Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

Черты системы  права:— ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институты, подотрасли отрасли; — ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство; — она обусловлена социально-экономическими, политическими,; национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;  — имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общ отн-ий и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием  «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. ТО, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Предмет и метод  правового регулирования как  основания деления права на отрасли

Для деления права  на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового  регулирования — это те общ отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием тк общ отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соотв-их правовых форм. Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:1) общ отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового  регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод — формально-юридическим.

Метод правового  регулирования — это совокупность юр средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общ отношений.

Выделяют следующие  основные методы правового регулирования: императивный — метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях; поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение; рекомендательный — метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.

Система права  как объективная юр реальность -  Система права-  не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактически соц строй общ-ва, гос-ва определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты. Системность- общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация пр норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права- это юр выраженная структура данного общества. В этом и заключается объективная соц обусловленность системы права, ее детерминация экономич, культурн, нац. Факторам.

Соотношение системы  права и системы зак-ва

Законодательство, как  и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.

Однако данные понятия  необходимо различать по следующим основаниям:1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — нормативный акт;

2) если система права  выступает в качестве содержания, то система законодательства — в качестве формы;

3) если система права  складывается объективно в соответствии  с существующими общ отн-ми, то  система зак-ва преимущественно  субъективна, ибо зависит от  законодателя; 4) если система права  имеет первичный характер, то  система законодательства — производный (первая служит исходной базой для второй);

5) если система права  имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система зак-ва еще  и вертикальное (федеративное, иерархическое); 6) система права и система законодательства различаются и по объему: зак-во, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

Абз 2 –  Структура  права: Структурными элементами системы права явл: отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.

Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношении.

Если система права  складывается из отраслей, то сами отрасли  состоят из подотраслей, институтов и норм права. Выделяют следующие отрасли права:1) конст (государственное) право,2) гр,3) адм,4) уг,5) зем, и тд

Для образования самост отрасли права имеют значение следующ условия: 1-степень своеобразия  тех или иных отношении, 2-их удельный вес, 3- невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм др отраслей, 4- необходимость применения особого метода рег-я.

Среди формирующихся  отраслей можно назвать отрасли  п\п, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.

Подотрасль права объединяет несколько институтов одной и той же отрасли. Внешним выражением подотрасли служит наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким правовым институтам данной отрасли. ( авторское право в системе гр пр.)

Институт права: понятие и виды

Институт права — это упорядоченная совокупность юр  норм, регулирующих определенный вид (группу) общ отношений. Если отрасль права регулирует род общ отношений, то институт — лишь их вид.

Институт права —  гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юр норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Виды институтов:1) в зависимости от характера институты подразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);2) в зависимости от сферы распространения — на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут — составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов причинения вреда здоровью) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление).

Между тем важно помнить, что далеко не каждый институт права  имеет хотя бы один субинститут. Субинститут  — это единица деления институтов права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права — это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гр права; налоговое право — подотраслью финансового права; муниципальное — подотраслью адм  права.

Юр норма- мироэлемент  структуры права. Правовая норма- первичный элемент системы права. Это исходящее от гос-ва общеобязательное правило поведения властного хар-ра. Пр нормы рег-ют не  все, а лишь определенные виды и разновидности общ отнош, объективно нуждающихся в таком опосредовании.

Частное и публичное  право

Юр нормы м подразделить на 2 группы: на частное и публичное  право. Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных  интересов и заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые обще отношения, обусловленные природой последних.

Если частное право  — область свободы и частной  инициативы, то публичное — сфера  власти и подчинения. Отсюда, частное  право состоит из отраслей гр, предпр-го, семейного права, а публичное — из отраслей конст-го, адм-го, финансового, уголовного и иных.

Критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное  право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общ-ые, гос-ые);

2) предмет правового  регулирования (если частному  праву свойственны нормы, регулирующие  преимущественно имущ-ые отношения, то публичному — неимущ-ые); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации); 4) имущ-ый статус участников отношений (в частном праве они характеризуются имущественной самостоятельностью).

Абз 3- Систематизация нормативных актов: понятие и  виды

Систематизация — это упорядочение н\ актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности зак-ва, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юр конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения н\ актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную- предполагает утверждение унифицированных собрании и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты (Собрание законодательства РФ). Полномочия инкорпорации при такой форме систематизации обусловлены: 1- пределами правотворческих возможностей указанного органа и границами подведомственной ему территории, 2- юр силой актов, включаемых в сборник и пространством их действия.

Хронологическая инкорпорация – предполагает приведение норм актов в определенный порядок в процессе их офиц опубликования.

Предметная  инкорпорация – более сложный вид систематизации, в рез-те кот создаются тома собрания действующих нормативных актов высших орг гос вл и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью.

 официозную ( полуофиц-ю)

 и неофициальную  – систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научн и учебными заведениями, частными лицами бз спец поручения или контроля правотворческого органа.( сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация —(специфически вид систематизации зак-ва)- форма систематизации путем объединения н\ актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь н\ акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации.

3) кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация зак-ва может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы зак-ва), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: 1- ею имеют право заниматься только специальные органы; 2- в итоге появляется новый н\ акт — кодекс, 3- кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

Виды кодификации : всеобщая – предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям зак-ва,  отраслевая – объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли зак-ва, специальная – объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов.

Абз 4 – Характеристика системы современного российского  права – Процесс преобразования рос общ-ва находит свое отражение в функционировании многих закономерностей соц- правового хар-ра.  Существует несколько тенденции развития соврем рос зак-ва: 1.-всесторонее усилинение законодательного приоритета, интенсификация и стремление к стабильности. 2.-специализация зак-ва с ее различными формами проявления: дифференциацией, конкретизацией, детализацией. 3.- правовая унификация и сопутствующие ей процессы: интеграция, генерализация, универсализация, издание комплексных правовых н\ актов.  Центральное место принадлежит законодат-му приоритету как одному из важнейших путей эффективного обеспечения новой гос политики в области становления рыночных отнош, всемирной охраны пр и свобод личности.  Вследствие проводимого в настоящее время всестороннего обновления зак-ва ценность закона начинает повышаться прямо пропорционально его истинной роли в жизни общ-ва и выводит тенденцию его верховенства на 1 план среди др направлении. Следует так же отметить что всеобщее и точное исполнение закона – фундамент прочных гос взаимосвязей м\у республиками и центром, приоритета закона в отнош-ии др подзаконных пр актов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"