Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

Роль  ТГП в формировании правовой культуры современного юриста

ТГП — один из немногих юр-их предметов, который непосредственно связан с формированием профес-ого правового сознания у студентов. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирование у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

Именно при преподавании ТГП  передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. ТГП дает студентам представление об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Качественное знание исходных понятий  ТГП позволит студентам на практике правильно квалиф-ть полит-ие и правовые сит-и, с подлинно научных позиций  давать правильную оценку сложным гос-прав явл-ям общ-ой жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их соц-ое назн-ие. Т.о, эта наука непосредственно участвует в формировании профес-ых качеств будущих юристов.

Пробел в знании материала по ТГП, т.е. понятий, принципов и идей, весьма существенно сказывается на общем уровне подготовки учащегося и несопоставим с пробелом в знании материала по какой-либо отраслевой юридической науки.

РАЗДЕЛ 2.

Тема 5. Природа деят-ти человека в жизнедеят-ти общ-ва.

1- Государство и право  неизбежно возникают в любом  обществе.

2- государство и право  возникают только в человеческом  обществе 

3- государство  и право возникают на определенном  этапе развития общества.

То есть природа государства  и права предопределена природой человеческого общества. Общество –  источник возникновения государства. Человек – элемент общества. Природа государства вытекает из природы самого человека, поэтому, чтобы понять природу государства, надо понять природу самого человека. Сущность – то св-во, при отсутствии которого явл-е сущ-ть не может. Сущность человека- целеполагание. Целеполагающая деят-ть носит регулируемый хар-ер.

Свобода человека заключается в том, что он может  сам ставить цели на основе средств  и достигать их.

Объединение индивидов  в общество происходит лишь на основе общего интереса и постановки общих целей. Интерес – потенциальные возможные варианты целеполаг-ей деят-ти. Интерес пердопределяет цель.

Общая цель – это не равнодействующая интересов и она  склоняется в сторону субъекта, обладающего  большими средствами. Без постановки общих целей общество невозможно. При этом в обществе могут быть не только разные, но и противоположные интересы. Выработка общих целей происходит в результате согласования воли индивидов. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведет к дестабилизации общества. Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения. Основная функция государства заключается в упорядочивании общественных отношений на основе согласования разных и противоположных интересов.

Соответственно можно  сказать, что в основе функционирования общества лежит целеполагающая деятельность людей. Цель – это мысленный прообраз результата. При этом уже в самой  цели закладываются средства, с помощью  которых она может быть достигнута. Люди сначала конструируют в своем сознании желаемый результат на основе имеющихся у них средств, затем осуществляют применение соответствующих средств, которые должны соответствовать первоначальным средствам, и уже затем получают определенный результат. Если  первоначальные средства не соответствуют примененным, то желаемый результат не может быть достигнут.

Человек – существо социальное и существовать вне общества он не может, так как он не может достигнуть в одиночку многих целей. Объединяясь, люди объединяют свои ср-ва, а, значит, могут ставить цели. При этом с необходимостью человек вынужден регулировать свою деятельность (выбирать соответствующие средства), чтобы достичь поставленных целей. Объединившись люди также должны регулировать свою деятельность. Инструментами такого регулирования и стали сначала табу, обычаи, а потом и право.

Тема 6. ОБЩИЕ  ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДОГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Общая характеристика власти догосударственного периода

Образование общества предшествует государству. Общество возникает значительно  раньше государства, а государство  возникает лишь на определенном этапе  развития этого общества. Жизнь человеческого  общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но, однажды возникнув, государство становится основной формой цивилизованной организации общества. Начальным этапом процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий весь огромный период времени от появления на Земле человека до становления первых классовых общ-в и гос-в, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.  Верхняя же граница первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5—6 тысяч лет, различаясь на разных континентах.

Характерные черты: — наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. В таком общ-ве не было излишков продуктов, не было частной собст-сти и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны; — экон-ое равенство обусловливало и полит-ое равенство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деят-ю рода.

Общ-ая (соц-ая) власть, существовавшая в догос-ый период, обладала следующими главными чертами: 1) базировалась на семейных отн-ях, ибо основой организации общ-ва был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общность им-ва и труда.

В первобытном обществе основной формой объединения была община – род, племя, их объединения. Род (родовая  община) – это  объединение людей, основанное на кровном родстве, а  также на общности имущества и труда. Род сформировался в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям, приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства и организатором общего труда.

В основе жизни общества лежала общественная собственность  на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества примерно в одинаковой мере трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.

Власть носила в основном общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно  формировал органы самоуправления. Властные функции были во многом распределены между взрослыми членами рода.  Основными властными институтами являлись родовые собрания, старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода, военачальники, выполнявшие властные функции во время войны. Такая власть называется потестарной, т.к она основывалась не только на авторитете, но и на грубой силе. Принуждение осуществлялось коллективом. Однако специального аппарата управления еще не было. Все основные вопросы жизнедеятельности решались сообща на собраниях. Роды входили в более крупные объединения – племена, союзы племен. Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин и военачальников родов. Следовательно, соц-ая власть огранич-ась рамками рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях.

