Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

2)  признание приоритета правоотношения  в понимании права. П\о –это  центральное звено и стержень  права.  Нормы права не создают  п\о. Общ-е отношения приобретают хар-р правовых, становясь п\о лишь тогда, когда они опосредуются правом. 

3) право рассматривается в действии.  Право не следует понимать  как застывшую совокупность норм.  Действия непосредственно реализующие  правовые принципы и предписания  воплощают их в реальную действительность, в правовую деятельность.  Однако право не сама деят-ть S, а особый регулятор этой деят-ти, поведение людей,  общ отнош-ий.  Право следует рассматривать в действии, динамике, процессе реализации.

4) широкое понимание исходит из различия права и закона (зак-во). Представители этого подхода, разграничивая понятие право и закон, невольно их противопоставляют, обосновывают возможность существования пр норм и без выражения их в законах и иных санкционируемых гос-м формах, т.е. не зависимо от гос-ва.  Право- выразитель общих (абстрактных) принципов,  идей нравственности, прав чел-ка и др ценностей. В отличае от права закон- офиц-я форма общеобязат нормативного признания объективно сложившихся мер свободы и равенства.  Посредством закона происходит лишь формулирвоание в виде норм зак-ва уже сложившихся  форм и норм права.

5) противопоставление естественного  и позитивного права.   Это  необоснованно. Естественно- правовая  теория  обосновывая приоритет  прирожденных прав чел-ка, выступала за создание и развитие в конкретных гос-ах и у различн народах такого позитивного права, которое бы основывалось на этих фундаментальных правах, признавало его значение и необходимость для практической реализации естественных законов.

«-»:

1) сторонники  не принимают во внимание доводы ученых, отстаивающих иное направление в теории права.

2) отвергают нормативное понимание  права. Нормат-е понимае права-  это не только совок-ть норм. Норм-ое понимание права делает  упор на обоснование и раскрытие  роли права как четкого, властного регулятора общ отношении в целях формирования гражд общ-ва и пр гос-ва, осуществления связанных с этим соц, эконом и др реформ, обеспечения интересов, прав и свобод гр-н, воспитание членов общ-ва в духе уважения и соблюдения К и законов, укрепления законности и правопорядка, борьбы с преступность.

Абз 2- Понятие  и сущность права

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. 1) выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п 2), выделяют право в специально-юр-ом смысле, как юр-ий инструмент, связанный с гос-ом.

Право (в этом сугубо юридическом  смысле) — это система общеобяз-ых, формально определенных юр-их норм, выражающих общ-ую, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устан-ых и обесп-ых гос-ом и напр-ых на урегул-ие общ-ых отн-ий.

Признаки права: 1) волевой характер; 2) общеобязательность; 3)нормативность; 4) связь с гос-ом; 5) формальная опред-сть; 6) системность.

Понятие права в объективном и субъективном смыслах

Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально опред-ых юр норм, устанавливаемых и обесп-ых гос-ом и направленных на урегулирование общ-ых отн-ий. Объективное право — это законодательство, юрид-ие обычаи, юр-ие прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непоср-но не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юр-ки возможного поведения, призванная удовл-ять собств-ые интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности; право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п., которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право —  это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические  возможности, которые возникают  на основе и в пределах права объективного.

Сущности  права: 1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). По своей сущности право – это общая цель, выработанная на основе согласования разных и противоположных интересов.

Концепции сущности права:

1)Естественно-правовая  теория - кроме позитивного права, созданного государством, существуют стоящие над ним естественные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения: право на жизнь, свободное развитие, труд и т.д

- в период буржуазных  революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные  идеи:

1) разделяются право  и закон (наряду с позитивным  правом, т.е. законами, принимаемыми  государством, существует высшее, подлинное, естеств-ое право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совок-ть естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека  находится не в законод-ве, а  в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

«+»

— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

— в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

— провозглашает источником прав человека природу либо Бога и  тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных структур.

«-»

— такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юр-ие св-ва, в рез-те чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей;

— такое понимание  связано не столько с правом, сколько  с правосознанием, которое также может быть разным у различных людей.

2) Историческая школа права- право формируется исторически независимо от государства. Государство не может творить нормы права по своему усмотрению, а лишь должно закреплять те правила поведения, которые уже сложились в обществе.

- в конце XVIII — начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта : И Др.

Основные идеи:

1) право — историческое  явление, которое, как и язык, не устанавливается договором,  не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается  постепенно, незаметно, стихийно;

2) право — это прежде  всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и

3) представители этой  теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.

«+»:

— впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

— справедливо подчеркивается естественность развития права, T.e. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

— верно подмечены  преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

«-»

— данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

— ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).

3) Нормативистская  теория права- нормы права возникают не из реальных общественных отношений, а либо устанавливаются государством, либо происходят от возвышающейся над обществом суверенной главной нормы, определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой, каждая норма черпает свою силу в другой норме, стоящей ступенькой выше

- XX в. Представители; Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.

Основные идеи:                                                                                          

1) исходным, в частности  для концепции Кельзена, является  представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие  права принадлежит сфере должного, а не; сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юр-их правил поведения.

3) в основании пирамиды  норм находятся индивидуальные  акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

«+»

— верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно  доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

— нормативность в  данном подходе органически связана  с формальной опред-ю права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с последними по нормативным актам;

— признаются широкие  возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

«-»

— слишком значителен «сдвиг» к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Поэтому представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, т.е. излишне очищают от них право;

— признавая тот факт, что основную норму принимает  законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и необоснованными.

4) Марксистская  теория права - право – это возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества.

Несостоятельность марксистской теории в следующем: 1- право существует пока есть классы, однако когда еще  не сформировались классы право также  существовало; 2- право производно от государства (однако это противоречит тому, что объективно прежде чем стать правом определенные правила поведения проходят длительный этап выработки и их проверки на практике, и лишь потом оформляются как нормы права. При этом эти правила поведения формулируются в самом обществе на протяжении его существования и проверяются в общественных отношениях). 3 – не учитывались многие иные факторы, влияющие на становление права.

- XIX—XX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Основные идеи:

1) право понимается  как возведенная в закон воля  господ-его класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной  в праве классовой воли в  конечном счете определяется  характером матер-ых произв-ых  отн-ий, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет  собой соц-ое явление, в котором  классовая воля получает гос-норм-ое выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства:— в связи с тем что представители данной теории право понимали; как закон (т.е. как формально определенный Нормативный акт), oh выделяли четкие критерии правомерного и противоправного; — показали зависимость права от социально-экономических фак|г торов, наиболее существенно влияющих на него; — обратили внимание на тесную связь права с государством, кото|{ рое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:— преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества; — слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

5) Психологическая теория права - существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях, и официальное право – совокупность норм

- в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"