Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка
1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13
5. Волевой характер права,
6. Общеобязательность права
являются общими и обязательными для всей страны. Общеобязательность, всеобщность праву придаёт то, что в нём выражаются согласованные интересы участников регулируемых отношений, что оно имеет нормативный характер.
7. Государственная
74. Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.
Что касается первого противопоставления,
то оно обуславливается не только
вечным противоречием идеала с действительностью,
но также и некоторыми особенностями
положительного права, которые обостряют
и подчёркивают это противоречие.
Положительные законы рассчитываются
обыкновенно на долговременное применение.
Как нормы общие и твёрдые,
они не могут изменяться с каждым
изменением отношений, для которых
они созданы, — а между тем
жизнь уходит вперёд и требует
для себя новых определений. Таким
образом, издавна концепция
Позитивное право, положительное право (лат. jus positivum) — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.
Происхождение понятия
Понятие позитивного права появилось благодаря развитию естественно-правового учения, которое исходило из того, что вечное и неизменное, общее для всех народов, определяемое самой природой человека либо данное свыше — Естественное право, следует отличать от искусственного действующего права, которое не только различно в каждой стране, но и постоянно изменяется по воле законодателя в связи с переменами в жизни общества.
75. Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека.
«Закон, - подчеркивал Демокрит,
- стремится помочь жизни людей.
Но он может этого достигнуть
только тогда, когда сами
Естественно-правовая теория
прошла сложный путь развития,
ее популярность, всплески расцвета
всегда были связаны со
Естественно-правовая теория происхождения
права нередко называется в научной
литературе договорной теорией или
теорией договорного
Среди политико-правовых
76. Теологическая теория происхождения права.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА — учение, которое исходит из божественного происхождения права как явления вечного, выражающего волю бога и высший разум. О божественном начале (источнике) права свидетельствуют мифы многих народов. В Египте, Индии, Вавилоне, Греции, Иудее, Риме боги жили очень близко к людям, иногда среди них, помогали людям, иногда прямо, иногда косвенно. Они и установили среди людей органы власти, порядок жизни и, конечно, право. То есть боги свои законы насаждали среди людей, обязывали их исполнять эти законы. При этом праву придается нравственный смысл. Право — это Богом данное искусство добра и справедливости. Связь права и религии была настолько прочной, что праву (как и государству) стали приписывать божественное происхождение. Почти у всех народов сохранилось предание о том, как боги дали людям право. Представление об этом выразил древнегреческий мыслитель Демосфен, назвавший право «изобретением и даром богов».
Материалисти́ческая (маркси́стская,
исто́рико-материалисти́ческая, диале́ктико-материалисти́
По оценкам специалистов, «теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли»[2].
Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «Государство и революция» .
По Энгельсу, государство существует
не извечно. Были общества, которые
обходились без государства и
государственной власти. На определенной
ступени экономического развития, которая
с необходимостью была связана с
расколом общества на классы, государство
стало в силу этого раскола
необходимостью. Когда в обществе
появляются классы с противоречивыми
экономическими интересами, начинается
противостояние между ними. Для того,
чтобы это противостояние не привело
к коллапсу общества, необходима стоящая
над обществом сила, которая бы
умеряла столкновение, держала его
в границах «порядка». Эта сила, произошедшая
из общества, но ставящая себя над ним
и все более и более
Когда говорят “источники
права”, то имеют в виду факторы,
питающие появление и действие
права. Подразумевают те
В более узком смысле “источники права” понимают как то, чем руководствуется практика в решении юридических дел.
Государству необходимо
выражать свою волю. Но так,
чтобы все знали, понимают как
оно требует, видели, чем им
руководствоваться при
Источники права — официальные
письменные документы,
В различных странах
79. Пришедшая к власти буржуазия, сохранив в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев, постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом, в качестве основной формы права установила нормативно-правовой акт (законодательство).
Таким образом, диалектическая взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других – делегированное законодательство органов управления, в третьих – прецеденты и судебные решения, в четвертых – религиозные нормы (Коран, Сунна, Иджма) и т.д.
80. Классовое и общечеловеческое в праве.
Сегодня проблема общечеловеческого
и классового в культуре является
весьма актуальной. До недавнего времени
в советской философской
В то же время в классовом обществе
по отношению к любым духовным
ценностям проявляются
81. Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые при дают праву качество государственного регулятора общественных отно шений: а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведе ния общего характера; б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых слу чаях его принудительной силой.
Сущность права видится в
«обеспечении» или «
Новый подход к праву состоит
в попытке установить различие
между правом как объективным
явлением общественной жизни
и зако ном как формой
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
Основные виды социальных норм:
1. Нормы права - это общеобязательные,
формально-определенные
2. Нормы морали (нравственности) - правила
поведения, которые сложившись
в обществе, выражают представления
людей о добре и зле,
3. Нормы обычаев - это правила
поведения, которые,
4. Нормы общественных
Кроме указанных, среди социальных норм различают:
религиозные нормы;
политические нормы;
эстетические нормы;
организационные нормы;
нормы культуры и др.
83. Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"