Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

Отличие права от нормативных регуляторов первобытного общ-ва:

Гос-во в соврем-ых усл-ях призвано выявлять, координировать, защищать и закреплять в виде правовых предписаний обобщенную гос волю. Но содержание этой воли должно отражать сбалансированный общ-ый интерес.

1) право формир-ся  либо непоср-но гос-ом либо  с участием соц орг-ий и под его контролем. Обычаи создавались всем общ-ом. 2)обычаи выражали общую волю и защищали общ-ый интерес. Право – явл выражением воли и баланса общ-ых, корпоративных и личных инт-ов чл общ-ва. 3)Обычаи носили нефиксированную форму. Право- получае внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с норм-ым сод-ем, правовых обычаев. 4) обычаи охранялись от нарушений всем общ-ом. Право обеспеч-ся специально созданным аппаратом принуждения. Организационной и экономич-ой мощью всего гос-ва.

Соотношение гос-ва и права

Единство состоит в том, что гос-во и право:1) возникают и развиваются совместно;2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;3) выступают средствами управления, инструментами власти;4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

 Различия между гос-ом и правом:1) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;2) если государство выражает силу, то право — волю;3) если первичным элементом государства является гос орган, то первичным элементом права — норма;4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие гос-ва и права:— с одной стороны, воздействие гос-ва на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворче-ство), а также реализует и охраняет его (правоприменение);— с другой стороны, право воздействует на гос-во, упорядочивая деятельность гос аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Право легализует гос деят-ть, определяет ее общие границы, пределы. Гос-во создает право и для регламентации собственной деят-ти.

2 основных типа взаимоотношений между гос-ом и правом:1) когда гос-во стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств) – этатистский подход.

2) когда право стоит  над гос-ом, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств) – естественно-правовой подход..

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА: 1- теологическая (Ф. Аквинский); 2- патриархальная (Аристотель, Михайловский); 3 – патримониальная (Галлер); 4 - договорная (Гоббс, Локк, Руссо, Радищев); 5 - теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский); 6- психологическая (Петражицкий); 7- классовая (Маркс, Энгельс, Ленин).

Теологическая теория происхождения гос-ва

Теологическая теория происхождения  гос-ва получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинскогого; в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви.

По мнению представителей данной доктрины, государство —  продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее соц-экон и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание гос власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Наделяя государство  и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и гос-ой властью — Церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние соц-экон и иных отн-й на гос-во и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Патриархальная  теория происхождения государства

К наиболее известным  представителям патриархальной теории происхождения государства можно  отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского  и др.

Они обосновывают тот  факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновении семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей; и увеличения числа этих семей приводят в конечном счете к образовавнию государства. Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиниться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота  царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.    Как и в семье отец, так и в гос-ве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, так как они — его дети.

Разумеется, известная  аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной гос-ти возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, которые, дейст-но, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Договорная  теория происхождения государства

Договорная теория происхождения  государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII—XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.

Гос-во возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Гос-во — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.

Теория  насильственного происхождения  государства

Теория насилия в  наиболее логически завершенном  виде возникла в XIX в. в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения  государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении или общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство —  «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство  — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании гос-ти отвергать полностью нельзя. Ист-ий опыт подтверждает, что элементы насилия были присущи процессу возникновения многих государств (например, древнегерманского).

С другой стороны, важно  помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разной. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая  теория происхождения государства

Органическая теория происх-ия гос-тва получила широкое  распространение во второй пол XIX в. в трудах Спенсера, Зормса, Прейса и др. Гос-во — это организм, постоянные отн-ия между частями которого аналогины постоянным отн-ям м\у органами живого существа, т.е. Гос-во — продукт соц-ой эволюции, которая выступает в той связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Гос-во, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные гос-ва, формируются прав-ва, совершенствуется структура управления. Таким образом, гос-во практически уравнивается с биолог-им орг-ом.. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только рациальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все  закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы соц-ые к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая  теория происхождения государства

Маркс, Энгельс, Ленин. Они  объясняют возн-ие государ-ти прежде всего соц-экон причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а след-но, и для появления государ-ти имели три крупных этапа разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производ-ти. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности  выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — гос-во, которое, прежде всего, служит инструментом воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

  Психологическая теория происхождения  государства

Петражицкий, Тард, Фрейд и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происх-ия гос-ва заключаются в тех спос-ях, которые  первобытный человек приписывал вождям племени, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Гос-во необходимо как  для удовлетворения потребностей большей  части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению, представителей данной теории, — продукт разрешения психол-их противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Тема 8. Политическая система гражданского общества.

Так как государство  не в состоянии в одиночку справиться с согласованием разных и противоположных интересов, то оно использует политическую систему общества в этих целях. Люди объединяются по схожим интересам в различные организации, согласуют внутри этих организаций свою волю по конкретным вопросам и выражают эту согласованную волю через своих представителей. Чем демократичнее государство, тем более разнообразна политическая система общества.

Под политической системой общества понимается система госуд-ых и негос-ых институтов, осуществляющих определенные политические функции, в рамках которых происходит согласование воли различных социальных групп и выработка общих целей -  совок-ть взаимодействующих м\у собой норм, идей и основанных на них политич-их институтов, учреждений и действий, организующих полит-ую власть, взаимосвязь граждан и гос-ва.

Функции политической системы общества

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях.

1) обеспечение полит-ой  власти для определенной соц-ой  группы или для большинства членов данного общества (полит-ой системой устанавливаются и осущ-ся конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными  сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или больш-ва населения (действие полит-ой системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности полит-их институтов); 3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной орг-ой работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение); 4) выявление и представительство интересов различных субъектов полит-их отн-й (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна); 5) удовлетворение интересов различных субъектов полит-их отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества; 6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"