Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

3. война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих пр актов как бы нейтрализуют др друга, растрачивая бесполезно свою силу.

4. подмена законности  политической, идеологической, или  прагматической целесообразностью,  выходы различных долж лиц  и органов, общ групп и сил на неправовое поле деят-ти, стремление реализовать свои интересы вне рамок К  РФ.

5. конфронтация представительных  и исполнительных структур власти  возникла в процессе становления  новой  для РФ президентской  вертикали управления при сохранении старой системы советов.

Характерные черты  современного пр нигилизма:

1. его подчеркнуто  демонстративный, воинствующии, конфронтационно-агрессивный  хар-р, что обоснованно квалифицируется  общ-м мнением как беспредел  или запредельность

2. глобальность, массовость, широкая распространяемость не только среди гр-н, соц и профессион-х слоев, но и в офоиц гос структурах.

3. многообразие форм  правления –от криминальных до  легальных, от парламентско-конституционных  до митингово-охлократических

4.обосая степень разрушительности,  оппозиционная и популистическая направленность

5. связь с негативизмом  – более широким течением, захлестнувшим  в последние годы сначала советское,  а затем российское общ-во в  ходе демонтажа старой и создания  новой системы, смены образа жини.

Правовой идеализм – основными причинами явл непонимание законов общественного развития, незнание того, как соц факторы ( включая законы) взаимодействуют в общ-ве. – это переоценка права.

Взаимосвязь права  и правосознания. – Правосознание неизбежный спутник права. Связ пр и правосозн носит хар-р взаимод-я, т.е такого соотношения, в кот м\у этими явлениями возникает  встречная зависимость. С одной стороны развитие и состояние правосознания во многом обусловлено зак-ом, с др пр и зак-во как позитивные феномены гос правопорядка находятся в не менее сильном  и мощном силовом поле сложившегося уровня и хар-ра правосознания общ-ва, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в процессе как правотворчества так и правореализации. Роль правосознания в правотворческой деят-ти – сознание в форме пр идеологии выступает ведущей детерминантой современного правообразования. Формирование права ч\з специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди кот принципиально важное значение имеют такие как предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей  о необходимости и хар-ре регулирования сферы общ отнош.

Не менее значима  роль правосознания в нормальном функционировании правореализационный деят-ти. Статус правосознания в этой сфере определяется 2 направлениями: 1- правосознание образует необходимый психол и идеологический контекст для добровольного соблюдения S юр норм. 2- правосознание выполняет важные ф-ии в процессе применения пр норм должностными лицами.

Т.о. правосознание пронизывает  весь механизм правового регулирования  и пр воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юр норм, но и сопровождает их на всем протяжении действия норм и  даже после отмены. От специфики правосознания общ-ва, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего пр регулирования.

Абз 2- Правовая культура: понятие и структура

Правовая культура личности — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Правокультурным человеком  является только тот, у кого знания юр-х правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.

Структура правовой культуры личности состоит из:1) психологический элемент (правовая психология); 2) идеологический элемент (правовая идеология);3) поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и  навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

При оценке пр культуры личности важно учитывать уровень и  глубину познания пр явлении, овладевание  ими. Здесь выделяют такие уровни пр культуры как :

Обыденный – ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.

Профессиональный – складывается у лиц, кот специально занимаются правовой деят-ю. Пр непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная пр культура.

Теоретический -  научные знания о сущности, хар-ре и взаимодействии пр явлении вообще,  всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлении.

Правовая культура общества— это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из элементов:1) уровень правосознания и правовой активности общества;2) степень прогрессивности юр норм (уровень развития права, культура юр-х текстов и т.п.);3) степень прогрессивности юр деятельности (культура правотворческой, равоприменительной и правоох деят-ти).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и хар-тся следующими факторами:—  реальной потребностью в праве;—  состоянием законности и правопорядка в стране;— степенью развитости в обществе юр-й науки и юр-го образования.

Функции пр культуры –

Познавательно-преобразовательная – связана с теоретической и организаторской деят-ю по формированию пр гос-ва и гражд общ-ва. Она призвана содействовать согласованию общ-х, групповых и личных интересов.

Праворегулятивная – направлена на обеспечение устойчивого, сложенного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов пр системы, а стало быть и общ-ва в целом.

Ценностно- нормативная – выражается с помощью системы аксиологических хар-к. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и чел-х поступках, соц институтах.

