Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка
Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.
2) признание приоритета
3) право рассматривается в
4) широкое понимание исходит из различия права и закона (зак-во). Представители этого подхода, разграничивая понятие право и закон, невольно их противопоставляют, обосновывают возможность существования пр норм и без выражения их в законах и иных санкционируемых гос-м формах, т.е. не зависимо от гос-ва. Право- выразитель общих (абстрактных) принципов, идей нравственности, прав чел-ка и др ценностей. В отличае от права закон- офиц-я форма общеобязат нормативного признания объективно сложившихся мер свободы и равенства. Посредством закона происходит лишь формулирвоание в виде норм зак-ва уже сложившихся форм и норм права.
5) противопоставление
«-»:
1) сторонники не принимают во внимание доводы ученых, отстаивающих иное направление в теории права.
2) отвергают нормативное
Абз 2- Понятие и сущность права
Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. 1) выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п 2), выделяют право в специально-юр-ом смысле, как юр-ий инструмент, связанный с гос-ом.
Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобяз-ых, формально определенных юр-их норм, выражающих общ-ую, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устан-ых и обесп-ых гос-ом и напр-ых на урегул-ие общ-ых отн-ий.
Признаки права: 1) волевой характер; 2) общеобязательность; 3)нормативность; 4) связь с гос-ом; 5) формальная опред-сть; 6) системность.
Понятие права в объективном и субъективном смыслах
Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально опред-ых юр норм, устанавливаемых и обесп-ых гос-ом и направленных на урегулирование общ-ых отн-ий. Объективное право — это законодательство, юрид-ие обычаи, юр-ие прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непоср-но не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право — это мера юр-ки возможного поведения, призванная удовл-ять собств-ые интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности; право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п., которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.
Сущности права: 1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). По своей сущности право – это общая цель, выработанная на основе согласования разных и противоположных интересов.
Концепции сущности права:
1)Естественно-правовая теория - кроме позитивного права, созданного государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения: право на жизнь, свободное развитие, труд и т.д
- в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.
Основные идеи:
1) разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естеств-ое право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совок-ть естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);
2) отождествляются право и мораль (такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
3) источник прав человека находится не в законод-ве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.
«+»
— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
— в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
— провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных структур.
«-»
— такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юр-ие св-ва, в рез-те чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей;
— такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое также может быть разным у различных людей.
2) Историческая школа права- право формируется исторически независимо от государства. Государство не может творить нормы права по своему усмотрению, а лишь должно закреплять те правила поведения, которые уже сложились в обществе.
- в конце XVIII — начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта : И Др.
Основные идеи:
1) право — историческое
явление, которое, как и язык,
не устанавливается договором,
не вводится по чьему-либо
2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и
3) представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.
«+»:
— впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
— справедливо подчеркивается естественность развития права, T.e. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
— верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.
«-»
— данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
— ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).
3) Нормативистская теория права- нормы права возникают не из реальных общественных отношений, а либо устанавливаются государством, либо происходят от возвышающейся над обществом суверенной главной нормы, определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой, каждая норма черпает свою силу в другой норме, стоящей ступенькой выше
- XX в. Представители; Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.
Основные идеи:
1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
2) по Кельзену, бытие
права принадлежит сфере
3) в основании пирамиды
норм находятся индивидуальные
акты — решения судов,
«+»
— верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
— нормативность в данном подходе органически связана с формальной опред-ю права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с последними по нормативным актам;
— признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
«-»
— слишком значителен «сдвиг» к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Поэтому представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, т.е. излишне очищают от них право;
— признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и необоснованными.
4) Марксистская теория права - право – это возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества.
Несостоятельность марксистской теории в следующем: 1- право существует пока есть классы, однако когда еще не сформировались классы право также существовало; 2- право производно от государства (однако это противоречит тому, что объективно прежде чем стать правом определенные правила поведения проходят длительный этап выработки и их проверки на практике, и лишь потом оформляются как нормы права. При этом эти правила поведения формулируются в самом обществе на протяжении его существования и проверяются в общественных отношениях). 3 – не учитывались многие иные факторы, влияющие на становление права.
- XIX—XX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.
Основные идеи:
1) право понимается как возведенная в закон воля господ-его класса, т.е. как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером матер-ых произв-ых отн-ий, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
3) право представляет
собой соц-ое явление, в
Достоинства:— в связи с тем что представители данной теории право понимали; как закон (т.е. как формально определенный Нормативный акт), oh выделяли четкие критерии правомерного и противоправного; — показали зависимость права от социально-экономических фак|г торов, наиболее существенно влияющих на него; — обратили внимание на тесную связь права с государством, кото|{ рое устанавливает и обеспечивает его.
Слабые стороны:— преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества; — слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.
5) Психологическая теория права - существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях, и официальное право – совокупность норм
- в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"