Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

Основные идеи:

1) психика людей —  фактор, определяющий развитие общ-ва, в том числе его мораль, право,  гос-во; 2) понятие и сущность права  выводятся, прежде всего, не  через деят-ть законодателя, а  через психол-ие законом-ти —  правовые эмоции людей, которые  носят императивно-атрибутивный хар-ер, т.е. представляют собой чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); 3) все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного гос-ом) и интуитивного (личного, автономного) права.

Достоинства: — учтены психологические процессы, которые существуют наряду с процессами экон-ми, полит-ми и пр. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной псих-ии, нельзя применять их, не учитывая психол-ую структуру индивида; — повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; — источник прав человека здесь выводится не из законодательства, а из психики самого человека. Слабые стороны: — придается слишком большое значение психологическим факторам в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права;  — в связи с тем что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

6) Социологическая  теория права - право должно рассматриваться в действии, в процессе применения, право основано не на законе, а на свободном усмотрении судей, право – это поведение людей

- XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.

Основные идеи: 1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;  2) под правом, следовательно, понимаются юрид-ие действий, юрид-ая практика, правопорядок, применение законов и т.п; Право — это реальное поведение субъектов п\о— фл и юл. Отсюда другое название данной доктринны — теория живого права; 3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процесс юрисдикционной деят-сти. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие реш-я и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

«+»: — такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление; — совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой; — эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

«-» — если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; — в силу переноса «центра тяжести» правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпе тентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должн лиц.

Подходы к сущности права: классовый, - право определяется как система гарантированных гос-ом юр-их норм, выражающих возведенную в закон гос-ую волю экон-ки господ-его класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов класса);

Общесоциальный- право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общ-ва (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обесп-ия прав человека и гражданина, экон-ой свободы, дем-ии и т.п.).

Наряду с этими основными  можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права  многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.

Принципы права: понятие и виды

Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специф-ого соц-ого регулятора.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые  либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

К общеправовым принципам относят (действуют во всех без исключения отраслях права).: 1) справедливость; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом; 3) гуманизм; 4) демократизм; 5) единство прав и обязанностей; 6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.

Если принципы характеризуют  наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым: принцип неотвратимости ответственности, принципы состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие  в рамках только одной отрасли  права, называются отраслевыми: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности и т.п.

Функции права: понятие и классификация

Функции права — это основные напр-ия правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общ-ых отн-ий.

С помощью понятия  функции права можно познать  предназначение права в обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках спец-юр-их (узких) или в общесоц-ых (более широких). Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), полит-ая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает опред-ую идеологию, оказывает специфическое педагог-ое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, т.к право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и гос-ва соц-ых связей. Подобную функцию обеспечивают правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п.

Охранительная функция осущ-ся с помощью правовых огр-й — обязанностей, запретов, наказаний, приостан-ий — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, т.к охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных соц-ых связей, когда ему препятствуют конкретные помехи для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Абз 3-. Право  как гос регулятор общ-ых отн-ий

Право (в этом сугубо юридическом  смысле) — это система общеобяз-ых, формально опред-ых юр-их норм, выражающих общ-ую, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых гос-ом и направленных на урегулирование общ-ых отн-й.

Существенный признак права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством; этот признак выражается в том, что: 1) гос-во официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью гос принуждения. Для этого существует спец-ый аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.; 2) право, будучи нормативным выражением гос воли, регулирует общ-ые отношения в классовых, общесоц-ых либо иных интересах. Право служит орудием проведения в жизнь политики гос-ва, специфическим ср-ом организации его разносторонней управленческой и иной деят-ти, осущ-ия его задач и функций; 3) право имеет общеобяз-ый характер, что позволяет ему выступать в качестве особого соц-ого регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения; 4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставителыю-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

Соотношение права  и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Мораль — это система норм и принципов, рег-их поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. (Определение права было дано выше.) Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).

Единство  между правом и моралью: 1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;2) у них единый объект регулирования — обще-е отношения;

3) исходят в конечном счете  от общества.

Различия между правом и моралью:1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством);2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право — наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный срок);5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами государственного воздействия); 6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общест венные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаим-ют м\у собой  в процессе упорядочения общ-ых отнош-ий. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу опреде-ленных идеологических, конъюнктурных моментов).

Как уже говорилось, право не может урегулировать все общественные отношения в силу их различной природы. Многое из того, что правом регулируется и не регулируется, регулируется нормами морали. При этом нормы права не должны противоречить нормам морали. По своей сущности право – это общая цель, выработанная на основе согласования разных и противоположных интересов. Мораль – это социальный регулятор оценочного характера – представления о добре и зле. Мораль не является продуктом деятельности законодателя, она вырабатывается на основе практического опыта людей в течение многих столетий. Нормы морали складываются стихийно и в этом смысле они объективны, т.к. не зависят от сознания какого-либо человека или группы людей. Действие норм морали обеспечивается общественным мнением и общественным воздействием

 

Правовые презумпции и  аксиомы -  не законодательные нормы, а специфические разновидности правил,  выработанные в ходе длительного развития юр-ой теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно- организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской, следственной деят-ти, оказывают влияние на становление и развитие правосознания.

Презумпция означает предположение  о существовании (или наступлении) к-л фактов, событии, обстоятельств. В основе презумпции – повторяемость жизненных ситуации.  Презумпция носит прогностическии, предположительный хар-р. Выступает в качестве средств, помогающих установить истину.

Правовые презумпции – разновидности  общих презумпции. Их особенность – они прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, обусловлены потребностями юридич-го опосредования общ отнош-ии и действуют только в правовой форме.

Виды презумпции:

-П знания закона – каждый  член общ-ва знает законы своей  страны, и их не знание не освобождает никого от ответственности за нарушение закона.

-П невиновности – каждый гр-н предполагается честным, добропорядочным,  и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом.

-П справедливости закона – 

Правовые аксиомы- самоочевидные  истины, не требующие доказательства. Они отражают уже установленные  и достоверные знания. Наука опирается  на них как на исходные, проверенные  жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положении много: кто живет по закону, тот никому не вредит; что не запрещенно, то разрешено; люди рождаются свободными и равными в правах. Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Абз 4 - Типы права: различные подходы

Типология права — это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов.

В рамках формационного главным критерием выступают соц-экон признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип произв-ых отн-й) является, по мнению предст-ей данного подхода, решающим фактором общ-ого развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: гос-во и право. В зависимости от типов экон-ого базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

«+» — продуктивна сама идея делить право на основе социально-экокомических факторов, которые дейстьительно весьма существенно влияют на общество.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"