Правосоциализаторская – Мб изучена ч\з призму формирования пр качеств личности.

Коммуникативная – обеспечивая общение гр-н в юр сфере она существует ч\з это общение и влияет на него.

Пр культура в деят-ти современного юриста

Правовая культура есть разновидность культуры общества и государства. Правовая культура органично включает уважительное отношение людей к праву. Правовую культуру можно определить как часть культуры общества, относящуюся к сфере действия права и отраженную (выраженную) в сознании, поведении и результатах деятельности людей.

Ключевую роль в структуре правовой культуры играет право. Оно выступает государственно обязательным нормативным регулятором общественных отношений. Как масштаб поведения норма права позволяет предвидеть поведение людей в будущем, измерять в настоящем, оценивать в прошлом. Это облегчает каждому юристу, оказавшемуся участником регулируемого нормой права общественного отношения и знающему ее содержание, поиск решения о поведении, дает возможность заранее просчитать последствия собственных правовых действий и обоснованно прогнозировать варианты разрешения вопроса.

Концепция правопонимания, сориентированная на процесс реализации права, инициирует повышение правовой культуры поведения, предполагает не только знание норм права, но и умение участников общественных отношений пользоваться предоставляемыми правом возможностями. Основным каналом реализации права является особая разновидность общественных отношений — правоотношения. Специфика правоотношения состоит в том, что его стороны связаны взаимными правами, обязанностями и юридической ответственностью. Опора в общественных отношениях в форме правоотношений на право придает их участнику, строго следующему содержанию нормы права, уверенность в правильности совершаемых поступков, непререкаемости вызываемых ими последствий, что в случае возникновения конфликтов, любых посягательств на права и свободы его интересы будут надежно защищены государством.

Абз 3 - Правомерное  поведение: понятие и виды

Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения:

— находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект);

— социально полезно, не противоречит общественным интересам  и целям, что составляет его объективную  сторону (содержательный аспект);

— является осознанным, что составляет его субъективную сторону.

Правомерное поведение  по степени социальной значимости подразделяется на:

1) необходимое (служба  в армии);

2) желательное (научное  и художественное творчество);

3) допустимое (отправление  религиозных культов).

Наиболее распространена классификация правомерного поведения в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется на:

1) социально активное (это высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения наиболее социально значим, ибо связан с реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни принципов права, законности, порядка);

2) конформистское (это деяние, основанное на подчинении право-;1вым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности);

3) маргинальное (это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).

Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание — сложный процесс, включающий в  себя следующие составные части:—  субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

— объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);— содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);— методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);— формы воспитания:1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);

3) юридическая практика (способствует передаче юридической  информации, знаний посредством  участия граждан в процессе  прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений К РФ и основных действующих законов.

 

Тема 19. Правонарушение и юридическая  ответственность

Абз 1 - Понятие, признаки и виды правонарушений

Правонарушение — это виновное, противоправное, общ-но опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общ-ва, гос-ва и личности.

Признаки правонарушения:- деяние (действие или бездействие); — вина; — противоправность; — вредный результат; — причинная связь между деянием и вредным результатом; — юридическая отв-сть.

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления (уголовные правонарушения)- виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уг права и наносящее ущерб самым существенным общ отн-ям.  Прест-е  отличаются максимальной степенью общ-ой вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным закон-ом. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Ст 14 УК содержит определение  преступления и исчерпывающе называет его признаки: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Все эти признаки должны быть обязательно присущи совершенному деянию, признаваемому преступлением.

Проступки – все остальные правонарушения не признанные прест-ями, отличаются меньшей степенью соц-ой опасности (вредности), совершаются в различных сферах общ-ой жизни, имеют разные объекты посяг-ва и юр-ие последствия.

проступки классифицируются на: гражд-ие (п\н, совершаемые в сфере имущ-ых и личных неимущ-ых отн-ий, выражающиеся в нанесении орг-ям или отдельным гр-ам имущ-ого вреда, состоящего в неисполнении обяз-тв по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина); админ-ые (п\н, посягающие на установленный законом общ-ый порядок, на отн-ия в области исполнительно-распор-ой деят-ти органов гос-ва, не связанные с осущ-ем служебных обязанностей); дисциплинарные (п\н, которые совершаются в сфере трудовых отн-ий и посягают на внутренний распорядок деят-ти п\п, учр-ий и орг-ий); процессуальные (п\н, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например неявка свидетеля в суд).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"