42. Беженец
– это лицо, не являющееся гражданином
РБ и находящееся на ее территории в силу
вполне обоснованных опасений стать жертвой
преследования в своем государстве
по признаку расы, вероисповедания, принадлежности
к определенной социальной группе или
политическим убеждениям.
В РБ статус беженца
предоставляется иностранному гражданину,
находящемуся на территории РБ в силу
вполне обоснованный опасений стать
жертвой преследований в государстве
гражданской принадлежности по признаку
расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности
к определенной социальной группе или
политических убеждений, который не
может или не желает в силу таких
опасений пользоваться защитой этого
государства, или лицу без гражданства,
находящегося на территории РБ вследствие
опасений, которое не может или
не желает вернуться в государство
прежнего обычного места жительства
в силу таких опасений.
Статус беженца
предоставляется иностранцу на срок
сохранения в государстве гражданской
принадлежности либо прежнего обычного
места жительства оснований, по которым
ему предоставляется статус беженца.
43. Закон
выделяет 3 категории иностранцев:
- Временно
пребывающие в РБ иностранцы на срок не
более 90 суток в год,
- Временно
проживающие в РБ иностранцы:
- Иностранец,
обучающийся в учреждениях образования
РБ (1 год),
- Иностранец,
прибывший к близким родственникам, супругу,
супруге (1 год),
- Иностранец,
у которого имеется на праве собственности
недвижимость в РБ (180 суток в год) и другие,
предусмотренные законодательством.
- Постоянно
проживающие в РБ иностранцы:
- Заключившие
брак с гражданами РБ
- Признанные
беженцами РБ,
- Являются
работниками и специалистами, в которых
нуждается РБ,
- Иностранцы,
которые инвестировали в экономику РБ
не менее 150 тысяч евро для развития гос.
программ и другие, предусмотренные законодательством.
44. Национальные меньшинства
– это лица, постоянно проживающие на
территории РБ и имеющие гражданство РБ,
которые по своему происхождению, языку,
культуры или традициям отличаются от
основного населения республики.
Права и обязанности
национальных меньшинств:
- Право на
получение помощи со стороны гос-ва в деле
развития национальной культуры и образования,
- Право пользоваться
родным языком, право выбора языка общения,
а также право на свободу выбора языка
воспитания и обучения,
- Право на
учреждение СМИ, издательской деятельности,
а также на получение, хранение и распространение
информации на родном языке,
- Право на
установление культурных связей с соотечественниками
за пределами РБ,
- Право исповедовать
любую религию или не исповедовать никакой,
участвовать в отправлении религиозных
культов, ритуалов, обрядов на родном языке,
- Право на
сохранение своего историко-культурного
и духовного наследия, свободное развитие
культуры, в том числе профессионального
и самодеятельного искусства,
- Право на
создание общественных объединений и
вступление в действующие общественные
объединения,
- Право свободно
избирать и быть избранным в гос. органы
РБ на основе всеобщего, равного, тайного,
прямого или косвенного избирательного
права,
- Право равного
доступа к любым должностям в гос. органах
РБ.
45. Целью
административно-территориального деления
является эффективная организация гос.
управления и местного самоуправления,
обеспечение законности и правопорядка,
реализации прав, свобод и законных интересов
граждан РБ.
Принципы административно-территориального
устройства в РБ:
- Единство
и неотчуждаемость территории РБ как естественного
условия существования и пространственного
предела самоопределения народа, основы
его благосостояния и суверенитета РБ,
- Сочетание
общегосударственных интересов и интересов
населения, проживающего на соответствующей
территории,
- Сочетание
единой гос. власти РБ, осуществление которой
основано на принципе разделения ее на
законодательную, исполнительную и судебную,
с местным самоуправлением,
- Осуществление
местными советами депутатов, исполнительными
распорядительными органами своих полномочий
в пределах границ соответствующих АТЕ,
- Равномерность,
сбалансированность и комплексность развития
АТЕ, взаимосвязь административно-территориального
устройства и социально-экономического
районирования,
- Включение
в состав территорий более крупных АТЕ
территорий менее крупных АТЕ,
- Примерное
равенство размеров территории и численности
населения АТЕ одного вида,
- Многообразие
правовых статусов АТЕ и ТЕ в соответствии
с их назначением, местными особенностями,
уровнем социально-экономического развития
и другими факторами,
- Гласность
и учет общественного мнения при решении
вопросов административно-территориального
устройства.
46. АТЕ – это территории,
в пространственных пределах которых
в порядке. Предусмотренным законодательство,
создаются и действуют местные советы
депутатов, исполнительные и распорядительные
органы.
ТЕ – это
населенные пункты, в которых не
создаются местные советы депутатов,
исполнительные и распорядительные
органы, а также территории специального
режима использования.
В РБ устанавливается
3 категории городов:
- Г. Минск –
столица РБ,
- Города областного
подчинения – нас. пункты с численностью
населения не менее 50 тыс. человек, являющиеся
административными и крупными экономическими
и культурными центрами с развитой производственной
и социальной инфраструктурой.
- Города районного
подчинения – нас. пункты с численностью
населения свыше 6 тыс. человек, имеющие
промышленные и коммунальные организации,
сеть организаций социально-культурного
и бытового назначения, с перспективами
дальнейшего развития и роста численности
населения.
К категории
поселков городского типа относят:
- Городские
поселки – нас. пункты с численностью
населения свыше 2 тыс. человек, имеющие
промышленные и коммунальные организации,
социально-культурные организации, организации
торговли, общественного питания, бытового
обслуживания,
- Курортные
поселки – нас. пункты с численность население
не менее 2 тыс. человек на территории которых
расположены санатории, дома отдыха, пансионаты,
др. оздоровительные организации, организации
торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения, культурно-просветительные
организации,
- Рабочие поселки
– нас. пункты с численностью населения
не менее 500 человек, расположенные при
промышленных предприятиях, электростанциях,
стройках, ж/д станциях, и других объектах.
