Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

Признаки:  1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов гос власти; 2) игнорируется принцип разделения властей (зачастую президент, исп-расп органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются закон-ми и суд-ми полн-ми); 3) ограничивается роль предст-ых органов власти, хотя они и могут существовать; 4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности гос-ых органов и долж-ых лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; 6) в качестве методов гос-ого управления доминируют командные, административные, в то же время отсут-ет террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти; 7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»; 8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям).

Тоталитарный  режим

Тоталитарный  режим характеризуется контролем государства над всеми областями общ-ой жизни, полным подчинением человека полит-ой власти и господствующей идеологии.

Признаки: 1) гос-во стремится к глобальному господству над всеми сферами общ-ой жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от полит-ой власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа; 3) монопольный гос-ый контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; 4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволе-ю только то, что прямо разрешено законом»; 5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и  недоступна для контроля со стороны народа; 6) доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор; 7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с гос-ом, запрет оппозиционно настроенных сил; 8) права и свободы человека и гражданина носят декл-ый, форм-ый хар-ер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; 9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;  10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм; 11) централизация гос-ой власти у диктатора и его окружения; 12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества; 13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества; 14) гос власть осущ-ся по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами

Тема 11. Механизм гос-ва

Механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и реализация основных функций государства.

МГ– 1) система гос органов, основанная на единстве принципов его орг-ии и деят-ти, закр-ых в Конст РФ, ФЗ. 2) характер-ся сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) гос органов, их соотношением и взаимосвязями. 3) между гос механизмом и функциями гос-ва существует тесная обратная связь. Функции осущ-ся при помощи гос механизма, посредством деят-ти всей системы  объединяемых им и взаимосвязанных между собой гос органов. 4) МГ для обеспеч-я возложенных на него задач управления делами общ-ва располагает необходимыми матер-ми ср-ми.

МГ – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными рпидатками система гос органов, посредством кот осуществляются задачи и функции гос-ва.

Под государственным  аппаратом понимается система органов, непосредственно осущ-их управленческую деят-ть и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» гос аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые гос аппарат осущ-ет свою деят-ть.

Существует научная  позиция, в соответствии с которой  под аппаратом гос-ва понимаются все органы гос-ва в статике, а под механизмом гос-ва — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат гос-ва, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного гос-ого органа, а изучая механизм гос-ва — непосредственно о деятельности гос-ых органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осущ-ия тех или иных функций гос-ва .

Структура механизма  государства

- его внутренне строение, порядок расположения его звеньев-элементов,  их соподчиненность, соотношение  и взаимосвязь. Структура: законодательные  органы; исполнительные органы; судебные органы

Структура механизма  гос-ва включает в себя:  1) гос органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осущ-ии своих непосредственных властных функций. Особен-ю гос органов яви ляется то, что они обладают гос-властными полн-ми, т.е. такими ср-ми, ресурсами и возможностями, которые связаны    с    силой    гос-ва,    с    принятием    общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, мин-ва, ведомства, гос комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.); 2) гос организации — такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осущ-ть охранительную деят-ть данного гос-ва (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.); 3) гос учреждения — такие подразделения механизма госва, которые властными полнми (за искл-м их администраций) не обладают, а осущют непосредственную практическую деятть по выполнению функций госва в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исслед-ий институт, вуз, школа, театр и т.д.); 4) гос п\п — такие подразделения механизма гос-ва, которые тоже властными полн-и (за исключением их администраций) не обладают, а осущ-ют хоз-экономическую деят-ть, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потр-ей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.); 5) гос-ых служащих (чиновников), специально занимающихся управлением; 6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деят-ти гос-ого аппарата.

Механизм государства  и его структура постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-псих-ие, религиозно-нравственные особ-ти, тер-ые размеры страны, уровень экон-ого развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы.

Принципы МГ: народовластие, гуманизм, законность, разделение властей, профессионализм и компетентность, гласность и открытость, демократизм.

Основным элементом механизма государства является государственный орган, обладающий следующими признаками:

  1. он наделен властными полномочиями, т.е.  юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию;
  2. государственный орган обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью;
  3. каждый гос. орган сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции
  4. для осуществления полномочий гос. органы располагают необходимыми материальными средствами.

Орган гос-ва – это юрид-ки оформленная, организационно и хоз-но обособленная часть гос механизма, состоящая из гос служащих, наделенная гос-властными полном-ми и необходимыми матер-ми ср-ми для осущ-я в переделах своей комп-ии определенных задач и функций гос-ва.

Бюрократия. (от греч бюрократ – столоначальник, буквально – «власть стола») – исп-ся для обозначения слоя  людей, занятых на работе в аппарате гос-ва и профессионально занимающихся управлением общественными делами. Но часто этот термин исп-ся для отрицат-ой хар-ки таких проявлений в деят-ти гос аппарата, как формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность и черствость.

