Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

Инкорпорация подразделяется на официальную  и неофициальную. К официальной - можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. К неофициальной  инкорпорации относятся сборники нормативных  материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения  населения и т.д.

102. Кодификация (в отличие от инкорпорации) связана с системой права, хотя полностью с ней и не совпадает. Система права в целом, отрасли и институты права носят объективный характер, не зависят от воли законодателя (кодификатора), определяются, в конечном счете, предметом правового регулирования. Кодификация же проводится на основе субъективно избранного законодателем (кодификатором) критерия. На практике часто возникает необходимость создания т.н. "комплексных" кодификационных сборников, которые объединяют правовые нормы нескольких отраслей или институтов права, регулирующих один и тот же круг общественных отношений (например, морское или воздушное право). Система законодательства поэтому не может полностью совпадать с системой права. Но при этом система права является основанием для кодификации, для классификации, для логической обработки и размещения законодательного материала в определенном порядке, необходимом практике.

103. Понятие и признаки системы права.

Система права — это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности  действующих в государстве правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части — нормы, институты и отрасли права.

   Основные признаки системы  права:

   - система права характеризуется  объективностью. Это выражается  в том, что право — явление  не случайное и произвольное, оно не складывается по воле  политических властей, а формируется  в процессе закономерного развития  общественных отношений;

   - система права характеризуется  единством и взаимосвязью норм, ее составляющих;

   - система права — эго  многообразное правовое явление,  включающее неодинаковые по своему  объему и содержанию, но органично  взаимосвязанные структурные элементы (нормы права, институты и отрасли  права).

   Необходимо отметить, что  в литературе наряду с понятием  системы права выделяется структура  права, которая складывается из:

   - структуры юридической  нормы (гипотезы, диспозиции и  санкции);

   - структуры института права  (проявляется в совокупности взаимосвязанных  регулятивных, охранительных и иных  норм права);

   - структура отрасли права  (особый режим регулирования однородных  институтов и подотраслей права);

   - структура права в целом  (вся совокупность отраслей права,  характеризующаяся иерархичностью  и системностью).

104.

105. Соотношение  и взаимодействие международного  и внутригосударственного права

В правовой доктрине применительно  к трактовке соотношения международного и внутригосударственного права  существуют две основные теории —  монистическая и дуалистическая. Согласно монистической теории, международное  и внутреннее право — части  общей единой системы права. Суть дуалистической теории: международное  и внутригосударственное право  — две различные самостоятельные  правовые системы права, не подчиненные  одна другой. Признается различие в  субъектах, методах нормотворчества, формах существования правовых норм, правоприменительной практикой. Для  того чтобы норма международного права приобрела юридическую  силу на территории государства, она  должна быть трансформирована в национальный правовой акт. Генеральная трансформация  заключается в установлении государством в своем внутреннем законодательстве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия. Специальная трансформация заключайся в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения  в законе текстуально.

 Признавая самостоятельность  двух правовых систем, нельзя  отрывать одну систему от другой, возводить между ними «китайскую  стену», необходимо признать их  взаимодействие. Термин взаимодействие  в данном случае обозначает  такую форму взаимоотношений,  при которой каждая из систем  не заменяет, не подменяет и  не поглощает другую, не имеет  характера господства и подчинения, а способствует функционированию  каждой. Связь между международным  и внутригосударственным правом  характеризуется координацией, взаимосогласованностью, взаимодополнимостью.

106. Предмет и метод правового регулирования.

Предмет и метод правового регулирования - это наиболее суще ственные основания  для деления системы права  на отрасли. Предмет правового регулирования - это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной  основой, которая вызывает к жизни  право и вносит в него системообразующие  признаки.

 Каждая отрасль объединяет  такие правовые нормы, которые  ре гулируют особый, качественно  определенный вид общественных  отно шений, объективно требующий  специфической правовой регламентации.

 Объединение правовых норм  в отрасли права происходит  в силу объек тивных причин, не зависящих от усмотрения  правотворческих органов. Главным  фактором, обусловливающим отличие  одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных  отношений, которые регу лируются  этими отраслями права. Отношения,  регулируемые нормами различных  отраслей права, отличаются друг  от друга своим содержани ем, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного  права регулируют отношения, связанные  с исполнительными функция ми  государственной власти, а нормы  гражданского права определяют  порядок имущественных связей  в государстве.

107. Следовательно, к материальному праву относятся конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, а группу процессуальных отраслей права составляют уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное право.

Предметом правового регулирования  норм материального права являются общественные отношения, связанные  с материальными условиями жизни  общества, а нормы процессуального  права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм материального права.

Нормы материального права опосредуют (регулируют) уже существующие общественные отношения. Без норм процессуального  права, без процессуального законодательства фактически процессуальные отношения  не существуют, иначе говоря процессуальные нормы выступают специфической  формой бытия материального права, обслуживают процессы реализации норм материального права. Следовательно, главная особенность норм процессуального  права – это их процедурный  характер.

Можно сделать вывод: нормы материального  и процессуального права тесно  связаны между собой и дополняют  друг друга. От их согласованности и  «жизнеспособности» во многом зависит  состояние законности и обеспечение  правопорядка в стране.

