Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка
Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.
1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания дост-ого уровня обороноспос-ти общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);
2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Рос-го гос-ва по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, усилению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);
3) функцию сотрудничества с другими гос-ми (это разнообразная деят-сть гос-ва, направленная на установление и развитие экон-их, полит-их, культурных и иных отноше-ний, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п.
Формы и методы осуществления функций государства
Формы осуществления функций гос-ва — это виды деят-ти органов гос-ва по осущ-ию его функций.
Выделяют правовые и организ-ые формы. Первые в отличие от последних есть однородная деят-ть органов гос-ва, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.
К правовым формам относят: 1) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов); 2) правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера); 3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).
К организационным формам
относят: 1) организационно-
Методы осуществления функций гос-ва — это способы и приемы, с помощью которых органы гос-ва реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.
Тема 10. Формы государства
Одинаковых государств не бывает. У каждого из них свои цели и средства, наименования, территории, обычаи и т.д. Однако есть у них определенные общие закономерности в их устройстве и функционировании.
ФГ показывает особенности внутренней организации гос-ва, порядок образ-я и структуру орг гос вл, специфику их территор-ой обособленности, хар-ер взаимоотн-я др с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осущ-я организующей и управленческой деят-ти.
Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества и т.п.
Под формой государства понимается совокупность трех элементов: форма правления, форма государственного устройства; государственно-правовой режим.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением (кто и как правит). Выделяют республиканскую форму правления (парламентская, президентская, смешанная) и монархию (абсолютную, дуалистическую и конституционную).
Монархия – форма правления, при которой вся полнота гос власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля), который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняя и функции главы гос-ва, и ф-ии законодат-ой. А во многом и фукции исполнит-ой властей, контролируя правосудие и местное самоуправление.
Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют предст-ые учреждения народа и в которых единственным носителем сув-та гос-ва является монарх, и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие гос-ые органы, ограничивающие власть главы государства.
Республика – форма правления, при которой гос власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собр-е) или единоличному органу, избираемому на опред-ый срок.
Признаки республики: 1) выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует прав-во, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. это элемент формы гос-ва, характеризующий внутреннюю структуру гос-ва, способ его полит-ого и террит-го деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Выделяют унитарное государственное устройство (единая система органов представительной, исполнительной и судебной власти; единое правовое пространство, налоговая система, вооруженные силы; на местах – формируемые из центра органы, подчиненные центральной власти). Это гос-во, в составе кот нет других гос-в или гос образ-ий, а на его тер-ии созданы админ-террит единицы (области, округа, районы и др.)
и федерацию (две системы законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная и субъектов федерации; территория государства состоит из территории ее субъектов, которые составляют единую территорию страны; гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином всей страны; помимо федеральной в субъектах существует своя налоговая система, правоохранительные органы). – это сложное гос-во, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для реш-я общих задач. Федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу. Федеративные гос-ва хар-ся тем, что наряду с общефед-ой Конст-ей и законод-ом, конст-ии и законы имеют и субъекты федер-ии.
Конфедер-я – это союз го-в, объедин-ых одним или несколькоми общими органами при сохранении каждым гос-ом своего суверенного существования. 1) Созд-е конф-ии закрепляется договором. 2) Суверенитет сохр-ся за каждым субъектом и не распростр-ся на все объед-я в целом; 3) Конф-я обр-ет лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; 4) S-ты имеют право выхода и нуллификации, т.е отмены действия актов органов конф-ии на своей террит-ии, 5) Конф-я не имеет общей конст-ии, единой ден системы, единого гражд-ва.
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления гос-ой власти. Всякие изменения, происходящие в сущности гос-ва данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму гос-ого устройства.
Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.
Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «гос режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления полит-ой власти со стороны гос-ва, но и со стороны полит-их партий и движений, общ-ых объединений, организаций и т.п.
Политический режим — это динамическая, функц-ая характ-ка полит-ой системы. Категории и тесно связаны между собой.
«Политический режим» - показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти,
«Политическая система» - как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).
Исходя из полит-ого режима судят об организации полит-ого устройства общ-ва. Полит-ий режим харак-ет определенный полит-ий климат, существ-ий в той или иной стране в конкретный период ее истор-ого развития.
Признаки «политического режима»: 1) степень участия народа в механизмах формирования полит-ой власти, а также сами способы такого форм-ия; 2) соотн-ие прав и свобод человека и гр-на с правами гос-ва; 3) гарантированность прав и свобод личности; 4) характ-ка реальных механизмов осущ-ия власти в обществе; 5) степень реализации полит-ой власти непосредственно народом; 6) положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности гос-ого аппарата; 7) место и роль негос-ых структур в политической системе общества; 8) соотн-ние м\у зак-ой и исп-ой ветвями власти; 9) характер правового регул-ия (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и долж-ых лиц; 10) тип полит-ого поведения; 11) характер полит-ого лидерства; 12) учет интересов меньшинства при принятии полит-их решений; 13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осущ-ии полит-ой власти; 14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; 15) принципы взаимоотношения общества и власти; 16) полит-ое и юр-ое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
Выделяют демократические режимы (обеспечивается свобода и защищенность личности в различных областях деятельности; демократические методы властвования и разделение властей; правовой характер деятельности государственных органов; максимальный учет интересов меньшинства и индивидуальных особенностей населения; выборность высших органов власти, плюрализм мнений и свобода мысли, законность), и авторитарные режимы (конституционно- авторитарные и тоталитарные – подчинение всех сфер общественной жизни государству; отсутствие реальных прав и свобод, диктатура одной политической партии, милитаризация жизни, преследование за инакомыслие, нарушается разделение властей и т.д.).
Демократический режим
Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа.
Признаки демокр-ого режима: 1) население участвует в форм-ии и осущ-ии гос-ой власти - посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают реш-ия по важнейшим вопросам общ-ой жизни) и предст-ой демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им предст-ые органы); 2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; 3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой; 4) предполагает существование правового гос-ва, действие его принципов; 5) выборность и сменяемость центральных и местных органов гос-ой власти, их подотчетность избирателям; 6) легитимность гос-ой власти; 7) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демокр-м контролем общ-ва, используются только по прямому предназначению, их деят-ть регламентируется законами; 8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения; 9) во всех сферах общественной жизни господствует закон; 10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; 11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»; 12) политический плюрализм, в том числе многопартийность,; 13) гласность, СМИ свободны от цензуры; 14) реальное осуществление принципа разделения властей на зак-ую (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исп-ую (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и суд-ую (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
Непосредственная и представительная демократия ,
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего изб-ого права, реф-мы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Некоторые из них —
выборы, референдумы — четко
К сильным сторонам можно отнести то, что она: дает больше возм-ей (по сравнению с институтами представительной демократии) для выражения интересов граждан и их участия в полит-ом процессе; в большей мере обесп-ет полную легитимацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
К недостаткам относят: отсутствие стойкого желания у большинства населения участвовать в полит-ом процессе, сложность и дороговизна проводимых «прямодемократических» мероприятий, низкая эффек-ть принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.
Предст-ая демократия позволяет осущ-ть власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исп-ой и суд власти, которые призваны выражать интересы различных классов, соц-ых групп, слоев, полит-их партий и общ-ых орг-ий.
К сильным сторонам можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деят-ю; более рационально организует полит-ую систему, позволяя каждому заниматься своим делом, и т.п.
К недостаткам относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв предст-ей от своих избирателей; принятие решений в интересах не больш-ва граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Авторитарный режим — гос-полит устр-во общ-ва, в котором полит-ая власть осущ-ся конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.); при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления как разновидность общественных отношений.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"