К категории
сельских населенных пунктов относятся:
- Агрогородки
– благоустроенные нас. пункты, в которых
создана производственная и социальная
инфраструктура для обеспечения социальных
стандартов проживающему в них населению
и жителям прилегающих территорий,
- Поселки,
деревни – нас. пункты, в которых создана
соответствующая производственная и социальная
инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам,
- Все остальные
нас. пункты (село, хутор и т.д.).
47. Президент РБ по представлению
совета министров РБ и с учетом мнения
местных советов депутатов:
- Образует
и упраздняет области и районы, устанавливает
и переносит их административные центры,
устанавливает и изменяет границы городов
города Минска, областей и районов,
- Присваивает
наименования областям, районам, городам
областного подчинения и их районам, а
также районам города Минска,
- Принимает
решения по спорам между областными советами
депутатов, связанные с вопросами административно-территориального
устройства.,
- Относит нас.
пункты к категории городов областного
подчинения, устанавливает и изменяет
их границы, образует, изменяет и упраздняет
районы в городах, устанавливает и изменяет
их границы,
- Относит города
областного подчинения к категории городов
районного подчинения,
- Принимает
решения о передаче поселков городского
типа и сельских нас. пунктов в административное
подчинение городских советов депутатов,
исполнительных и распорядительных органов
города Минска и городов областного подчинения,
а также об изменении их административного
подчинения,
- Объединяет
с учетом мнения населения и с согласия
местных советов депутатов одноименные
АТЕ, имеющие общий административный центр,
в одну.
Совет Министров
РБ:
- Представляет
президента РБ предложения по вопросам
административно-территориального устройства
для принятия соответствующих решений,
- Устанавливает
порядок учета и регистрации АТЕ и ТЕ РБ,
- Осуществляет
контроль за учетом и регистрацией АТЕ
и ТЕ,
- Определяет
порядок наименования и переименования
организаций, ж/д станций, аэропортов и
др. объектов, расположенных на территории
РБ.
- Дает согласие
районным советам депутатов на преобразование
в агрогородки иных сельских нас. пунктов,
- Создает Топонимическую
комиссию при совете министров РБ, утверждает
положение о ней и организует ее работу.
Областные советы
депутатов с учетом мнения соответствующих
нижестоящих советов депутатов:
- Вносят в
совет министров предложения об установлении
и изменении границ области, образовании
и упразднении районов в области, установлении
и изменении их границ, установлении и
перенесении их административных центров,
отнесении нас. пунктов к категории городов
областного подчинения , образовании и
упразднении и изменении их границ, передаче
поселков городского типа и сельских населенных
пунктов в административное подчинение
городских советов депутатов и т.д.,
- По согласованию
с советом министров относят нас. пункты
к категории городов районного подчинения,
- Относят населенные
пункты к категории поселков городского
типа,
- Устанавливают
и изменяют границы городов районного
подчинения и поселков городского типа,
решают вопросы о передаче поселков городского
типа и сельских нас. пунктов в административное
подчинение городских советов депутатов,
исполнительных и распорядительных органов
городов районного подчинения,
- Образуют,
упраздняют и преобразуют сельсоветы,
устанавливают и изменяют их границы,
присваивают наименования городам районного
подчинения, поселкам городского типа,
сельсоветам.
Районные советы
депутатов:
- Вносят в
областные советы депутатов предложения
об установлении и изменении границ районов,
городов областного подчинения, поселков
городского типа и сельсоветов, отнесении
нас. пунктов к категории городов районного
подчинения, поселков городского типа,
о наименовании городов районного подчинении,
поселков городского типа, сельсоветов
и т.д.
- Относят нас.
пункты к категории сельских нас. пунктов,
- Упраздняют
и преобразуют сельские нас. пункты, присваивают
им наименования, устанавливают и изменяют
их границы,
- Устанавливают
и переносят административно-территориальные
центры сельсоветов.
Городские советы
депутатов:
- Вносят в
областные советы депутатов предложения
об отнесении нас. пунктов к категории
городов областного подчинения,
- Вносят в
областные советы депутатов, а Минский
городской совет депутатов – в совет министров
РБ предложения об установлении и изменении
границ города, образовании и упразднении
районов в городах, установлении и изменении
их границ и т.д.
Поселковые и
сельские советы депутатов вносят в
районные советы депутатов предложения
об отнесении нес. Пунктов к категориям
городов районного подчинения, поселков
городского типа и сельских нас. пунктов,
о наименовании сельсоветов, сельских
нас. пунктов, установлении и изменении
их границ, установлении и переносе административных
центров сельсоветов.
48. Избирательная
система в широком смысле слова – это
весь механизм формирования выборных
органов, включая организацию и проведение
выборов, а также определение результатов
голосования и соответствующее распределение
депутатских мандатов.
Избирательная
система в узком смысле слова
– это способ распределения мандатов
между кандидатами в зависимости
от итогов голосования.
Существует 2 основные
разновидности избирательных систем:
- мажоритарная
(избранным считается кандидат, получивший
установленное большинство голосов избирателей)
- пропорциональная
(распределение депутатских мест между
партиями в соответствии с числом голосов
избирателей, поданных за каждую партию).
49.
Избирательно право – это один из важнейших
институтов конституционного права, основной
задачей которого является обеспечение
демократической природы формирования
представительных органов власти.