Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Тема 1. Предмет теории ГиП
Наука – теоретич-ое отражение действ-ти: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общ-ва, закономерностях их возникновения и развития.

Файлы: 1 файл

госы!!!.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

7) полит-ая социализация (посредством которой форм-ся  полит-ое сознание индивида, и он включается в работу конкретных полит-их механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической  власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Власть – это способность и возможность влиять и определять поведение субъектов, обеспечивать  достижение определенных целей путем применения мер воздействия и принуждения – это отношение подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Полит-ая и  гос власть.

2 точки зрения: 1) (Маркс)  эти понятия синонимы – т. е. полит власть – это гос власть, т.к исходит от гос-ва и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии. 2) другие авторы не отождествляют эти понятия (Бурлацкий, Кейзеров, Кривушин). Они считают, что ПВ – более широкое понятие, чем ГВ. ПВ – это власть, осуществляемая не только гос-ом, но и другими звеньями полит. системы общ-ва: партиями, массовыми общ орг-ми. Однако нельзя противопоставлять понятия ПВ и ГВ.

Политич-ая, или  гос-ая, власть – это такая разновидность общ-ой власти, которая или осущ-ся непоср-но самим гос-ом, или делегирована, или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Структуру политической системы составляют ее элементы и связи между ними. 4 стороны:

1)институциональная - включающая в себя гос-во, полит-ие  партии и движения, общ-ые организации и объединения, трудовые кол-вы и т.п.; 2) регулятивнвная – право, социально-политические и правовые нормы, традиции, регулирующие полит-ую жизнь общества и процесс осуществления политической власти

3) функциональная –  методы политич-ой деят-ти, составляющие  основу политического режима. 4) идеологическая - полит-ое сознание, полит культура, характ-ее психол-ие и идеол-ие стороны полит-ой власти и полит-ой системы;

Полит и правовые нормы – сложившиеся или установленные правила повед-я, способы регуляции полит отн-ий, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, полит традиций и процедур.

Политическая  система – совок-ть полит-их, гос-ых орг-ий, институтов, учр-ий и отношений между ними.

Полит-ая деять-ть – разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осущ-я полит. власти в общ-ве.

Полит-ая культура – это система ценностей, полит-их идей, символов, убеждений, принятых членами полит общности и используемых для регуляции их деят-ти и отношений.

Важную роль в политической системе общества  играют политические партии – это формализованные политические организации со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающие интересы тех или иных социальных групп, объединяющие наиболее активных их представителей, ставящие, как правило, своей основной задачей завоевание политической власти для осуществления своих программ, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов. - это наиболее активная и организованная часть соц-ой группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

В полит-ой системе, как  правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и соц-ми слоями, борьбой за преимущества в осущ-ии именно своей политики.

Партии занимают особое место в политической системе  общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, и  других общ-ых орг-ий), которые хотя и занимаются полит-ой деят-ю, но ориентируются, прежде всего, на защиту соц-экон-их и иных интересов их членов, главным призванием полит-их партий является нацеленность на завоевание и осущ-ие власти, борьба за руков-во гос-ми делами.

Функции политических партий: 1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших соц-ых групп; 2) активизация и объединение определенной части людей; 3) борьба за полит-ую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки  4) подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; 5) разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развтия общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

6) полит-ое воспитание  общ-ва в целом или его части; 7) подготовка и выдвижение кадров  для партии, государственного аппарата  и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Различают парламентские  партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Общ-полит движение — это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

Отличия общ-полит  движений от полит партий: 1) социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп); 2) общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование); 3) общественно-политические движения, не стремясь к  власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение трансформируется в политическую партию); 5) центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) — инициативные группы, клубы, союзы и т.д.; 6) в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Государство и  группы давления

Группа давления — общ-ое объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенап-ого воздействия на структуры полит-ой власти.

Группы давления (лоббисты) в связи с их относительно жесткой  организационной структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние полит-их партий.

Типичными способами  воздействия групп давления на гос  органы являются:

1) непосредственное выдвижение  своих членов в состав предст-ых  и исп-ых органов власти, а также  в качестве функционеров управленческого аппарата; 2) участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах; 3) поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т.д.

Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и пр.).

В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти, цель групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

Присутствие групп давления в политической жизни, с одной  стороны, умножает число косвенных субъектов политики, выступает своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, а с другой стороны, создает условия для сращивания мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в политической системе общества.

В основе взаимоотношений  государства и других элементов  политической системы, должны лежать принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки, что позволяет наиболее эффективно решать задачи общественного развития. Государство как главная организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций, преследующих законные цели, содействовать их развитию и совершенствованию.

Место и роль государства в политической системе  общества

Понятия «гос-во» и «полит-ая система общества» соотносятся как часть и целое. Гос-во концентрирует в себе все многообразие полит-их интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Государство занимает центральное, ведущее место в полит системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального предст-ля всего народа, объединяемого в пределах его террит-ых границ по признаку гражданства; 2) является единст-ым носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило, монополией на правотв-во; 6) обладает специфическим набором матер-ых ценностей (гос-ая собственность, бюджет, валюта и т.д.). 7) государство обеспечивает развитие всего общества в соответствии с выработанными общими целями;

 Стабильность демократических  государств определяется тем,  что в них существует акционерный капитал, а экономические ресурсы распределены среди большого количества людей. Происходит диффузия денег, а, следовательно, и диффузия власти. Чем больше средний класс, тем стабильнее государство.

Суверенитет как признак государства

Гос суверенитет — это присущее гос-ву верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

В обществе власть может сущ-ать  в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь гос-во.

Гос-во осущ-ет высшую власть в пределах собст-ых границ.

Верховенство государственной  власти означает: 1) ее безусловное распространение  на население и все социальные структуры общества; 2) монопольную  возм-ть применения таких ср-в возд-ия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; 3) осущ-ие властных полномочий в специфических формах, прежде всего юр-их (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других  субъектов политики, если они  не соответствуют установлениям государства.

Гос-ый суверенитет включает такие  основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмеш-во во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного гос-ва или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее нац-ым интересам его народа, то говорят о нарушении его сувер-та. А это явный признак слабости данного гос-ва и его неспособности обеспечить собственный сувер-ет и нац-гос интересы.

Суверенитет гос-ва включает экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основой - служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа - существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой явл конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Выступая признаком гос-ва, сув-ет хар-ет его как особый субъект полит-их отн-ий, как главный компонент полит-кой системы общества.

Гос-во и церковь: полит системы больш-ва общ-в, особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение  Г от Ц. этот принцип закрепл-ся конституционно, гос-во формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вмеш-сь в дела гос-ва. В таком взаимоотн-ии реализуется пр-п свободы совести, вероисповедальной свободы, автономии религии. В тоталитарно-распределительных полит системах происходит фактическое вмеш-во Г в дела Ц, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Такие полит системы пытались использовать церковь для своих целей. В обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, напр-р ислам, напротив, религиозные организ-ии оказывали и оказывают воздействие на функционир-е гос-ых институтов, задают и опред-ют социальные цели и смысл общ-ой, полит жизни, выступают фактически важным институтом полит системы. Т.о., взаимоотн-я гос-ва и религ-ых образ-ий весьма противоречивы: от полного подчинения гос институтов религиозным правилам и треб-ям до периодических острых конфликтов гос-ва и предст-ей церкви.

Легитимностъ  и легальность государственной  власти

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"