Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

Установление фактической  и установление юр основы дела выступают  как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения  является завершающей и вместе с  тем основной стадией. После этого  решение должно быть исполнено и  конкретное общественное отношение реально урегулировано.

Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в рез-те решения конкретного юр-ого дела.

Пр\прим-ый акт выступает  итогом пр\прим-ой деят-ти и обладает особенностями:

— исходит от компетентных органов; — носит гос-властный хар-ер; — носит индив-ый (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъек-ми правами и юр-ми обязанностями; — имеет опред-ую установленную законом форму.

Полная эф-ть правоприменительного акта достигается, когда все его  цели – и ближайшие и отдаленные и конченые  - достигнуты с минимльным ущербом для общ-ва, небольшими экономич-ми затратами, в оптимальные сроки.

Вместе с тем следует  различать акт применения как  действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицикация: 1) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, — на акты гос-ых и негос-ых (в частности, муниц-ых) органов; 3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возб-ии уголовного дела); 4) по юр-ой природе — на основные (выражают конечное решение юр-ого дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-пра-вовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру — на материальные и процессуальные.

Абз 4 -Пробелы  в праве; понятие и способы их устранения и преодоления

Пробел в  праве — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробелъности:

1) фактические обстоятельства  должны находиться в сфере  правового регулирования;

2) должна отсутствовать  конкретная норма права, призванная  регулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные  и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть  пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

Юридические коллизии и способы их разрешения

Юр-ие коллизии — это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общ-ые отн-ия.

Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общ-ых отн-ий одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследо-рательная систематизация нормативных актов и пр.).

 Виды коллизий: 1) между Конст-ей и всеми иными актами (разрешается в пользу Конст-ии); 2) м\у законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юр-ой силы); 3) м\у общефедеральными актами и актами S РФ:

— если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с 1. 6 ст. 76 Конс-ии РФ действует именно он; — если последний принят вне  пределов ведения, то действует общефед-ый акт; 4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется акт, позже принятый); 5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юр-ой силой); 6) между общим и специальным актом: — если они приняты одним органом, то применяется последний;

— если они приняты  разными органами, то действует первый.

 Возможные способы разрешения коллизий: — принятие нового акта; — отмена старого акта; — внесение изменений в действующие акты; — систематизация законодательства; — референдумы; — деятельность судов (прежде всего Конст-ого Суда РФ); — переговорный процесс через согласительные комиссии; — толкование и др.

Абз 5 - Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Толкование  норм права — это деят-ть, направленная на установление содержания юр-их норм.

В процессе толкования уясняется  смысл норм-ого предписания, его соц-ая направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юр-их норм, спец-ой терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д.

Деят-ть по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юр-их предписаний и их правильное и  единообразное применение.

Толкование состоит  из двух сторон: — уяснение (для себя); — разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют на: — официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет  юр-ие посл-ия); — неофициальное (не имеет юр-ки обяз-ого значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает норм-ым (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).

Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует спец-ых познаний и дается любым гражд-ом); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юр-их норм).

Способы и объем  толкования правовых норм

Способы толкования — это совок-ть приемов и средств, направленных на устан-ие содержания правовых норм.

Способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств,  правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юрид-ой нормы с др нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (с помощью установления целей издания норм-ого акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).

Результаты толкования могут быть различными в зависимости  от соотношения текста и действительного  содержания юр-их норм.

три вида толкования: — буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); — ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); —ураспространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

Акты толкования права: понятие, особенности, виды

Акт толкования права — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юр-их норм.

Особенности актов  толк-ия права: — представляют собой разъяснение смысла юридических норм; — содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания; — не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; — не являются формой и источником права.

виды актов толкования права: 1) в зависимости от типов офиц-ого толкования они подразделяются на акты норм-ого (аутентичные и легальные) и казуального толкования; 2) в зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов гос  власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.; 3) в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.; 4) в зависимости от характера — на материальные и процессуальные акты; 5) в зависимости от формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.; 6) в зависимости от юр-ой природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Тема 18. Правосознание

Абз 1 -Понятие, структура и виды правосознания

Правосознание — это совок-ть представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п.

Особенности правосознания: 1) в П. отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества, 2) осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий (правомерность, неправомерность, правоотношение, законность и т.д.).

Структура правосознания включает в себя два элемента:1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.

Виды -По содержанию правосознание подразделяется на:— обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта);— профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики);— научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая норм-е акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдемне норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).ТО, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

Правовой нигилизм — скептическое и негативное отношение к праву, присутствует в виде идеологических течений и теоретических доктрин (на высоком уровне общественного сознания), стойких предубеждений, негативных установок и стереотипов (на уровне обыденного массового сознания).

В целом нигилизм, в  традиц-ом его понимании, воспринимается в большинстве случаев как  явление деструктивное, социально вредное.

Характерными рпизнаками нигилизма явл не объект отрицания, а степень, т.е. интенсивность, категоричность, бескопромиссность этого отрицания  – с преобладанием субъективного,  чаще всего индивидуального начала.

Пр нигилизм – разновидность  соц нигилизма как родового понятия. Его сущность – в общем негативно- отрицательносм, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с тз причин, - в юр невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

В сфере правотворчества пр нигилизм выражается в нежелании считаться со сложившимися правовыми традициями и правовым опытом, в стремлении без достаточных основании пересматривать норм-пр акты.  В сфере реализации права нигилизм наиболее ярко проявляется в уменьшении нарушении закона.  Следует подчеркнуть массовый хар-р пр нигилизма. Причины пр нигилизма разнообразны. Они связаны прежде всегос содержанием самих законов. Гос-во как выразитель общ интересов не может вступать в противоречие с частными интересами., поэтому законы не всегда соотв-ют конкретным интересами личности, тем более ложно понятым.

Формы выражения  пр нигилизма:  

1. прямые преднамеренные  нарушения действующих законов  и иных н-пр актов. Эти нарушения  составляют огромный, труднообозримый  массив уг наказуемых деянии, а так же уг, адм и гр проступков.

2. повсеместное массовое  несоблюдение и неисполнение  юр предписании – когда S попросту не соотносят сое поведение с требованиями пр норм, а стремятся жить и действовать по своим правилам.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"