Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той  или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимо управления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов  правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать гос власть посредством права.

Гос-во правовое, соц, демократическое их соотношение.

Демократическое государство – государство, деятельность которого соответствует общепризнанным правам и свободам, воле народа.

Признаки демократического государства:

1. Свободные и регулярные выборы без фальсификации из результатов;

2. Признание народа источником власти;

3. Соблюдение прав и свобод человека;

4. Гласность, свобода печати, свобода объединения граждан и организаций;

5. Наличие местного самоуправления.

Критериями развитого демократического общества являются:

1. Наличие возможности граждан контролировать повестки дня собраний, съездов, влиять на их, включать или исключать различные вопросы;

2. Уровень просвещенности представления людей о выборе отвечающих их собственным интересам;

3. Равенство возможностей граждан для выражения выбора при голосовании;

4. Широкое гражданство, нет дискриминации для отдельных людей в использовании ими своих прав;

5. Эффективность участия граждан в государственных и общественных делах.

Важной характеристикой  демократического государства является: принцип разделения властей. Его сущность- для обеспечение свободы граждан различные функции государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной, должны осуществляться различными органами независящими друг от друга и сдерживающими друг друга.

Принципы правового  Гос-ва:

1. признание, соблюдение и защита прав чел-ка – гарантированность этих прав. Прав. Гос-во  - по сути – либеральное гос-ва, гл. Задача которого заключ. В max обеспечении равной для всех свободы, всеобщего формального рав-ва объемов и содерд. Свободы опред-ся совок-ю прв чел-ка.

2. Обяз-ть гос-ва рук-ся К и законами. Это означ, что относящ к сфере правового рег-я общ. Отнош-я регулир-ся не только законами, но в 1-ю очередь К. Следовательно, суды должны не только толковать применяемые законы в соответствии с К., но и применять эти положения в случаях, когда разрешаются дела н аосновании закона невозможна.

3. взаимная правовая  отв-ть гос-ва и гр-н

4. разделение властей

5. конст-е закрепление  независимости судей.

6. Приоритет норм межд. Права над нормами нац. Права.

7. Сформированность гос общ-вввввва.

Т.о. пр. Гос-ва – гос-во, кот самоограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым  обязаны подчиняться все без  исключения гос. Ор, долж. Лица, общ. Объед  и гр-не.

Соц гос-во - Конституция РФ в ч.1 ст. 7 провозглашает РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В социально правовом государстве индивид раскрывается как автономный субъект сам несущий ответственность за последствия своей социальной активности, государство лишь гарантирует индивиду, оказавшемуся в невыгодном положении минимальные социальные блага. Главной задачей социально правового государства является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального развития, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Признаки социального  государства: Государство стремиться свести к минимуму социальные различия; Государство создает условия для достойной жизни и свободного развития человека; Государство обеспечивает правовую защиту социально слабых и неимущих слоев населения; государство обеспечивает равноправие женщин в обществе и семейной жизни; Государство охраняет окружающую среду.

Абз 2 - Принципы пр гос-ва

Разделение властей как принцип правового государства

Главное требование принципа разделения властей- для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны к-л соц группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос власть на зак-ую (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), испо-ую (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в К РФ, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной гос власти: зак-ой, исп-ой, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура зак-го процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность КС РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Прав-ву, запрет ответственным работникам испол-ых органов избираться в состав зак-ых структур, заниматься коммерческой деят-ю.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в К РФ, процессуальном зак-ве,: в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. : Кроме того, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность гос структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Правовое  содержание законов

Конституционная законность - Принцип зак-ти явл конституц-м – орг гос вл , орг мс, долж лица, гр-не и их объед-я обязаны соблюдать К РФ. Особое значение принцип зак-ти имеет в сфере управления. Это обусловлено обстоятельствами:

1. в ходе управления  осущ-ся многогранная деять-ть  по рук-ву экономикой, культурой,  политикой. Соблюдение законности  – важнейшее условие слаженности и функционирования всех звеньев управленческой системы, успешного выполнения задач.

2. S управления осущ-ют правоприменительную деят-ть, она д осущ-ся в соотв-ии с принципом законности.

3. ОИВ обязаны обеспечивать  соблюдение законов и подзаконных  актов, принимать меры по укреплению  гос дисциплины.

4. ОИВ осущ правотворческую  деят-ть. Издение норм актов д  соот-ть законам и основываться  на них. Осущ-е правотворческой  деят-ть в рамках законности усиливает гарантии прав и свобод гр-н.

5. ОИВ наделены широкими  полномочиями в области применения  мер адм принуждения.  Юрисдикционная  деят-ть будет только тогда  способствовать стабильности общ  отношений, когда она будет  осущ-ся строго в рамках требований закона.

