Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

«-» —- форм-ый подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков.

В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права:

1) нац-ые правовые системы  (это конкретно-историческая совок-ть права, юр-ой практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства);

2) правовые семьи (это  совок-ть правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и истор-ого пути его форм-ия).

Различают следующие  правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

«+» - выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право.

«-» представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.

Т 13. ИСТОЧНИКИ  И ФОРМЫ ПРАВА

Абз 1 -Понятие  и виды форм (источников) права

Выделяют следующие  источники права: 1- материальные –  отношения к средствам, которые  предопределяют отношение к праву. Изменение объема средств предопределяет изменение права. При изменении отношения к средствам изменяется цель, и изменяется право. 2- сознательно-волевые (психологические) источники – цели могут ставить только люди. Они оценивают наличие средств, а на основе средств ставят цель и обеспечивают ее реализацию, при помощи волевых усилий либо используя государственное принуждение. Эта сознательно-волевая деятельность является источником прав, так как без нее право возникать и функционировать не может. 3- юридические источники. – Любая деятельность осуществляется в определенных рамках и формах. В этом смысле говорят о юридических источниках права, т.к. сама по себе общественная цель не становится государственной волей. Только в результате правотворческого процесса общезначимые цели трансформируются в нормы права.

Необходимо отметить, что форма права и источник права – это разные вещи.

Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Соотношение понятий  «форма права» и «источник права». Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юр явл-ям следует понимать под источником права три фактора:1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.

В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается  структура права, система элементов (нормативные предписания, институты, отрасли). Под внешней – объектированный комплекс юр источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлении ознакомится с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Выделяют 4 основные формы права: норм  акт — это пр акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общ-ых отношений. (К их числу относятся К РФ, законы, подзаконные акты и т.п.); правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).

Нормативно-правовой акт как форма права – это акт компетентного государственного органа, имеющий строго определенную форму, содержащий правовые нормы, принятый в соответствии с установленной процедурой, рассчитанный на постоянное либо длительное действие, и распространяющийся на широкий круг лиц. Норм акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Норм акт явл-ся официальным док-ом, носителем юридически значимой инф-ии.

Норм акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов  применения и толкования права. По юридической  силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и  подзаконные акты.

+ н-прав. акта: 1- можно быстро принять, в любой части изменить, что позволяет убрать обнаруженные недочеты; 2 – органы, их издающие, имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты, для отражения в праве не только групповых, индивидуальных интересов, но и общей воли (комитеты комиссии и т.д.); 3- в силу четких требований, сложившихся правил изложения норм.-правов. акт считается лучшим способом изложения норм права. 4 - н-прав. акт более легок в обращении, на него легко ссылаться и контролировать его применение и исполнение; 5 – только ч/з н-прав. акт можно урегулировать некоторые отношения, которые сложно или невозможно урегулировать с помощью других форм права (установить форму государства, ввести чрезвычайное положение и т.д.)

–   н.-прав. акта: 1- может не соответствовать практике и через него определенная группа людей может провести выгодные для себя и нарушающие права и законные интересы граждан, препятствующие определенным процессам в государстве т.п.  2- коллизии.

Понятие, признаки и виды законов

Закон – это нормативно-правой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый компетентным законодательным органом (парламентом, собранием и т.д.) или референдумом в строгом соответствии с законодательной процедурой. Этапы принятия закона: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование закона.

Виды законов:1) К РФ (закон законов) — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конст строй, права и свободы чел-ка и гражд-на, опред-ий форму правления и гос устройства, учреждающий фед орг гос вл;2) ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с К РФ; 3) ФЗ — это акты текущего зак-ва, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы S РФ — издаются их предст-ми орг-и и распр-ся только на соотв-ую тер-ю.

признаки  закона:1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;2) порядок его подготовки и издания определяется К РФ и регламентами палат ФС РФ; 3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;4) обладает высшей юр силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:— по их юр силе (К, ФКЗ, ФЗ, закон SРФ);— по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

— по предмету правового  регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);— по сроку действия (постоянные и временные законы) и т.д.

Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы.

Подзаконные нормативные  акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты —  это н-пр. акт компетентного государственного органа, изданный на основе закона, и не противоречащий ему (указы, распоряжения, постановления, инструкции, директивы и т.д.). -это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юр нормы.

