Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка
Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.
4. ОИВ осущ правотворческую
деят-ть. Издение норм актов д
соот-ть законам и
5. ОИВ наделены широкими
полномочиями в области
Т.О. законность охватывает различную управленческую деят-ть, обеспечивает единообразное понимание и применение пр норм. Она явл объективным условием эф-ти управления. Зак-ть служит основой дисциплины, явл способом защиты дисциплины, т.к. основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в пр актах. Т.О. роль и задачи законности – поддерживать и укреплять дисциплины.
Конституционный контроль и надзор
Конституционный К означ. проверку конст-ти законов или норм. актов, играющих в конкр. случаях в связи с жалобами част. лиц на наруш. их конст. пр. и св. законоприменит-ми реш-ми или в связи с обращ-ми правоприменительных орг-ов, сомневающихся в конст-ти примен-х законов.
Позак. норм. акты, применяемые кот. нарушает по мнению частных лиц их конст. пр. и св. д. обжаловаться в суд., осущ. полномоч. адм. юрисд-ии.
контроль. - способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
Сущность контроля заключается:
• в наблюдении за функционированием соответствую
• в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;
• в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
• в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению;
• в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
В зависимости от содержания государственный контроль подразделяется на:
• общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов);
• специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта, например, проверка исполнения конкретного управленческого решения). Контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения.
В зависимости
от субъекта контроля, объема и характера
полномочий государственных органов различ
• контроль, осуществляемый органами представительной власти;
• контроль, осуществляемый
органами исполнительной власти (общей,
межотраслевой и
• контроль Президента;
• контроль органов законодательной власти;
контроль органов
Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т. е. при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.
Основными чертами надзора являются:
- органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;
- в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц;
- в соответствии с
действующим законодательством
органы контроля занимаются
Различают два вида надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор - специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. Различаются две организационные формы надзора в сфере управления:
- надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего на основе поступивших к ним заявлений, жалоб, дел;
-надзор, который осуществляется
специальными ведомствами и
Предметом
прокурорского надзора является
-исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами;
-соответствие актов, издаваемых этими органами, Конституции Российской Федерации и, законам.
Абз 2 -Понятие правопорядка.
Правопорядок представляет собой систему общ-ых отношений, в которых поведение S является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.
Особенности правопорядка: 1) он запланирован в нормах права; 2) возникает в результате реализации данных норм; 3) обеспеч-ся гос-ом; 4) создает условия для орг-ти общ-ых отн-ий, делает человека более свободным, облегчает жизнь; 5) выступает итогом законности.
Характерные черты правопорядка – гуманизм, демократизм, нравственность, справедливость.
Правопорядок – часть
и одновременно пр форма образа жизни.
Это сердцевина общ порядка и
хар-ет в нем те своиства упорядоченности,
кот явл-ся результатом действия
права и законности. Правопорядок
– это реализованная
Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает первое понятие.
Общественный порядок — это состояние упорядоченности общ отн-ий, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом: с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых превращается в хаос, различные злоупотребления;с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни. Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демокр-ое содержание зак-ва, контроль общ-ти за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
Структура правопорядка:
1. закрепленная юр нормами пр структура общ-ва
2. пр отношения и связи, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения.
3. атрибутивные элементы правопорядка проявляются во многом, но прежде всего в упорядоченности элементов структуры.
Содержание правопорядка:
Материальное – закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, объективные потребности в упорядочении общ процессов, отношении и поведении их участников, взаимосвязь с экономикой, полит, культурой.
Гос-волевое – суммированный рез-т гос воли и интересов всех уч-ов правопорядка.
Юридическое – трансформируется в совокупный рез-т : -реализованности прав и законности, проявляющейся в поведении всех уч-ов пр предписании, - взаимосвязанной системы пр отношении, корреляции субъективных прав и обяз-ей уч-ов правопорядка, - упорядоченность пр элементов, процессов, отнош и связей.
Форма правопорядка – присущая ему организация содержания. Отражая его внутреннюю структуру, закономерности реального мира, она выступает в кач-ве способа существования пр порядка.: - пр оформление порядка, - все статические элементы и пр хар-ки, выраженные в нормах материального права, - динамические процессы – развитие, движение и изменение, отраженные в процессуальном праве, _- единичные, конкретные проявления в жизни, определенные правилами поведение участников.
Правопорядок как критерии эффективности гос-пр регулирования.
Правопорядок – гос-пр явление. Оно возникает и существует тогда, где и когда гос власть в нем заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает пр порядок, охраняет от нарушении, а в необходимых случаях и защищает Без этого невозможна реализация гос задач, осуществление сущности, формы и ф-ии власти.
Свои юр кач-ва и своиства правовой порядок черпает в законах, и в тех пр идеях и принципах , институтах кот использует гос вл. Он тесно взаимосвязан с пр идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворчеством и право применением, правосудием и законностью. Правопорядок сам выступает одним из этих своиств, тк эти пр категории и пр принципы имеют одну общую доминирующую черту – упорядоченность.
1.Правопорядок – завершающий
этап всех юр форм и процессов,
2. П-к есть тот юр итог, к кот стремится гос власть, и все S права, используя лишь различные направления пути.
3. П-к есть область
наиболее значимых и весомых
соц отношении, кот
Абз 1- Концепции пр гос-ва в истории гос-пр мысли.
1.любая власть и
главным образом гос-я не
2. гос власть вообще
не должна подлежать
3. мах ограничение гос власти, а затем и ее полное устранение с полит сцены, т.к. в ней видна угроза для свободы личности. ( присущи анархизму – полит течению, провозгласившему своей целью уничтожение гос-ва и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией гр-н).
4. выступают с одной стороны против ликвидации гос власти, тк без нее пока просто не обоидтись, а с др стороны не м согласиться с теми идеологами, кот данную власть абсолютизируют, выводят ее из-поз соц-пр контроля.
Правовое государство: понятие и принципы
Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос-ой власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотребления.
Признаки правовое государство: 1) верховенство права во всех сферах общественной жизни; 2) реальность прав личности, создания условий для ее развития; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) прочный режим законности и стабильности правопорядка; 5) в основе реализации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей; 6) наличие развитого гражданского общества.
Д-ва основных принципа (две стороны сущности) правового государства:1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); - закреплен в ст. 2 К РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое гос-во должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. 2) наиболее последовательное связывание с помощью права гос-ой власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).- принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов: разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею; федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали; верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти); взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"