Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

 Однако этот подход также  подвергается активной критике.  Во-первых, само понятие "цивилизация"  не поддается сколько-нибудь четкому  и однознач¬ному определению.  Хотя этот термин имеет широкое  распространение в социальных  науках, тем не менее он не  имеет строго определенного фиксиро¬ванного  значения, в толковых словарях  и энциклопедиях он употребляется  в самых разных и не всегда  совпадающих друг с другом  смыслах. Такое поло¬жение делает  весьма проблематичным использование  понятия "цивилизация" в  качестве критерия типологии  государств. Во-вторых, цивилизационный  подход недооценивает социально-экономические  факторы, которые играют определяющую  роль в формировании государства;  и, в третьих, он предпола¬гает  существование множества критериев  и несовпадающих классификаций.

 В конце 80-х - начале 90-х  годов, когда ставилась революционная  задача избавления от всего  старого и уже в силу только  одного этого - "плохого", в  отечественной литературе появились  попытки полного отказа от  формационно¬го подхода.

 Несомненно, противопоставлять  эти подходы не следует, но  цивилизационный, весьма далекий  от глубокой разработки подход, не может заменить теоретически  обоснованный формационный.

 Поскольку в ходе критики  последнего не было выдвинуто  достаточно убедительных критериев,  в научной литературе большинство  авторов продолжают пользоваться  именно этим подходом при типологии  государств.

46. Цивилизационный  подход

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной  расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал  следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние  общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная  система, включающая социально-экономические  условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и  природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

47. При капитализме, как и при серваризме, на первый план выступает человек - полный собственник всех средств производства. Он так же, как и серварист, нуждается для осуществления процесса производства в рабочей силе. Но если серварист приобретал личность работника и тем самым его рабочую силу, то капиталист покупает только рабочую силу, причем у самого работника. При капитализме в идеале нет внеэкономического принуждения к труду, нет внеэкономической зависимости от владельца средств производства. Работник - свободный человек. Он волен распоряжаться своей личностью и - соответственно - своей рабочей силой.

Капиталистическое общество - рыночное. Чтобы жить, нужно удовлетворять  потребности, по меньшей мере, в пище, одежде, жилище. Приобрести все это  можно только на рынке - разумеется, лишь за деньги. Чтобы получить деньги, нужно что-то продавать. Владелец средств  производства - сам или руками других людей - создает товары и продает  их на рынке. Человек, не имеющий средств  производства, чтобы жить, должен продавать  единственное, что имеет, а именно - свою рабочую силу. При капитализме  нет внеэкономического принуждения, но есть экономическое. И оно не только не менее, но, напротив, более действенно, чем первое.

48. Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики[1]. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.

 Многообразие форм государственности  обусловлено влиянием на государство  различных факторов, в том числе  политических, экономических, исторических. В качестве основных среди  них можно выделить следующие:

исторические традиции развития национальных государств;

исторические особенности становления  национальной государственности;

реальное соотношение социальных сил в стране;

национальный состав населения  страны;

менталитет населения;

зарубежный опыт;

уровень жизни населения;

степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы  в ранее зависимых от них странах;

роль мирового сообщества[2].

Форма государства так или иначе  зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

49. Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].

Форма правления показывает:

как создаются высшие органы власти в государстве,

их структуру,

какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

как строятся взаимоотношения между  верховной властью и рядовыми гражданами,

в какой мере организация органов  государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе  государства — монарху, который  занимает престол по наследству и  не несет ответственности перед  населением.

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной  власти избираются народом, либо формируются  особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный  республиканский признак — систематическую  выборность главы государства,

Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свой Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское  духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя.ственен важнейший элемент  монархии — несменяемость главы  государства.

50. Общая характеристика монархической формы правления и ее разновидности.

Отличительные признаки монархии

Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий

Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом  в стране и в его руках сосредоточена  вся полнота государственной  власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная  власть рассредоточена между всеми  высшими органами власти, власть монарха  ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании  традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному  сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган  власти, формирующийся путём выборов  представителей народа (парламент). В  свою очередь конституционная монархия делится на:

Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет  часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган  в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью  традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное  устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

 

51. Общая характеристика республиканской формы правления и ее разновидности.

Отличительные признаки республиканской  формы правления

Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

Высшие органы власти и должностные  лица несут ответственность перед  населением, которая может быть выражена в следующем:

они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут  не продлеваться;

возможно досрочное прекращение  полномочий.

Виды республик

Республики различаются главным  образом тем, какой из органов  власти — парламент или президент  — формирует правительство и  направляет его работу, а также  перед кем из названных правительство  несет ответственность.

Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства  и главы правительства. Правительство  формирует и распускает непосредственно  сам президент, парламент при  этом какого-либо значимого влияния  на правительство оказывать не может  — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту. Парламент  формирует правительство и вправе в любой момент отправить его  в отставку. Президент в таком  государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная  президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных  мер по контролю парламента за деятельностью  исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом  с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет  ответственность одновременно и  перед президентом, и парламентом  страны[5] (Франция, Португалия, Монголия).

52. Демократический режим. Слово "демократия" происходит от греческой и означает народовластие (demos - народ, kratos - власть). Следовательно, демократический режим отмечается в первую очередь участием народа в осуществлении государственной власти. За высказыванием Авраама Линкольна, демократия - это власть народа, которая осуществляется народом в интересах народа. А в современном конституционализме основным формальным признаком демократизма является конституционное закрепление принципа, что носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ, а фактическим признаком - фактическая мера реализации этого принципа.

 

В зависимости от механизма участия  народа в осуществленных государственной  власти различают непосредственную (прямую) и представительскую (непрямую) демократию.

Непосредственная демократия характеризуется  непосредственным участием народа в  осуществлении государственной  власти путем референдумов, выборов, собраний, лестницы, вече и тому подобное.

Представительская демократия отмечается тем, ежегосударственная власть осуществляется не непосредственно народом, а через  избранных им представителей к государственным  органам и в первую очередь  в парламент, в которых они  и представляют интересы своих избирателей. В то же время следует принимать  во внимание, что в современных  условиях демократический режим  является смешанным, поскольку предусматривает  и элементы прямой демократии, которыми является референдум, выборы, собрания, и элементы непрямой демократии, которыми является избрание представителей народа к государственным органам.

Кроме того, признаками демократического режима является:

- признание лица наивысшей социальной  ценностью;

- верховенство закона во всех  областях общественной жизни;

- равноправие;

- официальное признание принципа  подчинения меньшинства большинства  и одновременным обеспечением  прав меньшинства и наличия  механизмов предотвращения своеволия  большинства;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"