Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

Интенсификация зак-ва, как одна из хар-х черт его современного развития способствует тому, что юр правильное, всестороннее урегулирование общ отнош-ий осущ-ся и за счет издания новых норм актов, и путем повышения кач-ва, эффективности действующего зак-ва, усиления его научной обоснованности. С процессом интенсификации зак-ва взаимодействует тенденция укрепления его стабильности, без кот оно не м сущ-ть как постоянная система регулирования общ отнош.

Стабильность зак-ва обеспечивается наличием ряда факторов, кот м условно  разделить на материальные и специальные юридические. К матер-м относятся: устойчивость соц-эк, гос-полит,  национ взаимосвязей, своевременное зак-ое реагирование на важнейшие сой процессы с учетом перспективности хар-ра их развития. К соц юр факторам относят: соотв-е текущего зак-ва К РФ, издание и функционирование подзак н\актов на основе и во исполнение закона, высокии уровень пр интенсификации,  совершенство зак-ой техники.

В рос зак-ве успешно развивается тенденция спецификации, ее цель – юр полно охватывать всевозможные изменения и новизну общ процессов, сообразовываться с особенностями их проявления в тех или иных сферах, определять качественный уровень таких преобразовании.  В настоящее время специализация охватывает весь правовой массив  и воздействует как на форму так и на содержание рос зак-ва, где обозначились следующие ее виды: предметная, функциональная, региональная, смешанная.

Унификация зак-ва – противоположная специализации тенденция, ее значение – в аккумулировании однотипных предписании и создании юр актов, кот упрощали бы зак-во, делая его доступным и единообразным. – она явл-ся одним из эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законод-го урегулирования в различных сферах.

Т.О. современные тенденции  развития рос зак-ва представляют собой  сложную и довольно противоречивую систему различных его направлении  по урегулированию многогранных общ  отнош-ий.

 Тема 16. ПРАВОТВОРЧЕСТВО   И   ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

Абз 1- Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество —  особая форма гос деят-ти по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных соц-х потребностей и интересов общ-ва. Правотворчество – это процесс  выработки общих целей и их изложение в нормативно-правовых актах. В этом его сущность. Если же нет согласования разных и противоположных интересов членов общества, то это будет законотворчеством, но не правотворчеством.

Правотворчество характеризуется тем, что:— оно представляет собой деятельность активную, творческую, гос-ую;— основная продукция его — юр нормы, воплощающиеся главным образом в н\ актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юр прецедентах);— это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

— уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизованности и демократичности общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:— научность (главные требования принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе соц-эк ситуации в стране);— профессионализм (принцип прямо и непосредственно связан с  качеством правотворческтва, эффективностью механизма принятия гос решении. Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);— законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов и подзаконных актов. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования н-пр актов);— демократизм (суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия н\акта правотворческим органом. Принцип характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

— гласность (означает открытость, «прозрачность» иравотворчес-кого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).— оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

S  правотворчества выступают госорганы, гос структуры (орг м\с, профсоюзы и т.п.), наделенные соотве-ми полномочиями, а гакже народ при принятии законов на референдумах.. Правотворческая деят-ть осуще-ся в рамках уст-ых процесс-ых норм (процедур), содержащихся в К РФ, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

 

Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.

В зависимости от субъектов  правотворчество подразделяется на 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам гос и общественной жизни, итоги референдума окончательны и не подлежат никакому утверждению.);2) правотворчество гос органов (например, ГД , Прав-ва РФ)- представляет собой такую разновидность деят-ти всех органов гос вл и управления, в рез-те кот формируется система зак-ва.; 3) санкционированное правотво-во - правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра), рез-ом явл-ся исключительно подзаконные н\акты или правовые предписания, изданные по ?, составляющим их компетенцию;4) правотворчество орг м\с;5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:1) законотворчество (правотворчество высших предст-ых органов — парламентов, в процессе которого издаются н\ акты высшей юрй силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов испй власти, прежде всего прав-тва, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем н\ актов, входящих в компетенцию предст-го органа);3) подзаконное прав-во (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представ-ым органам — президентом, прав-вом, мин-ми, ведомствами, госкомитетами, местными орг-и гос управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Абз 2 -Правотворческии  процесс: понятие , формы.  – процесс создания н\акта , кот складывается из отдельных стадии его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования.. Хар-ми чертами такого процесс в РФ явл дальнейшее укрепление демократических основ создания пр норм гласности, и профессионализма, учет общ мнения, повышение внимания к кач-ву и теоретич обоснованности принимаемых законод решении.

