Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

Классификация государственных органов:

По способу возникновения;

- первичные органы - никакими другими  органами не создаются, такие  органы получают властные полномочия  непосредственно от избирателей;

- производные органы - создаются  первичными органами, которые и  наделяют их властными полномочиями.

По месту в иерархии государственного аппарата: - центральные; - региональные; - местные.

По широте компетенции:

- органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство).

- органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются  на выполнении какой-то одной  функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство  юстиции).

«Ветви» государственной власти современного государства: законодательная; исполнительная; судебная; контрольная; надзорная; информационная.

64.СМ 63.

65.СМ.63.

66. Законодательные  (представительные) Органы Государственной  Власти

- образуемые непосредственно народом,  подотчетные ему и ответственные  перед ним государственные органы, осуществляющие по полномочию  и в интересах народа государственную  власть. З.о.г.в. имеют исключительное  право принимать законы, бюджет, осуществлять контроль за исполнительной  властью. Высшим органом законодательной  власти является парламент, в  РФ - Федеральное Собрание. Объем  полномочий законодательного органа  зависит от формы правления.  В парламентских государствах  исполнительная власть несет  ответственность перед властью  законодательной. При более "жестких"  формах правления власть законодательная  принимает только законы, хотя  отчасти обладает правом контроля  за исполнительной властью. В  федеративных государствах власть  законодательная осуществляется  на двух уровнях - федеральном  и региональном. З.о.г.в. - это представительные  и законодательные учреждения, которые  образуются только путем выборов.  Основной вид их деятельности - принятие законов. Специфической  формой З.о.г.в. являются сессии, слушания и т.д. Эти органы  не образуют единую систему  (как это было характерно ранее  для Советов), организационно не  подчинены друг другу. К числу  таких органов в РФ относятся:  федеральные органы законодательной  власти - Федеральное Собрание РФ; органы законодательной власти  субъектов РФ - государственные советы  в республиках, законодательные  собрания, областные (краевые) думы  и др. (В.Ч.)

67.

68. Общая характеристика судебных органов.

Cудебная система - совокупность  судов, построенную в соответствии  с их компетенцией и поставленными  перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в  ст. 118 которой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом...

Судебная система Российской Федерации  устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным  законом. Создание чрезвычайных судов  не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения  ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко  определяют место, занимаемое высшими  судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного  контролировать конституционность  законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в  том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения  могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем  самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику других правоохранительных органов.

Что касается Верховного Суда РФ и  Высшего Арбитражного Суда РФ, о  которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место. У них есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в  соответствующие подсистемы, они  осуществляют судебный надзор за их деятельностью  и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы в целом  определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о  судебной системе, а также ряда других законодательных актов:

Закона о судоустройстве;

Закона об арбитражных судах;

Закона о военных судах;

Закона о мировых судьях.

Из приведенных конституционных  положений и положений названных  законодательных актов можно  сделать по крайней мере три вывода:

правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными  на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования  — даже те, в наименовании которых  присутствуют слова “суд” или  “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный  суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы  ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации”;

суды в Российской Федерации  подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов  Российской Федерации;

всю совокупность федеральных судов  следовало бы сгруппировать в  три подсистемы (блока):

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ и суды, в отношении  которых он осуществляет судебный надзор;

Высший Арбитражный Суд РФ и  поднадзорные ему суды.

69. Функции государства

Основная функция государства  — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет  ряд задач:

управление хозяйством и обществом;

оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений  появилась возможность более  цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение  в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства  называются основные направления его  деятельности, связанные с суверенитетом  государственной власти. От функций  отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или  режимом политической стратегии, средства её реализации.

Классификация функций государства

Функции государства классифицируются:

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

по значению: на основные и дополнительные,

по видимости: на явные и латентные,

по влиянию на общество: на охранительные  и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства  на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

Правовая функция — обеспечение  правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения  и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение  политической стабильности, выработка  программно-стратегических целей и  задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление  контроля за исполнением законов, координация  деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование  экономических процессов с помощью  налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической  активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение  солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв  общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех  категорий граждан, которые в  силу объективных причин не могут  самостоятельно обеспечить достойный  уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного  строительства, здравоохранения, системы  общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой  духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция —  развитие дипломатических отношений  между государствами, заключение международных  договоров, участие в международных  организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Функция поддержания мирового порядка  — участие в развитии системы  международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

70.СМ.69

71.СМ.69.

72. 1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2.разделение труда: выделение  скотоводства, отделение ремесла  от земледелия, появление особого  класса людей – купцов;

3.появление избыточного продукта, которое повлекло за собой  имущественное расслоение общества;

4. появление частной собственности  на орудия и продукты труда,  что повлекло социально–классовое  расслоение общества 

Если обобщать, то можно выделить:

-социальные 

-политические 

-экономические 

и др. предпосылки возникновения  права

73. Право — система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.

специфические признаки права/

1. Выражение меры свободы, равенства  и справедливости означает, что  право с достаточной полнотой  воплощает основные права и  свободы человека, признанные в  мировом сообществе. Право является  мерой свободы и равенства  людей, установленной государством  таким образом, чтобы свобода  одного не ограничивала свободу  другого. И эта мера есть  справедливость. Полной свободы  достичь нельзя, однако можно  быть свободным в той м ере,  в какой свободны другие. В  праве свобода трансформируется  в субъективные права, которым  соответствуют обязанности, их  ограничивающие. Своим всеобщим  масштабом и равной мерой право  измеряет, «отмеряет» и оформляет  именно свободу в человеческих  взаимоотношениях, свободу индивида. Свобода неотделима от справедливости  и составляет ее основание.  Свобода всегда ограничена конкретными  рамками (мерой), не допускающими  антиобщественных актов «пользования  свободой». Это — равенство  в свободе.

2. Нормативность выявляет смысл  и предназначение права. Нормативностью  права в общественную жизнь  вносятся существенные элементы  единства, равенства, принципиальной  одинаковости — право выступает  как общий масштаб, мера (регулятор)  поведения людей. С помощью  норм право регулирует разнообразные  общественные отношения, служит  орудием проведения в жизнь  политики государства, средством  организации его разносторонней  управленческой и иной деятельности.

3. Формальная определенность права  означает четкость, однозначность,  сжатость формальных правовых  предписаний, выраженных в законах,  указах, постановлениях и т.п.

4. Системность права заключается  в том, что право — это  не просто совокупность принципов  и норм, а их система, где  все элементы связаны и согласованы.  Системность привносится в право  законодательством.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"