Подз акты обладают меньшей юр силой, чем законы, на которых они базируются. Виды подз  актов, расположенные по иерархии:1) указы и распоряжения През  РФ. - обязательны для исполнения на всей тер-ии  РФ, не должны противоречить К РФ и ФЗ (ст. 83 К ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, пред-ых конст-ми (ст. 83—90) и закон-ми нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Норм указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты През-та публикуются в официальных изданиях. Конст-сть актов главы гос-ва мб проверена  КС РФ.. 2) постановления и распоряжения Прав-тва РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Прав-ва РФ обязательны к исполнению в РФ. Особенность актов Прав-ва -они мб приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Прав-ва РФ подписываются Пред-ем Прав-а РФ и подлежат офици опуб-ю не позднее 15 дней со дня их принятия; 3) приказы, инструкции, положения мин-в, ведомств, гос  комитетов. Эти акты, принимаемые на основе законов  РФ, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Прав-ва  и в соответствии с ними, регулируют общ отношения, находящиеся, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. 4) решения и постановления местных органов гос власти;5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос управления (например, глав областных администраций, губернаторов и пр.);6) н\ акты муниц (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;7) локальные н\ акты — это норм-е предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и орга-ии и регулирующие их внутреннюю жизнь (например правила внутреннего трудового распорядка).

Абз 3 -Судебный прецедент как форма права – это судебное решение к конкретному юр делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.  Явл особым источником права, тк норма права, выработанная судом при решении конкретного дела, воспринимается в будущем как обязат-я при разрешении аналогичн дел.  В некот системах права СП признается обязат-м для судов (Англо-амер система), в др системах, не будучи обязат-м для суда при реш-и налогичн дел, но тем неменее фактически использ-ся в кач-ве образца как судом, создавшим СП, так и др судами в их дальнейшей практике. Т.О. создается многократное единообразие  решения аналогичных дел судами- что и составляет судебн практику.

«+»: 1) восполняет пробелы в праве. Прецедент м приобрести значение источника права не только в суд практике, но и в практике гос и адм органов (несудебн прецидент); 2) в отличает от обычия, представл-го собой многократное повторение одинакового поведения в аналогичных ситуациях, непредусмотренных ранее нормами права, прецедент- это одинаковое решение к-л ? в отдельном случае, служащие образцом для последующего решения аналогичных случаев; 3) обычай складывается стихийно, без преднамеренного сознательного творчества отдельных людей. Прецедент возникает, напротив, как рез-т обдуманного , преднамеренного действия людей; 4) прецеденты вырабат-ся высшими судебн органами страны, т.е. его юр сила для низших инстанции основана на иерархии судов и авторитете; 5) СП конкретизирует норма права и поэтому содержит отдельные положения и принципы, приобретающие общее значение при разрешении др дел.

«-»: 1) возможность личного усмотрения судьи, т.к. при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно эти люди обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств; 2) степень обяза-ти прецедента зависит от положения  в судебн системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами; 3) СП создает тенденцию сближения м\у собой двух или нескольких различных дел и к устранению из поля зрения судьи тех специфич-х особенностей дела, кот-е делают невозможным одинаковое или сходное решение двух или нескольких дел.

В старнах Романо –герм  права судеб практика не рассм-ся в кач-ве источника права. Россия относится к ром-герм пр системе. Однако элементы СП имеют место и в рос пр системе, что связано с деят-ю КС, ВС, ВАС, руководящие разъяснения которых –основа решении конкретных юр споров всех нижестоящих судебн органов.

Рос зак-во не признает СП источником права и за судебн инстанциями  не признает права своими решениями  устанавливать нормы права, обязат-е  при решении аналогичн дел. Правосудие исходит из возможно более внимательного  учета индивид-х особенностей каждого отдельного случая. Но следует отметить что ВС РФ  предоставлено право обобщать суд практику и давать судам разъяснения и указания по тем ?, кот встретились в их практике и за отсутствием прямых указании в законе дб найти самост-е разрешение судебн инстанциями. Руководящие указания ВС РФ  устанавливают положения, которыми суды д рук-ся при применении норм права, положения , кот прямо в законе не выражены, но по существу из него вытекают, а так же формулируют некоторые общие принципы и положения, необходимые для правильного применения норм права судами.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"