Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

4. ОИВ осущ правотворческую  деят-ть. Издение норм актов д  соот-ть законам и основываться  на них. Осущ-е правотворческой деят-ть в рамках законности усиливает гарантии прав и свобод гр-н.

5. ОИВ наделены широкими  полномочиями в области применения  мер адм принуждения.  Юрисдикционная  деят-ть будет только тогда  способствовать стабильности общ  отношений, когда она будет  осущ-ся строго в рамках требований закона.

Т.О. законность охватывает различную управленческую деят-ть, обеспечивает единообразное понимание  и применение пр норм. Она явл  объективным условием эф-ти управления.  Зак-ть служит основой дисциплины, явл  способом защиты дисциплины, т.к. основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в пр актах. Т.О. роль и задачи законности – поддерживать и укреплять дисциплины.

Конституционный контроль и надзор

Конституционный К  означ. проверку конст-ти законов или норм. актов, играющих в конкр. случаях в связи с жалобами част. лиц на наруш. их конст. пр. и св. законоприменит-ми реш-ми или в связи с обращ-ми правоприменительных орг-ов, сомневающихся в конст-ти примен-х законов.

Позак. норм. акты, применяемые кот. нарушает по мнению частных лиц их конст. пр. и св. д. обжаловаться в суд., осущ. полномоч. адм. юрисд-ии.

контроль. - способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления

Сущность  контроля заключается:

• в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

• в получении объективной  и достоверной информации о состоянии  законности и дисциплины;

• в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений  законности и дисциплины;

• в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению;

• в принятии мер по привлечению к ответственности  лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

В зависимости  от содержания государственный контроль подразделяется на:

•  общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов);

• специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта, например, проверка исполнения конкретного управленческого решения). Контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения.

В зависимости  от субъекта контроля, объема и характера  полномочий государственных органов различают:

• контроль, осуществляемый органами представительной власти;

• контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общей, межотраслевой и внутриведомственной  компетенции). По стадиям контроля выделяют:

• контроль Президента;

• контроль органов законодательной  власти;

контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т. е. при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.

Основными чертами надзора являются:

- органы надзора осуществляют  свои функции и полномочия  в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;

- в процессе контроля  могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц;

- в соответствии с  действующим законодательством  органы контроля занимаются проверкой  различных сторон деятельности  подконтрольных объектов.

Различают два вида надзора: административный и прокурорский.

Административный  надзор - специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. Различаются две организационные формы надзора в сфере управления:

- надзорная деятельность  руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего на основе поступивших к ним заявлений, жалоб, дел;

-надзор, который осуществляется  специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей (например, система государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный антимонопольный комитет и др.).

Предметом прокурорского надзора является:

-исполнение законов  федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами;

-соответствие актов,  издаваемых этими органами, Конституции  Российской Федерации и, законам.

Абз 2 -Понятие  правопорядка.

Правопорядок представляет собой систему общ-ых отношений, в которых поведение S является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.

Особенности правопорядка: 1) он запланирован в нормах права; 2) возникает в результате реализации данных норм; 3) обеспеч-ся гос-ом; 4) создает условия для орг-ти общ-ых отн-ий, делает человека более свободным, облегчает жизнь; 5) выступает итогом законности.

Характерные черты  правопорядка – гуманизм, демократизм, нравственность, справедливость.

Правопорядок – часть  и одновременно пр форма образа жизни. Это сердцевина общ порядка и  хар-ет в нем те своиства упорядоченности, кот явл-ся результатом действия права и законности. Правопорядок – это реализованная законность.  Это итог пр регулирования, его стабильность и нерушимость обеспечивается не формальной, а реальной законностью. В сою очередь правопорядок обуславливает содержание законотворческой деят-ти, правовой хар-р законов.

Следует различать  понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает первое понятие.