Для преодоления этих негативных явл-ий использ-ся демокр-ие методы и стиль работы, понимаые не как абстрактная идея, а как целая систеа спец-но разработанных и реально действующих мер и механизмов, призванных сдержать бюрократизацию. – 1) пр-п разделения властей, предполаг-ий создание системы взаимных сдержек и противовесов; 2) замещение должн-ых постов по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, 3) лишение гос служ-их права участ-ть в коммерческой деят-ти

Виды государственных  органов

 Они могут подразделяться по следующим критериям:

— по порядку образования — органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими гос-ми органами (Прав-во РФ, Конст-ый Суд РФ и пр.);

 — по форме реализации гос деятти — на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

— по принципу разделения властей — на законодательные (Феде-альное Собрание Российской Федерации, состоящее из Государст-енной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные законодательные структуры), исполнительные (Правво РФ, мин-ва, ведомства, гос комитеты РФ, региональные прав-ва, адм-ии и т.п.) и судебные (КС РФ, ВАСРФ, ВС РФ, соотв-ие суды SРФ);

— по иерархии — на федеральные, республиканские,  местные;

— по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного» («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

— по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия и временные, которые создаются для решения определенных задач;

— по способу принятия решений — на коллегиальные и единоначальные;

— по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

— по характеру компетенции — на органы общей комп-ии, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам, и специальной компетенции, которые осущ-ют деят-ть в какой-либо одной сфере общ-ой жизни, и т.п.

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата

Аппарат государства - система гос-ых органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деят-ти.

Принципы: 1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности гос-ых служащих признавать, соблюдать и защищать их; 2) принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в форм-ии и организации деят-ти гос-ых органов; 3) принцип разделения властей, который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц; 4) принцип законности, который означает обяз-ть соблюдения всеми гос-ми служащими Конс-и, законов и юдзаконных актов;  5) принцип гласности, который обеспечивает информ-ть субъектов права о практической деят-ти конкретных гос-ых органов; 6) принцип федерализма, который выражает единство системы гос власти, разграничение предметов ведения между РФ и S РФ; 7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деят-ти гос аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов гос-ой жизни в интересах населения страны;  8) принцип сочетания коллег-ти и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократ-их и бюрократических начал гос аппарата; 9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос-ом управлении; 10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы гос-ва занимают в гос-ом аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

 

Т12. СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ПРАВА

Абз 1-Содержание права – это то, из чего право состоит. Право включает: нормы права; правоотношения (как способ их реализации);  правосознание. Для индивида нормы права не существуют, пока они не прошли через его сознание. Качество юридических норм зависит от уровня правосознания людей. Вне правосознания право существовать не может. Поэтому простую совокупность юридических норм правом считать нельзя. С другой стороны одного того, что есть определенная совокупность правовых норм, которые прошли через правосознание людей недостаточно. Право это регулятор. И если нормы права не реализуются в какой бы то ни было форме, то это нельзя назвать правом. Право начинает реализовываться когда управомоченный субъект начинает действовать и вступать в различные отношения, которые будучи урегулированы нормами права, трансформируются в правоотношения. А полученные результаты затем уже снова оцениваются через правосознание. В правоотношениях право реализуется и в этом проявляется его регулирующая сила. Поэтому правоотношения также необходимо включать в понятие права. Право регулирует только целеполагающую деятельность людей. Поэтому наравне с правом действуют и другие регуляторы: мораль обычаи и т.д. Правовое регулирование, в отличие от других регуляторов, основано на согласовании воли и предполагает возможность применения государственного принуждения.

Компоненты широкого понимания  права -Нормативный хар-р права заключ-ся в том,  что право как гос воля общ-ва  выступает в реальной жизни как система офиц-но признаваемых и действующих в данном гос-ве юр норма в их материалистическом понимании. Эту систему норм права называют право в объективном смысле, имея в виду, будучи гос волей общ-ва независит от воли отдельных индивидов и не приурочена к к-л определенному S.  Право в субъективном смысле-права того или иного уч-ка п\о либо совокупности таких прав.  Суть нормативного понимания: право- система общеобязат, формально-определенных норм, кот выражают гос волю общ-ва, ее общечел-ий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-ом и охраняются от нарушении, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью гос принуждения; явл-ся властно-офиц-м регулятором общ отнош.

Широкое понимание. Общение  хар-е черты.

1) сторонники такого направления  исходят из того, что понятие  права включ в себя не только нормы, но и др правовые явления: правосозание, п\о, субъективные права, акты применения права и т.д.  Причина такого понимания – необходимость отражения в понятии права всех важнейших проявлении его возникновения и функционирования.  «-»: ведет к растворению права в др правовых явлениях, размыванию нормативного содержания и специфики.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"