодателем, юридические  нормы. Правовое государство в своей  деятельности. в осуществлении своих  правительственных и судебных функций  связано и ограничено правом, стоит  под правом, а не вне и над  ним”( Правовое государство и народное голосование. СПб., 1906. С. 10.) . В то же время Гессен вносит определенные коррективы в содержательную сторону правового  государства. Он отстаивает свободу  законодательной деятельности в  том смысле, что государство не связано обычным и законодательным  правом, так как нет “вечных” обычаев и законов. По самому существу своему законодательная власть не может  быть ограничена законом. В этой идее заложено принципиальное практическое положение: законы должны соответствовать  уровню зрелости общества, отражать изменяющиеся экономические, социальные, культурные и другие условия общественной жизни, отвечать объективным потребностям ее развития.

Котляревский придерживается кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и  личности друг перед другом, гарантией  которых является разделение властей. Практическую значимость для современной  государственно-правовой жизни имеет  его вывод о роли суда как основного  органа, обеспечивающего реальную обоюдную ответственность государства и  личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым  от кого бы то ни было и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового  государства.

38. Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие  либеральные принципы судоустройства и судопроизводства:

осуществление правосудия только судом;

независимость судов и судей;

отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства);

несменяемость судей;

бессословность суда (равенство  всех перед судом);

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"