Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет 12
2. Функции ТГП 12
3. Методология 13

Файлы: 1 файл

12 (3).docx

— 194.75 Кб (Скачать)

В регулировании общественных отношений  права взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания  общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами  морали, с нравственным сознанием  общества. Применение норм права требует  проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому  делу. Анализ моральных отношений  необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и  уголовных дел.

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты  проявляются в том, что они  входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и  служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие  социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей  цели–согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию  общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических  интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и  справедливости.

и те, и другие являются надстроечными  явлениями над экономическим  базисом и обществом;

имеют общую экономическую, социально-политическую и идеалогическую основу; им свойственна  общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе; они состоят  из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т. е. направлены на установление и поддержание на необходимом  уровне дисциплины и порядка в  обществе;

имеют нормативный характер, и в  тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия  для нарушителей нормы; представляют собой средства активного воздействия  на поведение людей;

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности  морали и права. Мораль появилась  еще до разделения общества на классы и становления государства. Право  же состоит, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в  юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила  государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут  быть систематизированы, собраны в  “моральном кодексе”, но в целом  нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации

84. Признаки социально-технических  норм:

• обусловленность законами природы  и техники;

• невыраженность социального характера (не являются чисто социальными); 3

• невыраженность мер общественного  обеспечения (право-| вых, моральных  и иных санкций);

• исключительность использования.

Ряд технических норм, действующих  в материально-производственной и  управленческой сфере и получивших социальное! значение, приобретают  правовую силу, т.е. становятся технике-;

юридическими с признаками обязательности и охраны государ-* ственными мерами, вплоть до принуждения. При этом они  не теряют своего организационно-технического характера. Например, правила противопожарной  безопасности, эксплуатации атомных  станций, всех видов транспорта, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения  с оружием и т.п.

85. Право и правосознание тесно связаны между собой. Требования общественной жизни проходят через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства, и только после этого получают выражение в качестве юридических норм. Однако правосознание не является общезначимым масштабом поведения, каковым является право.

Правосознание - это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как  правомерному или противоправному.

Структура правосознания

С точки зрения содержания в рамках феномена правосознания можно выделить несколько компонентов:

- Рациональный компонент (взгляды,  представления, идеи о праве);

- Психологический компонент (чувства,  эмоции, вызываемые правом и выражающие  определенное отношение к действующему  или желаемому праву);

- Поведенческий компонент (установка  на определенное поведение в  правовой сфере, готовность действовать  определенным образом - в соответствии  или вопреки праву).

Традиционно в рамках правосознания  выделяют два крупных комплекса:

правовую идеологию 

правовую психологию.

86. Правовая идеология - это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.

Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в  отношении правовой действительности. Психологические элементы правосознания - это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие.

Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно отделить друг от друга, имеет место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы  правосознания тесно связаны  и взаимодействуют между собой.

87. Понятие и  формы деформации правосознания

 Деформация правосознания –  его искажение, разрушение позитивных  идей, убеждений, установок, чувств.

 Виды деформации правосознания: 

 – правовой инфантилизм –  несформированность, недостаточность  правовых знаний при личной  уверенности в хорошей юридической  подготовке;

 – правовой нигилизм –  отрицание социального значения, ценности права, осознанное игнорирование  требований закона, та часть правосознания,  которая негативно относится  к требованиям уважения и соблюдения  закона;

 – правовой дилетантизм –  вольное обращение с законами  либо оценками юридической ситуации  не в силу корыстных целей,  а от небрежности отношения  к юридическим ценностям; 

 – правовой фетишизм –  гипертрофированное представление  о роли юридических средств  в решении социально-экономических,  политических и иных задач; 

 – «перерождение» правосознания  – крайняя степень искажения  правосознания, включающая преступный  умысел, антипод законности.

 Формы выражения правового  нигилизма: издание противоречивых, взаимоисключающих актов; умышленные  нарушения действующих нормативно-правовых  актов; нарушение прав человека; несогласованные действия законодательных  и исполнительных органов власти  на всех уровнях; массовое несоблюдение  и неисполнение юридических предписаний.

88. Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным;[2] бытовым, связанным  с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью  мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время  правовой нигилизм может наблюдаться  у людей, активно взаимодействующих  с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию  и иерархические структуры.

Пути преодоления

Преодоление правового нигилизма  весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового  нигилизма: повышение уровня общей  и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование  законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной  дисциплины; уважительное отношение  к личности человека, обеспечение  его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных  кадров юристов; правовая реформа и  другое.

89. Принципы права бесспорно относятся к числу его основных механизмов, несущих конструкций. Принцип – это всегда исходное направляющее начало. Применительно к праву нужно иметь в виду, что в этой области, как и во всех других областях, принцип – это прежде всего идея. Но не только идея. Как само право не сводится к идеям, а охватывает и нормы, и социальные отношения, так и его принципы выходят за пределы только идей и обретают нормативное и правоприменительное содержание. Принципы права – это прежде всего идеи, но также нормы и отношения.

90. На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.

1) право – это совокупность  общеобязательных для всех членов  общества правил поведения, оформленная  в виде юридических норм;

Функции права соответствуют функциям государства. Исходя из этой аналогии, согласно первой классификации можно  выделить экономическую, социальную, экологическую  и другие функции.

 Если же исходить из специфических  признаков права и способов  воздействия на общественные  отношения, то выделяют следующие  функции:

1. Регулятивную – реализуется  через закрепление общественных  отношений в нормативно-правовых  актах.  Но при этом обеспечивается  свобода и организованность общественных  отношений;

 Регулятивная функция права  реализуется следующими путями:

1) путём закрепления этих отношений  в нормативно-правовых актах.  Правовые нормы придают общеобязательную  форму тем отношениям, которые  составляют основу нормального  функционирования общества;

2) путём обеспечения высокой  степени свободы и организованности  общественных отношений, способствования  их непрерывному совершенствованию  и развитию.

2. Охранительную – она ориентирована  на охрану положительных правоотношений  и пресечение противоправного  поведения.

 Охранительная функция реализуется  через установление запретов  на совершение противоправных  деяний.

91. Собственно-юридические и социальные функции права.

В системе функций права главенствующее) определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме  нормативных или правоприменительных  актов, осуществляется в общих или  конкретных правоотношениях, устанавливает  ли правовой статус, правосубъектность  граждан, определяет ли компетенцию  государственных органов и юридических  лиц - во всех этих формах проявляется  его основное назначение - регулировать общественные отношения.

Особенности этой функции заключаются  прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации  общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую  и регулятивную динамическую

Регулятивная динамическая функция  выражается в воздействии права  на общественные отношения путем  оформления их движения (динамики). Она  воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике  и других сферах общественной жизни.

Охранительная функция права - это  обусловленное социальным назначением  направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Классификация социальных функций  в определенной степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение  правового воздействия на решение  экономических, социальных, политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической, могут проявляться  в других функциях и наоборот. Обусловлено  это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права  и, исходя из этого, тесно взаимодействует  с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно  взаимодействуют между собой, взаимопроникают  и взаимодополняют друг друга.

92. Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство пра вовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения лич ности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные пре- I цеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют [ частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова- I нии общественных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"