Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

5. Волевой характер права, выражение  в нем общественных, групповых  и индивидуальных интересов означает, что в праве проявляется и  воплощается воля, содержанием которой  является интерес.

6. Общеобязательность права выражается  в том, что установленные правила  поведения 

являются общими и обязательными  для всей страны. Общеобязательность, всеобщность праву придаёт то, что в нём выражаются согласованные  интересы участников регулируемых отношений, что оно имеет нормативный  характер.

7. Государственная обеспеченность, гарантированность права, вплоть  до принуждения, свидетельствует  о том, что государственная  власть, государство в целом, поддерживает  общие правила, которые признаются  государством правовыми.

74. Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.

Что касается первого противопоставления, то оно обуславливается не только вечным противоречием идеала с действительностью, но также и некоторыми особенностями  положительного права, которые обостряют  и подчёркивают это противоречие. Положительные законы рассчитываются обыкновенно на долговременное применение. Как нормы общие и твёрдые, они не могут изменяться с каждым изменением отношений, для которых  они созданы, — а между тем  жизнь уходит вперёд и требует  для себя новых определений. Таким  образом, издавна концепция естественного  права имела двоякий состав: она  покоилась на практическом требовании более совершенного права и на теоретическом наблюдении естественной необходимости известных правоположений. Эти два элемента могли поддерживать друг друга, но не могли быть сведены  один к другому: в первом случае естественное право ставится над положительным, во втором оно является лишь известной  частью положительного права. В историческом развитии естественно-правовой доктрины можно постоянно наблюдать эту  двойственность его концепции.

Позитивное право, положительное право (лат. jus positivum) — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.

Происхождение понятия

Понятие позитивного права появилось  благодаря развитию естественно-правового  учения, которое исходило из того, что  вечное и неизменное, общее для  всех народов, определяемое самой природой человека либо данное свыше — Естественное право, следует отличать от искусственного действующего права, которое не только различно в каждой стране, но и постоянно  изменяется по воле законодателя в  связи с переменами в жизни  общества.

75. Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека.

 «Закон, - подчеркивал Демокрит, - стремится помочь жизни людей.  Но он может этого достигнуть  только тогда, когда сами граждане  желают жить счастливо: для  повинующихся закону закон –  только свидетельство их собственной  добродетели».

 Естественно-правовая теория  прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета  всегда были связаны со стремлениями  людей изменить свою жизнь  к лучшему – это и эпоха  Возрождения, и эпоха буржуазных  революций, и современная эпоха  перехода к правовому государству.

Естественно-правовая теория происхождения  права нередко называется в научной  литературе договорной теорией или  теорией договорного происхождения  права.

 Среди политико-правовых концепций  XX века особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии, - томизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм.

76. Теологическая теория происхождения права.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ  ПРАВА — учение, которое исходит  из божественного происхождения  права как явления вечного, выражающего  волю бога и высший разум. О божественном начале (источнике) права свидетельствуют  мифы многих народов. В Египте, Индии, Вавилоне, Греции, Иудее, Риме боги жили очень близко к людям, иногда среди  них, помогали людям, иногда прямо, иногда косвенно. Они и установили среди  людей органы власти, порядок жизни  и, конечно, право. То есть боги свои законы насаждали среди людей, обязывали  их исполнять эти законы. При этом праву придается нравственный смысл. Право — это Богом данное искусство  добра и справедливости. Связь  права и религии была настолько  прочной, что праву (как и государству) стали приписывать божественное происхождение. Почти у всех народов  сохранилось предание о том, как  боги дали людям право. Представление  об этом выразил древнегреческий  мыслитель Демосфен, назвавший право  «изобретением и даром богов».

77. Материалистическая теория происхождения права.

Материалисти́ческая (маркси́стская, исто́рико-материалисти́ческая, диале́ктико-материалисти́ческая) тео́рия происхожде́ния госуда́рства связывает возникновение государства  с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников  данной теории, «государство есть продукт  и проявление непримиримых классовых  противоречий»[1].

По оценкам специалистов, «теория  отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью  и, несомненно, представляет собой большое  достижение теоретической мысли»[2].

Наиболее полное изложение основ  данной теории содержится в работах  Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной  собственности и государства» и  В. И. Ленина «Государство и революция» .

По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые  обходились без государства и  государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая  с необходимостью была связана с  расколом общества на классы, государство  стало в силу этого раскола  необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми  экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело  к коллапсу общества, необходима стоящая  над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его  в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним  и все более и более отчуждающая  себя от него, и есть государство.

