Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка
Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.
Интенсификация зак-ва, как одна из хар-х черт его современного развития способствует тому, что юр правильное, всестороннее урегулирование общ отнош-ий осущ-ся и за счет издания новых норм актов, и путем повышения кач-ва, эффективности действующего зак-ва, усиления его научной обоснованности. С процессом интенсификации зак-ва взаимодействует тенденция укрепления его стабильности, без кот оно не м сущ-ть как постоянная система регулирования общ отнош.
Стабильность зак-ва обеспечивается наличием ряда факторов, кот м условно разделить на материальные и специальные юридические. К матер-м относятся: устойчивость соц-эк, гос-полит, национ взаимосвязей, своевременное зак-ое реагирование на важнейшие сой процессы с учетом перспективности хар-ра их развития. К соц юр факторам относят: соотв-е текущего зак-ва К РФ, издание и функционирование подзак н\актов на основе и во исполнение закона, высокии уровень пр интенсификации, совершенство зак-ой техники.
В рос зак-ве успешно развивается тенденция спецификации, ее цель – юр полно охватывать всевозможные изменения и новизну общ процессов, сообразовываться с особенностями их проявления в тех или иных сферах, определять качественный уровень таких преобразовании. В настоящее время специализация охватывает весь правовой массив и воздействует как на форму так и на содержание рос зак-ва, где обозначились следующие ее виды: предметная, функциональная, региональная, смешанная.
Унификация зак-ва – противоположная специализации тенденция, ее значение – в аккумулировании однотипных предписании и создании юр актов, кот упрощали бы зак-во, делая его доступным и единообразным. – она явл-ся одним из эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законод-го урегулирования в различных сферах.
Т.О. современные тенденции
развития рос зак-ва представляют собой
сложную и довольно противоречивую
систему различных его
Тема 16. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
Абз 1- Понятие и принципы правотворчества
Правотворчество — особая форма гос деят-ти по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных соц-х потребностей и интересов общ-ва. Правотворчество – это процесс выработки общих целей и их изложение в нормативно-правовых актах. В этом его сущность. Если же нет согласования разных и противоположных интересов членов общества, то это будет законотворчеством, но не правотворчеством.
Правотворчество характеризуется тем, что:— оно представляет собой деятельность активную, творческую, гос-ую;— основная продукция его — юр нормы, воплощающиеся главным образом в н\ актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юр прецедентах);— это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
— уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизованности и демократичности общества.
Правотворчеству присущи следующие принципы:— научность (главные требования принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе соц-эк ситуации в стране);— профессионализм (принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворческтва, эффективностью механизма принятия гос решении. Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);— законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе конституции, иных законов и подзаконных актов. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования н-пр актов);— демократизм (суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия н\акта правотворческим органом. Принцип характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
— гласность (означает открытость, «прозрачность» иравотворчес-кого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).— оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
S правотворчества выступают госорганы, гос структуры (орг м\с, профсоюзы и т.п.), наделенные соотве-ми полномочиями, а гакже народ при принятии законов на референдумах.. Правотворческая деят-ть осуще-ся в рамках уст-ых процесс-ых норм (процедур), содержащихся в К РФ, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.
Виды правотворчества
Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам гос и общественной жизни, итоги референдума окончательны и не подлежат никакому утверждению.);2) правотворчество гос органов (например, ГД , Прав-ва РФ)- представляет собой такую разновидность деят-ти всех органов гос вл и управления, в рез-те кот формируется система зак-ва.; 3) санкционированное правотво-во - правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра), рез-ом явл-ся исключительно подзаконные н\акты или правовые предписания, изданные по ?, составляющим их компетенцию;4) правотворчество орг м\с;5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на:1) законотворчество (правотворчество высших предст-ых органов — парламентов, в процессе которого издаются н\ акты высшей юрй силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов испй власти, прежде всего прав-тва, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем н\ актов, входящих в компетенцию предст-го органа);3) подзаконное прав-во (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представ-ым органам — президентом, прав-вом, мин-ми, ведомствами, госкомитетами, местными орг-и гос управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.