Основной формой социальных норм являлся обычай – исторически сложившееся правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени. Обычаи регулировали труд, быт, отношения членов рода, то есть были первыми регуляторами общественных отношений. Признаки обычая: 1- исходит от рода и выражает его волю и интересы;  2- он исполняется в силу привычки, добровольно, а при необходимости его исполнение обеспечивается всем родом;  3- отсутствует разграничение между правами и обязанностями членов рода. 4) существовали в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 5) обесп-сь в основном силой привычки, а также соответ-ми мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 6) ведущим в них способом регул-ия выступал запрет (система табу) как самый простой и элементарный прием воздействия, отсутствие собственно прав и обяз-ей;  7) были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего .общества, в котором и человек являлся частью природы; 8) выражали интересы всех членов рода и племени.

Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Постепенно с развитием  орудий труда и техники и перехода к производящему хозяйству значительно  вырос объем получаемой продукции. Общественные отношения стали значительно  усложняться. Большую эффективность  имело хозяйство, специализирующееся на производстве каких-то определенных продуктов – появилась специализация, в результате чего произошло разделение труда (выделились ремесло, торговля, земледелие). Появился прибавочный продукт, который не потреблялся, а сберегался или обменивался. Разделение труда и, как следствие, появление прибавочного продукта, стали основой возникновения права собственности в результате присвоения. Изменяются отношения и внутри рода – выделяются группы организаторов производства и работников. Распределение результатов труда начинает производиться не поровну, а дифференцированно в зависимости от трудового вклада. Появление частной собственности породило соответствующие отношения между собственниками, относящимися к имуществу, как к своему, и несобственниками, относящимися к этому имуществу, как к чужому. Таким образом, между собственниками и несобственниками появились разные и иногда противоположные интересы, которые необходимо согласовывать, иначе общество просто развалится. Существовавшая родоплеменная организация общества оказалась бессильной в таких условиях, что привело к возникновению государства как качественно новой организации общества с целью согласования разных и противоположных интересов.

Государство – это особая организация общества, характеризующаяся наличием  суверенитета, специального аппарата управления и принуждения, наличием единого территориального пространства, единой системы налогов и финансов, призванная обеспечить согласование разных и противоположных интересов в обществе, обеспечивать выработку общих целей и их реализацию.

Таким образом, основными  признаками государства, отличающими  его от догосударственных форм организации  общества являются : 1- наличие аппарата управления и принуждения, который состоит из людей на постоянной основе и профессионально занимающихся управлением и наделенных властью и имеющих возможность осуществлять государственное принуждение; 2- единая территория и разделение населения по территориальному принципу; 3- единая система налогов и финансов. 4- Суверенитет не является признаком, отличающим государство от догосударственных форм организации общества, но при этом это признак, выделяющий государство в числе других форм общественных объединений. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, а также независимость государства на международной арене. 5- право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).

 В отличие  от первобытного общества  в  государстве на первое место  выходят не кровно-родственные  отношения, а отношения, связанные  с согласованием разных и противоположных  интересов. Так как основной  функцией государства является обеспечение согласование разных и противоположных интересов на основе средств и их реализация, то неотъемлемым элементом такого государства должно являться  развитое гражданское общество.

Под гражданским обществом понимается – саморегулирующееся общество, объединяющее свободных граждан – носителей индивидуальных интересов – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов, собственников и их объединений. В центре внимания находится человек и его разнообразные интересы. Через развитую систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы человека и гражданина. Принципы гражданского общества: 1- экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 5) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 6) равенство всех перед законом и правосудием; 7) свобода слова и печати; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан; 9) эффективная социальная политика.

Наличие развитого  гражданского общества  является неотъемлемым признаком правового государства.

По Гегелю –  ГО- прежде всего система потребностей, основанная на частной собств-ти, а  также религия, семья, сословия, гос  устр-во, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юрид-ие связи субъектов. Под ГО подразумевал классическое буржуазное общ-во. Гл элемент в ГО – человек, его роль, функции, положение.

Маркс – в  ранних произв-ях довольно часто использовал  понятие ГО, обозначая им организ-ю семьи, сословий, классов, собств-ти, распред-я, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный хар-ер, детерминир-ть эконом-ми и иными факторами. Затем он заменяет термин ГО более строгими  категориями – производит-ые силы, производственные отн-я, базис, надстройка. Он говорил, что права человека – это права члена ГО.

Регулирующая  роль гос-ва сводится к: охрание правопорядка, борьбе с перст-ю, созданию нормальных условий для беспрепятственной  деят-ти индив-ых и коллективных собств-ов, реализ-ии ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Т.е  - ведение общих дел!. Гос-во должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивид-ми и коллект-ми). Гос-во – мощный фактор формир-я и поддержания рыночной среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"