Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка
1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13
В регулировании общественных отношений
права взаимодействует с
Право и мораль имеют общие черты,
свойства. Главные их общие черты
проявляются в том, что они
входят в содержание культуры общества,
являются ценностными формами сознания,
имеют нормативное содержание и
служат регуляторами поведения людей.
Право и мораль имеют общие
социальные, экономические, политические
условия жизни общества, служат общей
цели–согласованию интересов
и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
имеют общую экономическую, социально-политическую и идеалогическую основу; им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе; они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т. е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы; представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;
Наряду с общими чертами существуют
и отличительные особенности
морали и права. Мораль появилась
еще до разделения общества на классы
и становления государства. Право
же состоит, установленных в определенном
порядке компетентными
• обусловленность законами природы и техники;
• невыраженность социального характера (не являются чисто социальными); 3
• невыраженность мер общественного обеспечения (право-| вых, моральных и иных санкций);
• исключительность использования.
Ряд технических норм, действующих в материально-производственной и управленческой сфере и получивших социальное! значение, приобретают правовую силу, т.е. становятся технике-;
юридическими с признаками обязательности и охраны государ-* ственными мерами, вплоть до принуждения. При этом они не теряют своего организационно-технического характера. Например, правила противопожарной безопасности, эксплуатации атомных станций, всех видов транспорта, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием и т.п.
85. Право и правосознание тесно связаны между собой. Требования общественной жизни проходят через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства, и только после этого получают выражение в качестве юридических норм. Однако правосознание не является общезначимым масштабом поведения, каковым является право.
Правосознание - это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному.
Структура правосознания
С точки зрения содержания в рамках феномена правосознания можно выделить несколько компонентов:
- Рациональный компонент (
- Психологический компонент (
- Поведенческий компонент (
Традиционно в рамках правосознания выделяют два крупных комплекса:
правовую идеологию
правовую психологию.
86. Правовая идеология - это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.
Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Психологические элементы правосознания - это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие.
Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно отделить друг от друга, имеет место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой.
Деформация правосознания –
его искажение, разрушение
Виды деформации
– правовой инфантилизм –
несформированность, недостаточность
правовых знаний при личной
уверенности в хорошей
– правовой нигилизм –
отрицание социального
– правовой дилетантизм –
вольное обращение с законами
либо оценками юридической
– правовой фетишизм –
гипертрофированное
– «перерождение»
Формы выражения правового
нигилизма: издание
88. Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.
Правовой нигилизм может быть активным
или пассивным;[2] бытовым, связанным
с незнанием закона, или философским,
связанным с построением
Пути преодоления
Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.
89. Принципы права бесспорно относятся к числу его основных механизмов, несущих конструкций. Принцип – это всегда исходное направляющее начало. Применительно к праву нужно иметь в виду, что в этой области, как и во всех других областях, принцип – это прежде всего идея. Но не только идея. Как само право не сводится к идеям, а охватывает и нормы, и социальные отношения, так и его принципы выходят за пределы только идей и обретают нормативное и правоприменительное содержание. Принципы права – это прежде всего идеи, но также нормы и отношения.
90. На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.
1) право – это совокупность
общеобязательных для всех
Функции права соответствуют функциям государства. Исходя из этой аналогии, согласно первой классификации можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции.
Если же исходить из
1. Регулятивную – реализуется
через закрепление
Регулятивная функция права реализуется следующими путями:
1) путём закрепления этих
2) путём обеспечения высокой
степени свободы и
2. Охранительную – она
Охранительная функция
91. Собственно-юридические и социальные функции права.
В системе функций права
Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Охранительная функция права - это
обусловленное социальным назначением
направление правового
Классификация социальных функций в определенной степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической, могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
92. Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство пра вовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения лич ности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные пре- I цеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют [ частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова- I нии общественных отношений.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"