Абз 2 -Правотворческии процесс: понятие , формы. – процесс создания н\акта , кот складывается из отдельных стадии его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования.. Хар-ми чертами такого процесс в РФ явл дальнейшее укрепление демократических основ создания пр норм гласности, и профессионализма, учет общ мнения, повышение внимания к кач-ву и теоретич обоснованности принимаемых законод решении.
Понятие и стадии законотворчества в РФ
Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего хар-ует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные н\ акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юр прецеденты. Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
1) законодательная инициатива — закрепленное в К РФ право определенных S внести предложение об издании закона и соотв-ий законопроект в законод-ый орган. Право законод-ой инициативы порождает у законод-го органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 КРФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам ГД, Прав-ву РФ, законодательным (представительным) органам S РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ;
2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в ГД с заслушивания доклада представителя S, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;
3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:
а) принятие закона ГД (ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД, т.е. 50% + 1 голос; ФКЗ считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД);
б) одобрение закона СФ (в соответствии с ч. 4 ст. 105 К РФ «ФЗ считается одобренным СовеФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 К РФ «ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3\4 голосов от общего числа членов СФ
в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 К РФ, Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его);
4) опубликование закона (как правило, ФКЗ и ФЗ подлежат офиц-му опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).
Абз 3- Вступление н\актов в силу и их действие.
Действие н\актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Н\ акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.
Действие нормативного
акта во времени обусловлено вступление
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юр силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает
или вовсе устраняет ответствен
Н\акты утрачивают свою силу (прекращают действие):— по истечении срока действия акта;— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена);— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распр-ся властные полномочия органа, его издавшего. Под тер-ей РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.
Действие акта по кругу лиц. На тер-и РФ н\ акты действуют в отношении всех ее граждан, гос органов, общ орг-ий, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.
Действие акта по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Сущ-ет общее правило, в соотв-ии с кот н\акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа.
Абз 4 -Своеобразие правотворчества S РФ
К РФ в соотв с ч. 4 ст. 76 представляет S РФ право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее S осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных н\ актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), тер-го устройства S РФ, гос (на уровне субъектов РФ) и муниц службы, бюджета, налогов и сборов S РФ.
Своеобразие правотворчества субъектов РФ заключается в следующем:1) расширились полномочия в сфере правотворчества — регионы впервые получили право принимать законы как акты высшей юридической силы. Это связано с укреплением подлинно федеративного начала. референдуме);2) все большее место в правотворчестве регионов начинают занимать соглашения и договоры между S Федерации или даже отдельными адм-ми, которые регулируют вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах; 3) правотворчество S РФ отличает довольно значительная самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона. Перед S РФ стоят цели — учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального зак-ва; 4) правотворчество SРФ должно осуществляться в соответствии с К РФ, ФКЗ и ФЗ; 5) в рамках s РФ принимают н\ акты и многочисленные негосударственные структуры — прежде всего органы м\с.
Тема 17. РЕАЛИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ, ПРАВООТНОШЕНИЯ
Абз 1 -Понятие и формы реализации пр норм
Реализация правовых норм -фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.
Существуют 4 формы реализации норм права (юридических норм): соблюдение; исполнение; использование; применение. Существование именно 4-х форм реализации норм права предопределено структурой самой юридической нормы, элементы которой предопределяют способы их реализации. 1- Гипотеза – указывает на цель, субъективное право – право можно только использовать или не использовать, что зависит от самого субъекта права. Т.о. способом реализации гипотезы является использование. 2 – диспозиция – это обязанность, которая может выражаться как в необходимости совершить какие-либо действия, так и в необходимости воздержаться от совершения каких либо действий. Следовательно существуют два способа реализации диспозиции – исполнение (активная форма) и соблюдение (пассивная форма). 3- Санкция – это указание на возможную меру государственного принуждения (дополнительное средство). Мера государственного принуждения может реализовываться только в одной форме – применение. Применение права как особая форма реализации права обладает рядом особенностей: 1- это по своей сути организующая властная деятельность государства, в лице компетентных органов, которым предоставлены полномочия на применение норм права самостоятельно, в целях организации выполнения предписаний правовых норм, а также защиты права от нарушений. 2- применение осуществляется всегда в рамках общественных отношений, где есть активный участник, наделенный соответствующими государственными полномочиями. Стадии: установление фактической основы дела; установление юридической основы дела; принятие решения по делу
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"