108. Понятие нормы  права (юридической нормы) и  ее признаки

   Норма права — это  содержащееся в нормативно-правовом  акте общеобязательное, формально  определенное, структурно органичное  предписание государством меры  должного, возможного, поощряемого,  рекомендуемого либо запрещаемого  варианта деятельности субъектов  социальной действительности путем  установления субъективных прав  и юридических обязанностей.

   К качественным чертам  юридической нормы, выражающим  ее наиболее яркие особенности  по сравнению с иными регуляторами  общественных отношений — ее  признакам, можно отнести следующие:

   - принудительная обеспеченность  действия нормы права, специфическое  свойство, которое проявляется в  том, что она исходит от государства,  поэтому зафиксированное в ней  правило поведения всегда выступает  как государственное императивное  веление (приказ, требование), подкрепляемое  (в случае неисполнения) возможностью  применения мер государственного  принуждения;

   - представительно-обязывающий  характер нормы права, который  проявляется в том, что она  всегда содержит с одной стороны,  право действовать, а с другой  стороны — обязанность воздерживаться  от чего-либо;

   - формальная определенность  нормы права, которая проявляется  в том, что фиксируемое в  ней правило поведения характеризуется  предельной точностью и категоричностью  формулировок, имеет строго определенные  формы и структуры, а также  указывает на то, что эти нормы  содержатся в специальных писаных  источниках права — нормативно-правовых  актах;

   - нормативность как признак  юридической нормы проявляется  в том, что она всегда выступает  общим правилом, эталоном поведения  и его мерой. Норма права  рассчитана не на единичный  случай, а на многие типичные  отношения, подпадающие под ее  действие;

   - неперсонифицированность  нормы права, ее общеобязательность, которая проявляется в том,  что она, не называя конкретных  индивидуально-определенных субъектов,  распространяет свои требования  на всех, кто попадает в сферу  ее действия;

   - неоднократность применения  нормы права, которая проявляется  в том, что она не теряет  свою силу после однократного  применения, а действует постоянно  и рассчитана на реализацию  всякий раз при наличии обстоятельств,  предусмотренных ее гипотезой.

109. Норма права - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное государством или иными субъектами с санкции государства, обеспеченное возможностью государственного принуждения и направленное на регулирование общественных отношений. Структура юридической нормы — это способ взаимосвязи элементов, обеспечивающий её функциональную самостоятельность. Трехчленное строение (гипотеза, диспозиция и санкция).

Гипотеза - это часть юр. нормы, указывающая  на обстоятельства при наличии или  отсутствии которых норма реализуется.

Диспозиция - это часть юр. нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники  правоотношений, при наличии условий, предусмотренных гипотезой.

Санкция - это часть юр. нормы, указывающая  на отрицательные последствия, возникающие  вследствие нарушения этой нормы.

Структура юридической нормы —  это упорядоченное единство необходимых  элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма  и как они взаимосвязаны. Таких  частей три: гипотеза (предположение); диспозиция (юридическое расположение сторон); 3) санкция.

110. Норма права - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное государством или иными субъектами с санкции государства, обеспеченное возможностью государственного принуждения и направленное на регулирование общественных отношений. Структура юридической нормы — это способ взаимосвязи элементов, обеспечивающий её функциональную самостоятельность. Трехчленное строение (гипотеза, диспозиция и санкция). Гипотеза - это часть юр. нормы, указывающая на обстоятельства при наличии или отсутствии которых норма реализуется. В зависимости от количества условий гипотезы бывают простыми (указывают на одно условие), сложными (указывают на два и более условий) и альтернативными (указывают на несколько условий, при наличии любого из которых норма действует). Если гипотеза указывает на обстоятельства, при наличии которых норма действует - она называется положительной. Если указывает на обстоятельства, при отсутствии которых действует — отрицательной. Диспозиция - это часть юр. нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений, при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция составляет основу нормы права. Это всегда модель правомерного поведения. По способу изложения диспозиция бывает: 1) простая - указывает на правило поведения, но не раскрывает его существенных признаков; 2) описательная - указывает на правило поведения, называя все его существенные и необходимые признаки; 3) ссылочная - не называет правила поведения, отсылая для ознакомления с ним к другой норме этого или иного нормативного акта; 4) бланкетная - не называет правила поведения, отсылая для ознакомления с ним не к нормативно-правовому, а к иному акту (например, техническим правилам). По характеру воздействия диспозиции делятся на представительно-обязывающие и запретительные. Санкция - это часть юр. нормы, указывающая на отрицательные последствия, возникающие вследствие нарушения этой нормы. В санкции выражается отрицательное отношение общества и государства к нарушителям правовых норм. По степени определённости санкции делятся на: абсолютно-определённые - указывают на вид наказания, точно устанавливая его меру; относительно-определённые - указывают на вид наказания, а его меру устанавливают в определённом диапазоне; альтернативные — указывают на несколько видов наказания, из которых может быть применено только одно. По способу воздействия выделяют санкции: правовосстановительные; штрафные (карательные). Данную структуру юридической нормы обычно называют логической. Её можно выразить через следующую схему: «если (гипотеза) - то (диспозиция) - иначе (санкция)». Малько. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: гипотеза (предположение); диспозиция (юридическое расположение сторон); 3) санкция.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"