Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

Легитимностъ озн-ет кач-во взаимоотн-ий власти и подвластных, которое выражается в добров-ом признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть порождает у  руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти — не совпадающие понятия. Если легальность означает юридич-ое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юрид-ой характ-ой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

типы легитимности: 1)рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти; 2) идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежд-ти или веры в правильности тех идеолог-их ценностей, которые ею провозглашены; 3) традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 4) харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключ-ые качества, особые способности полит-ого лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по колич-му и кач-му анализу попыток свержения правителей; по соц. напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по рез-ам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.

 

РАЗДЕЛ 3.

Тема 9. Сущность и функции государства.

Познать природу гос-ва – значит выявить главное и  определяющее в его функционировании и развитии, в его соц ценности и назначении. Сущность государства  заключается в том, что это  организация общества, которая призвана обеспечивать согласование разных целей на основе средств и выработку общих целей, а также их реализацию.

Относительно сущности государства, то есть того, что лежит  в основе государства, в разное время  было высказано великое множество  суждений и теорий. Основными теориями о сущности государства являются:

1- теория насилия –  Гос-во, будучи инструментом организ-ии  и управленческого возд-я на  слабых, становится мощным ср-ом  защиты завоеванных от возможных  посяг-в со сторны других сильных  племен, а также определяет объем предъявляемых к ним требований.

2- договорная – Г  – это союз, объединение людей  для обеспеч-я благоденствия,  защиты и т.п. Основа этого  союза, объед-я м. иметь разные  формы – правовые, нраств-ые, организ-но-трудовые.

3 – классовая –  (марксистская)Г – это орудие господствующего класса для подавления классовых противников. Власть принадл-ит экономически господствующему классу и используется в его интересах.

4 – элитарная –  или теория элит, получ распр-е  в 20м веке – сторонники считают,  что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что гос власть должна бесконтрольно принадл-ть верхушке общ-ва – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

5 – плюралистическая  демократия – первоисточник и первоноситель власти является народ. Гос власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осущ-ся в интересах и под контролем народа.

6 – технократическая  – властвовать, управлять могут  и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общ-ва, находить оптимальные пути его развития.

Гос-во — это организация полит-ой власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы, к сущности гос-ва: классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется как средство для обеспечения, главным образом, интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.); общесоциальный, в рамках которого гос-во можно определить как организацию полит-ой власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общ-ых интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.).

Любое гос-во наряду с  решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеч-ую миссию, без которй не может существовать ни одно общ-во. Выполнение общих дел – осущ-е потребностей общ-ва – организ-я здравоохр-я, образ-я, соц обеспеч-я, борьба с прест-ю, эпидемиями… Общечелов-ое состоит в том, чтобы быть инструментом соц компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общ-ых сил; обеспеч-я общесоц-ой направленности в содержании всех функций. Сочетая оба подхода, гос-во выступает одновременно  и как организ-я полит власти общ-ва, и как его единст-ый офиц-ый предст-ль. Соотн-е м\у общечел-им и классовым в гос-ве в разные эпохи неодинаково, оно динамично отражает реалии соц-экономич и политико-гос-ого развития, достигнутый уровень  прогресса и демократии. Так, в рабовлад-их, феод-ых, буржуазных гос-ах на первый план выступает классовое гос-во, насилие, подавление. В современных условиях приоритетом выступают общечелов-ие ценности.

Можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства  многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.

Признаки гос-ва, отлич-ие от др орг-ий: 1) Г в пределах св территор-ых границ выступает в кач-ве ед-ого офиц предст-ля всего общ-ва, всего насел-я, объединяемого по признаку гр-ва. 2)Г – ед-ый носитель суверенитета – обл-ет верховенством на всей территории. 3) издает законы и подзаконные акты, обладающие юр силой и содержащие нормы права. Правотв-во – исключит-ая прерогатива гос-ва. 4) Г – сложный механизм упр-я общ-ом, представл-ий собой систему гос органов и соотв-их матер-ых ср-в, необходимых для выполнения его задач и функций. 5) Г – ед-ая в полит системе организ-я, которая располагает правоохр-ми (карательными) органами. 6) наличие вооруж сил и органов безопасности. 7) органическая связь гос-ва и правом – выраж-ся в необходимости нормативного выраж-я гос воли общ-ва.

Типы  государства:различные подходы

Типология гос-ва — это его специф-ая классиф-ия, проводимая, в основном, с помощью двух подходов: формац-ого и цивилиз-ого.

Формационный: главным критерием выступают соц-экон признаки (обществ-эконом формация). Именно базис (тип произв-ых отн-ий) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общ-ого развития, который определяет и соответствующий тип надстроечных элементов: государства и права. В зависимости от типов экон-ого базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм).

«+» 1) продуктивна сама идея делить гос-ва на основе социально-экон факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития гос-ва.

«-» 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

Цивилизационный  осн критерии духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, нац-ых, геогр-их и других признаков.

Виды цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

«+»  данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

«-» стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

Функции государства – это основные направления его деятельности, которые выработаны на основе согласования интересов в обществе. Они корреспондируют основным запросам членов общества. По функциям можно выяснить, какие цели реализует государство, и соответствуют ли они общим целям, то есть можно определить саму сущность государства.

Функции гос-ва — это основные направления деят-ти гос-ва по реш-ию стоящих перед ним задач.

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как:

1) цели и задачи государства  (если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи — средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности).

В зависимости от продолжительности  действия функции государства делятся на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

Внутренним функции: 1) охрана прав и свобод человека и гр-на, обеспечение правопорядка; 2) экон-ая; 3) налогообложения; 4) соц-ой защиты; 5)экологическая; 6) культурная.

Внешние функциям: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и т.п.

Характеристика  основных внутренних функций Российского  государства

Внутренние  функции государства — это основные направления деят-ти гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

1) функцию охраны прав  и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деят-сть гос-ва, направленная на защиту интересов личности и общ-ва, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) эконом-ую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства гос-ва в эконом-ю сферу, о методах гос-ого упр-ия эконом-ми отн-ми; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преим-но директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экон-ми методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функцию н\обл-я - в современных условиях налог  становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

4) функцию соц-ой защиты (прежде всего речь идет об  обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — инвалидов, пенсионеров, студентов и др.; кроме того, гос-во призвано поддерживать жилищное строит-во, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) эколог-ую функцию  (с помощью законод-ва гос-во  устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурную функцию  (содержание ее сегодня составляет  разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

Характеристика  основных внешних функций Российского  государства

Внешние функции  государства — это основные направления деят-ти гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование гос-ва в современном мире, который становится все более взаимоависимым.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"