Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

 В нормативно-правовых актах  закрепляются нормы, которые учи-тывают  интересы большинства и меньшинства  в целом, координируют их в  зависимости от конкретных экономических,  социальных, на циональных и международных  отношений в данный исторический  пе риод.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-право вой акт  обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой акт создается  в результате правотворческой  деятельности компетентных органов  государства или всенародным  воле изъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет  собой такую государственную  деятельность, которая состоит в  издании норм права, а также  в совершенствовании и отмене  устаревших право вых норм.

 Правотворчество - это деятельность, направленная на подготов ку, издание и совершенствование  нормативно-правовых актов. Она  имеет две основные формы: непосредственное  правотворчество и опо средованное  (государственное) правотворчество.

 Непосредственное правотворчество  осуществляется в результате  проведения референдумов, которые  в конституционном порядке прини  мают или отвергают предлагаемые  государственной законодательной  властью нормативно-правовые акты.

93. Понятие и формы правотворчества.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов  по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают  государственные органы, негосударственные  структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при  принятии законов на референдумах.

ВИДЫ (ФОРМЫ) ПРАВОТВОРЧЕСТВА — результаты правотворческих действий, отличающиеся субъектным составом и юридическими формами выражения правотворческих актов. В зависимости от субъекта правотворчества., т.е. от того, кто «творит» право, принято выделять следующие основные формы (виды) правотворчества: правотворческая деятельность государства (государственное правотворчество); непосредственное правотворчество (референдумное правотворчество); делегированное правотворчество; договорное правотворчество; муниципальное правотворчество; корпоративное (локальное) правотворчество. Основной вид правотворчества — нормотворческая деятельность государства, где особой значимостью выделяется законотворчество, или законодательная деятельность.

94. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Стадия реализации права законодательной  инициативы, то есть права официального  внесения законопроекта в высший  представительный орган страны, который в таком случае обязан  рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной  инициативы в Российской Федерации  перечислены в ст. 104 Конституции.

2. Стадия обсуждения законопроекта,  которое в Российской Федерации  происходит на заседании Государственной  Думы. На этой стадии вносятся  поправки, изменения, дополнения  или исключаются из законопроекта  ненужные положения.

3. Стадия принятия законопроекта  путем голосования в Государственной  Думе, одобрения Советом Федерации  и подписания Президентом России. Детально эта процедура регулируется  Конституцией и регламентами  деятельности высших органов  государственной власти.

4. Стадия официального опубликования  закона.

95. Понятие и значение юридической техники.

Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами  при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения  их совершенства. Важнейшая ее разновидность  — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.

Значение юридической техники

Соблюдение правил юридической  техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов  — залог их качества. Применение технически несовершенных законов  крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной  Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых  субъектах РФ приняты специальные  законы о порядке подготовки нормативных  правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются  вопросы юридической техники (например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных  правовых актах»).

96. Классификация нормативно-правовых актов.

3. Классификация нормативных правовых  актов

 По субъектам правотворчества:

 а) государство;

 б) негосударственные организации;

 в) народ непосредственно.

 По времени действия:

 а) неопределенно-длительного  действия;

 б) временного действия.

 По юридической силе

 Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.

1. Законы — это нормативные  правовые акты, которые:

 а) принимаются парламентами  — выборными представительными  органами государственной власти;

 б) принимаются в особом  порядке, установленном конституцией  — законодательном процессе;

 в) обладают высшей юридической  силой по отношению к другим  нормативным правовым актам, т.  е. другие акты издаются:

 — на основе закона, т.  е. в случаях, установленных  законом;

 — во исполнение закона, т.  е. по вопросам, предусмотренным  законом;

 — должны закону соответствовать  — не изменять и не отменять  установленных законом норм и  не устанавливать новых норм, законом не предусмотренных.

2. Подзаконные акты — нормативные  правовые акты, изданные управомоченным  органом в пределах его компетенции  на основе, во исполнение и  в соответствие с законом.

 Подзаконные акты могут иметь  разную юридическую силу, которая  зависит от компетенции принявшего  их органа, но вместе с тем  не может превышать или быть  равной юридической силе закона.

97. Действие во  времени определяется моментами  вступления нормативного акта  в силу и утраты им юридической  силы.

 Нормативно-правовые акты могут  вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом  нормативном акте или в специальном  акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно  определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в  соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства  действуют лишь на его территории.

 

Действие нормативно-правового  акта по кругу лиц подчиняется  общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его  адресатами. Однако из этого правила  имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в  Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и  пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому  законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан  России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

98. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом  законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и  издания определяется Конституцией  России и Регламентами палат  Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать  волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической  силой, и все подзаконные акты  должны соответствовать ему и  ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые  общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных  актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который  его принял, причем в строго оговоренном  порядке

99. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом  законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и  издания определяется Конституцией  России и Регламентами палат  Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать  волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической  силой, и все подзаконные акты  должны соответствовать ему и  ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые  общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных  актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который  его принял, причем в строго оговоренном  порядке.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей  юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном  правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные  акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя  вспомогательную и детализирующую роль.

Указы Президента РФ, Постановления  Правительства РФ. Обязательны к  исполнению в Российской Федерации. Приказы, инструкции, уставы, положения  министерств, ведомств, государственных  комитетов, Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Локальные  нормативные акты. Это нормативные  предписания, принятые на уровне конкретного  предприятия, учреждения и организации.

100. Кодификация как форма систематизации нормативно-правовых актов и ее признаки.

Систематизация законодательства -это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих нормативных  правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законодательства, обладающей качествами полноты, доступности  и удобства пользования нормативными правовыми актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление.

Кодификация предполагает переработку  норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в  новом законе (кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация - это систематизационная работа более высокого уровня, чем  инкорпорация, так как в ходе кодификации  происходит качественная переработка  действующих юридических норм, устраняются  несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом  регулировании,   отменяются  неэффективные  и  устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных  документов приходит новый единый акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

101. Инкорпорация как форма систематизации нормативно-правовых  актов и ее виды.

Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные  правовые акты сводятся воедино без  изменения их содержания, переработки  и редактирования. В этом случае текстуальное изложение нормативных  предписаний не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников  или собраний, которые формируются  по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания  нормативных правовых актов (т.е. по хронологическому принципу).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"