Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка
1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13
В нормативно-правовых актах
закрепляются нормы, которые
В отличие от других источников (форм)
права нормативно-право вой
1. Нормативно-правовой акт
Правотворчество - это деятельность,
направленная на подготов ку,
издание и совершенствование
нормативно-правовых актов.
Непосредственное
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества
ВИДЫ (ФОРМЫ) ПРАВОТВОРЧЕСТВА — результаты правотворческих действий, отличающиеся субъектным составом и юридическими формами выражения правотворческих актов. В зависимости от субъекта правотворчества., т.е. от того, кто «творит» право, принято выделять следующие основные формы (виды) правотворчества: правотворческая деятельность государства (государственное правотворчество); непосредственное правотворчество (референдумное правотворчество); делегированное правотворчество; договорное правотворчество; муниципальное правотворчество; корпоративное (локальное) правотворчество. Основной вид правотворчества — нормотворческая деятельность государства, где особой значимостью выделяется законотворчество, или законодательная деятельность.
94. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:
1. Стадия реализации права
2. Стадия обсуждения
3. Стадия принятия законопроекта
путем голосования в
4. Стадия официального
95. Понятие и значение юридической техники.
Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.
Значение юридической техники
Соблюдение правил юридической
техники при подготовке законопроектов,
проектов иных нормативных актов
— залог их качества. Применение
технически несовершенных законов
крайне затруднено, а порой невозможно.
Именно поэтому федеральный
3. Классификация нормативных
По субъектам правотворчества:
а) государство;
б) негосударственные
в) народ непосредственно.
По времени действия:
а) неопределенно-длительного действия;
б) временного действия.
По юридической силе
Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.
1. Законы — это нормативные правовые акты, которые:
а) принимаются парламентами
— выборными представительными
органами государственной
б) принимаются в особом
порядке, установленном
в) обладают высшей
— на основе закона, т. е. в случаях, установленных законом;
— во исполнение закона, т. е. по вопросам, предусмотренным законом;
— должны закону
2. Подзаконные акты —
Подзаконные акты могут иметь
разную юридическую силу, которая
зависит от компетенции
Нормативно-правовые акты
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
В пространстве нормативно-правовые
акты в зависимости от своего вида
могут действовать трояким
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные
дипломатическим иммунитетом и
пользующиеся правом экстерриториальности,
не несут уголовной и
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
98. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1) принимается только органом
законодательной власти или
2) порядок его подготовки и
издания определяется
3) в идеале закон должен
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке
99. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1) принимается только органом
законодательной власти или
2) порядок его подготовки и
издания определяется
3) в идеале закон должен
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей
юридической силой, чем законы, базируются
на них. Несмотря на то что в нормативном
правовом регулировании общественных
отношений главное и
Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов, Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.
Систематизация
Целями систематизации являются: создание стройной системы законодательства, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными правовыми актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление.
Кодификация предполагает переработку
норм права по содержанию и их систематизированное,
научно обоснованное изложение в
новом законе (кодексе, основах законодательства
и др.). Кодификация - это систематизационная
работа более высокого уровня, чем
инкорпорация, так как в ходе кодификации
происходит качественная переработка
действующих юридических норм, устраняются
несогласованности, дублирование, противоречия
и пробелы в правовом регулировании,
отменяются неэффективные и
устаревшие нормы. Нормативный материал
приводится законодателем в стройную,
внутренне согласованную
Инкорпорация - вид систематизации,
в ходе которой действующие
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"