Понятие и стадии законотворчества в РФ

Законотворческий  процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего хар-ует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные н\ акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юр прецеденты. Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в К РФ право определенных S внести предложение об издании закона и соотв-ий законопроект в законод-ый орган. Право законод-ой инициативы порождает у законод-го органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 КРФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам ГД, Прав-ву РФ, законодательным (представительным) органам S РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ;

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в ГД с заслушивания доклада представителя S, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона ГД (ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД, т.е. 50% + 1 голос; ФКЗ считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД);

б) одобрение закона СФ (в соответствии с ч. 4 ст. 105 К РФ «ФЗ считается одобренным СовеФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14  дней он не был рассмотрен СФ»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 К РФ «ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3\4 голосов от общего числа членов СФ

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 К РФ, Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, ФКЗ и ФЗ  подлежат офиц-му опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

Абз 3- Вступление н\актов в силу и их действие.

Действие н\актов  во времени, в пространстве и по кругу  лиц

Н\ акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС», в силу одновременно на всей тер РФ по истечении 10 дней после их офиц опубл-я, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Здесь важно  учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юр силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает  или вовсе устраняет ответственность.

 Н\акты утрачивают  свою силу (прекращают действие):—  по истечении срока действия  акта;— в связи с изданием  нового акта, заменившего ранее  действовавший (косвенная отмена);— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распр-ся властные полномочия органа, его издавшего. Под тер-ей РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос  границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.

Действие акта по кругу лиц. На тер-и РФ н\ акты действуют в отношении всех ее граждан, гос органов, общ орг-ий, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Действие акта по кругу  лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Сущ-ет общее правило, в соотв-ии с кот н\акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа.

Абз 4 -Своеобразие  правотворчества S РФ

К РФ в соотв с ч. 4 ст. 76 представляет S  РФ право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее S осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных н\ актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), тер-го устройства S РФ, гос (на уровне субъектов РФ) и муниц службы, бюджета, налогов и сборов S РФ.

Своеобразие правотворчества  субъектов РФ заключается в следующем:1) расширились полномочия в сфере правотворчества — регионы впервые получили право принимать законы как акты высшей юридической силы. Это связано с укреплением подлинно федеративного начала. референдуме);2) все большее место в правотворчестве регионов начинают занимать соглашения и договоры между S Федерации или даже отдельными адм-ми, которые регулируют вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах; 3) правотворчество S РФ отличает довольно значительная самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона. Перед S РФ стоят цели — учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального зак-ва; 4) правотворчество SРФ должно осуществляться в соответствии с К РФ, ФКЗ и ФЗ; 5) в рамках s РФ принимают н\ акты и многочисленные негосударственные структуры — прежде всего органы м\с.

 

Тема 17. РЕАЛИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ,  ПРАВООТНОШЕНИЯ

Абз 1 -Понятие  и формы реализации пр норм

Реализация  правовых норм -фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

Существуют 4 формы реализации норм права (юридических норм): соблюдение; исполнение; использование; применение.  Существование именно 4-х форм реализации норм права предопределено структурой самой юридической нормы,  элементы которой предопределяют способы их реализации. 1- Гипотеза – указывает на цель, субъективное право – право можно только использовать или не использовать, что зависит от самого субъекта права. Т.о. способом реализации гипотезы является использование. 2 – диспозиция – это обязанность, которая может выражаться как в необходимости совершить какие-либо действия, так  и в необходимости воздержаться от совершения каких либо действий. Следовательно существуют два способа реализации диспозиции – исполнение (активная форма) и соблюдение (пассивная форма). 3- Санкция – это указание на возможную меру государственного принуждения (дополнительное средство). Мера государственного принуждения может реализовываться только в одной форме – применение. Применение права как особая форма реализации права обладает рядом особенностей: 1- это по своей сути организующая властная деятельность государства, в лице компетентных органов, которым предоставлены полномочия на применение норм права самостоятельно, в целях организации выполнения предписаний правовых норм, а также защиты права от нарушений. 2- применение осуществляется всегда в рамках общественных отношений, где есть активный участник, наделенный соответствующими государственными полномочиями.  Стадии: установление фактической основы дела; установление юридической основы дела; принятие решения по делу

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"