Общественный  порядок — это состояние упорядоченности общ отн-ий, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим  образом: с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых превращается в хаос, различные злоупотребления;с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально   ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни. Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демокр-ое содержание зак-ва, контроль общ-ти за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

 

Структура правопорядка:

1. закрепленная юр  нормами пр структура общ-ва

2. пр отношения и  связи, последовательность их  возникновения, развития, изменения  и прекращения.

3. атрибутивные элементы  правопорядка проявляются во многом, но прежде всего в упорядоченности элементов структуры.

 Содержание  правопорядка:

Материальное  – закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, объективные  потребности в упорядочении общ  процессов, отношении и поведении их участников, взаимосвязь с экономикой, полит, культурой.

Гос-волевое – суммированный  рез-т гос воли и интересов  всех уч-ов правопорядка.

Юридическое – трансформируется в совокупный рез-т : -реализованности  прав и законности, проявляющейся  в поведении всех уч-ов пр предписании, - взаимосвязанной системы пр отношении, корреляции субъективных прав и обяз-ей уч-ов правопорядка, - упорядоченность пр элементов, процессов, отнош и связей.

Форма правопорядка – присущая ему организация содержания. Отражая его внутреннюю структуру, закономерности реального мира, она выступает в кач-ве способа существования пр порядка.: - пр оформление порядка, - все статические элементы и пр хар-ки, выраженные в нормах материального права, - динамические процессы – развитие, движение и изменение, отраженные в процессуальном праве, _- единичные, конкретные проявления в жизни, определенные правилами поведение участников.

Правопорядок  как критерии эффективности гос-пр регулирования.

Правопорядок – гос-пр явление. Оно возникает и существует тогда, где и когда гос власть в нем заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает  пр порядок, охраняет от нарушении, а в необходимых случаях и защищает  Без этого невозможна реализация гос задач, осуществление сущности, формы и ф-ии власти.

Свои юр кач-ва и своиства правовой порядок черпает в законах, и в тех пр идеях и принципах , институтах кот использует гос  вл. Он тесно взаимосвязан с пр идеологией и психологией, с сущностью и  формами права, с правотворчеством и право применением, правосудием и законностью. Правопорядок сам  выступает  одним из этих своиств, тк эти пр категории и пр принципы имеют одну общую доминирующую черту – упорядоченность.

1.Правопорядок – завершающий  этап всех юр форм и процессов,  он вбирает в себя все упорядочивающие начала, выступая некой суммирующей величиной.

2. П-к есть тот юр  итог, к кот стремится гос власть, и все S права, используя лишь различные направления пути.

3. П-к есть область  наиболее значимых и весомых  соц отношении, кот подвергаются  регулированию нормами права.

Т 21. Правовое государство 

Абз 1- Концепции пр гос-ва в истории гос-пр  мысли. 

1.любая власть и  главным образом гос-я не знает  собственных границ, всегда стремится  к неограниченному расширению  властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности.

2. гос власть вообще  не должна подлежать ограничению. ( данные идей хар-ны для этатистов,  кот всячески возвышают гос-во  над правом.)

3. мах ограничение  гос власти, а затем и ее  полное устранение с полит  сцены, т.к. в ней видна угроза для свободы личности. ( присущи анархизму – полит течению, провозгласившему своей целью уничтожение гос-ва и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией гр-н).

4.  выступают с одной  стороны  против ликвидации гос власти, тк без нее пока просто не обоидтись, а с др стороны не м согласиться с теми идеологами, кот данную власть абсолютизируют, выводят ее из-поз соц-пр контроля.

                                                                                                           

Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос-ой власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотребления.

Признаки правовое государство: 1) верховенство права во всех сферах общественной жизни; 2) реальность прав личности, создания условий для ее развития; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) прочный режим законности и стабильности правопорядка; 5) в основе реализации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей; 6) наличие развитого гражданского общества.

Д-ва основных принципа (две стороны сущности) правового государства:1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); - закреплен в ст. 2 К РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое гос-во должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. 2) наиболее последовательное связывание с помощью права гос-ой власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).- принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов: разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею; федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали; верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти); взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"