Т.О. законность охватывает различную управленческую деят-ть, обеспечивает единообразное понимание  и применение пр норм. Она явл  объективным условием эф-ти управления.  Зак-ть служит основой дисциплины, явл  способом защиты дисциплины, т.к. основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в пр актах. Т.О. роль и задачи законности – поддерживать и укреплять дисциплины.

Государство и  личность: взаимная отв-ость

Взаимная отв-сть  гос-ва и личности — самостоятельный принцип правового государства. Это своеобразный способ ограничения политй власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях м\у гос-ом как носителем полит власти, гражд-ом как участником ее осуществления. Устанавливая в зак-ой форме свободу общества и личности, само гос-во не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общми оргми, другими госми.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 К РФ. Подчиняясь праву, гос органы не могут нарушать его предписания и несут отв-сть за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для гос власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают админ-ый произвол. К ним относятся:1) ответственность Прав-ва перед представ-ми органами;2) Дисциплинарная, гро-пр или уг отвть должых лиц госва любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.; 3) импичмент и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств гос-ых структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и отв-сть личности перед государством. Применение гос принуждения . должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Охрана  гос-ом пр и свобод гр-н – ст. 2 К РФ – гос-во берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод ч. и гр., а ст. 7 К РФ объявляет РФ соц. гос-вом, политика кот. направлена на созд. условий обеспечивающих дост. жизнь и св. разв. чел. В ст. 45 – конст-но гар-ся защита прав и свобод ч. и гр., в п. 2 за ними ззакрепл-ся право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещ. законом. ст. 114 – в компет. прав-ва РФ включает. деят-ть по обеспеч-ю реального осущ-я прав, свобод и обязанностей гр-н. Запрет на незак-е огранич. конст. прав и свобод ч. и гр. В общем виде он закреплен в ст. 55 – в РФ не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы ч. и гр. Запрет на ограния. прав и свобод не явл. абсолютным, т. к. чел. живет в общ-ве и его интересы пересекаются с интересами др. людей, поэтому в п. 3 ст. 17 - , что осущ. прав и свобод не д. нарушать права и свободы др. лиц. Огрничение прав и свобод возможно только в случаях уст-ых законод-м. В ст. 56 закрепляется, что права и своб. м.б. ограничены в условиях ЧП. Отдельные огранич. в реализации прав и свобод содержатся в ст. К, закрепляюющих конкр. пр. и св. чел. и гр. Напр.: ст. 32 уст-ет основания для ограничения изб. прав гр-н, а ст. 35 – огранич. в части пользования имущ. правами.

Современные пр гос-ва

Теория и  практика формирования пр гос-ва в современном  рос общ-ве.

В ч1 ст1 К РФ закреплено что РФ – россия есть демократическое  федеративное пр гос-во с республиканской формой правления. И хотя в данной ст прямо указ-ся, что пр гос-во уже есть, это скорее всего пока лишь цель, к кот необходимо стремиться.

 Процесс становления  правовой госуд-ти занимает длительное  историческое время. Он совершается так де вместе с формированием гр общ-ва и требует целенаправленных усилии.  Пр гос-во не вводится единовременным актом и не м стать рез-ом чистого зак-ва. Весь данный процесс дб органически пережит общ-ом.

Россия в современный  период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препядствия, кот стоят на пути движения к пр гос-ву. Среди них особое беспокойство у общ-ва вызывает бесперспективное положение в области прав чел-ка, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма.

 Сегодня пр гос-во  предстает в большей степени как конституц принцип, не получая пока своего полного вопложения.

Т.о.  преодолевая различные  трудности и препятствия, Россия создает свои образ пр гос-ва, кот  будет ограничен ее историей, традициями, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим общ-ом.

Правовой идеализм.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то ПИ- переоценка права. Оба эти явления – рез-т юрид-ого невежества, неразвитого правосознания, дефицит правовой культуры. ПИ внешне менее заметней чем нигилизм, но причиняет такой же вред гос-ву и общ-ву.

На право нельзя возлагать незбыточные  надежды. Закон, как известно, есть официальное  признание факта, и не боле того. Он лишь оформляет реально сложившиеся  отношения.

Причины:

1) Распростр-ю юрид-ого идеализма способст-ет прагматический подход к праву, его пониманию как орудие, инструмент, ср-во, рычаг. На право возлаг-ся слишком большие надежды.  В рез-те законы оказываются малоэффективными, т.к не оправдывает надежды, а это порождает скептицизм, а значит недоверие – следов-но нигилизм.

2) отсутствие необходимых механизмов  реализации законов. – власть  не способна обеспечить их  реализацию, не справляется со  своей первейшей функцией –  регулятора общ-ой жизни, порядка,  стабильности.

3) низкая правовая культура общества, самих граждан, общ-ые отн-я  находятся в состоянии хаоса,  зыбкости. Право не справляется   со своими регулятивными и  защитительными функциями.


Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"