78. Общая характеристика  форм (источников) права

   Когда говорят “источники  права”, то имеют в виду факторы,  питающие появление и действие  права. Подразумевают те процессы, которые вызывают к жизни нормативные  установки или общеобязательные  правила поведения, предписанные  государством.

   В более узком смысле  “источники права” понимают  как то, чем руководствуется практика  в решении юридических дел.

   Государству необходимо  выражать свою волю. Но так,  чтобы все знали, понимают как  оно требует, видели, чем им  руководствоваться при разрешении  возникающих проблем, не отговаривались  в случае нарушения незнанием  действующих правил. В древности  содержание законов выбивалось  на офомных камнях, размещалось  на стенах, записывалось на досках, пергаментных и иных свитках.  Это все можно назвать формой  права. Сейчас такими источниками  (формами) права в романо-германском  праве являются нормативные акты (законы, ордонансы, статуты), а в  англосаксонском — договор и  правовой прецедент.

   Источники права — официальные  письменные документы, изданные  от имени государства, в которых  фиксируется содержание отдельных  норм, институтов и отраслей права.  В целом, это внешние формы  выражения и способы закрепления  юридических норм.

   В различных странах преобладающими  являются какие-то отдельные формы  (источники) права: правовой обычай, судебный или административный  прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой  акт, нормативный договор.

79. Пришедшая к власти буржуазия, сохранив в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев, постепенно, в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом, в качестве основной формы права установила нормативно-правовой акт (законодательство).

Таким образом, диалектическая взаимосвязь  системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику  конкретных правовых систем. В одних  государствах преимущественное распространение  получили правовые акты парламентов, в  других – делегированное законодательство органов управления, в третьих  – прецеденты и судебные решения, в четвертых – религиозные  нормы (Коран, Сунна, Иджма) и т.д.

80. Классовое и общечеловеческое в праве.

Сегодня проблема общечеловеческого  и классового в культуре является весьма актуальной. До недавнего времени  в советской философской литературе больше внимания уделялось проблеме классового подхода к ценностям  культуры. Даже сама культура носила определения "социалистическая" или "буржуазная", а не культура буржуазного и др. общества. Конечно, характеризовать  культуру узкоклассово - это значит исключить из нее те ценности, которые  и делают ее собственно культурой. Речь идет, в первую очередь, об общечеловеческих ценностях. Подлинная культура - это  социально-прогрессивная творческая деятельность, носитель общечеловеческих ценностей, направленных на выявление  и развитие сущностных сил человека, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство  личности: добропорядочность, трудолюбие, скромность, добро, милосердие, дружба, любовь, справедливость, истина, красота  и др.

В то же время в классовом обществе по отношению к любым духовным ценностям проявляются социально-классовые  пристрастия, интересы. По мере прогресса  ценности общества получают приоритетное значение перед классовыми ценностями. Мы этот приоритет общечеловеческого  над классовым не признавали ни в  теории, ни в практике. Это вело к  подавлению творческого начала в  культуре, идеологической узости мышления, нетерпимости к любому инакомыслию.

81. Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые при дают праву качество государственного регулятора общественных отно шений: а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведе ния общего характера; б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых слу чаях его принудительной силой.

 Сущность права видится в  «обеспечении» или «разграничении»  жизненных интересов людей, в  «выражении их воли», в «установлении»  определенного порядка общественной  жизни. Имеются и другие науч-ные  взгляды на сущность права.

 Новый подход к праву состоит  в попытке установить различие  между правом как объективным  явлением общественной жизни  и зако ном как формой выражения  права и на этой основе сформулировать  понятие правового закона .

82. Социальные  нормы - понятие и виды

Социальные нормы - это правила  поведения, регулирующие взаимоотношения  людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила  поведения, которые установлены  или санкционированы, а также  охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила  поведения, которые сложившись  в обществе, выражают представления  людей о добре и зле, справедливости  и несправедливости, долге, чести,  достоинстве. Действие этих норм  обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами  общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила  поведения, которые, сложившись  в обществе в результате их  многократного повторения, исполняются  в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций  (корпоративные нормы) - это правила  поведения, которые самостоятельно  установлены общественными организациями,  закреплены в их уставах (положениях  и т. п.), действуют в их пределах  и ими же охраняются от нарушений  посредством определенных мер  общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

религиозные нормы;

политические нормы;

эстетические нормы;

организационные нормы;

нормы культуры и др.

83. Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"