Щпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 16:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 105.63 Кб (Скачать)
  • Социальная система – выражает национальное классовое состояние общего, его социальную структуру. В социальном государстве должна быть развита система образования, здравоохранения, жилищная политика, торговля, бытовое обслуживание и т.д.
  • Духовно-идеологическая система – включает в себя историко-культурное наследие, которое является достоянием белорусского народа, государственный язык, религиозные основы  и т.д.
 
 

19. Демократическое гос-во – гос-во, в котором каждому члену общества гарантируется участие в управлении делами общества и гос-ва, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Важнейшим признаком демократического гос-ва является народовластие. В соответствии с конституцией РБ единственным источником гос. власти и носителем суверенитета является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных конституцией. В зависимости от формы волеизъявления  народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная  демократия – осуществление власти народом через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Выборное представительство образуют избираемые народом гос. органы и органы местного представительства: президент РБ, национальное собрание РБ, местные советы депутатов.

Непосредственная  демократия – форма прямого осуществления  власти народом. К формам непосредственного  осуществления власти народом РБ можно отнести: выборы президента РБ, депутатов палаты представителей, местных советов депутатов, референдум, участие в республиканских и местных собраниях, народную законодательную инициативу и др. 
 

20. Правовое гос-во – гос-во, которое во всей своей организации и деятельности подчиняется праву и главной целью которого является обеспечение прав и свобод человека. К признакам правового гос-ва можно отнести следующие:

  • Признание прав и свобод человека
  • Верховенство права
  • Разделение властей.

Рассмотрим их подробнее:

  1. Признание прав и свобод человека:
  • Признание, соблюдение и защита всеобщих прав человека и гражданина, их высшей ценности и приоритета,
  • Обеспечение основ механизма гарантирования этих прав и свобод
  • Независимость суда как основной механизм гарантий прав и свобод
  1. Верховенство права
  • Конституционное установление обязанности гос-ва, его органов и должностных лиц действовать строго в рамках конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства
  • Обеспечение верховенства конституции по отношению к иным НПА
  • Признание приоритета общепризнанных принципов международного права по отношению к нормам национального законодательства
  1. Разделение властей
  • Разделение властей в общем виде означает разграничение законодательной, исполнительной и судебной ветвей единой гос. власти. Органическое разделение гос. власти на ветви, равные, относительно самостоятельные, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, которое и делает власть действительной  и единой.
 
 

21. Социальное гос-во – данная характеристика гос-ва означает, что гос-во служит обществу и отдельному человеку, стремиться минимизировать социальные различия. Именно социальное гос-во призвано создавать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное гос-во принимает на себя обязательства , которые защищают каждого человека от экономических последствий, связанных с возрастом, инвалидностью, сиротством, болезнью, несчастным случаем, беременностью, безработицей.

Признаки социального гос-ва:

  • Гос-во ответственно за существование общества,
  • В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом,
  • Это такое гос-во, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.
 
 

22. Унитарное гос-во – единое гос-во, которое имеет административно-территориальное деление. РБ является простым унитарным государством, поскольку не имеет в своем составе автономных образований. Для унитарного гос-ва характерно:

  • Единая конституция
  • Единая правовая система
  • Единая система высших органов гос. власти
  • Единая судебная система
  • Единое гражданство.
 
 

23.  Суверенитет гос-ва – это неотъемлемая часть каждого гос-ва, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет гос-ва – это свойство гос-ва самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и с другими государствами.

Виды суверенитета:

  • Государственный,
  • Народный – проявляется в том, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в обществе и государстве,
  • Национальный – проявляется в праве нации определять характер своего бытия, решать как внутренние вопросы, так и касающиеся отношений с другими нациями.
 
 

24.  Светское гос-во – это гос-во,  в котором церковь отделена от государства, не существует государственной религии и не одно из религиозных вероучений не признается обязательным. РБ – светское государство, поскольку устанавливается, что:

  • Религии и вероисповедания равны перед законом
  • Идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан
  • Гос-во не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо гос. функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций
  • Национальная система образования в РБ носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии

Взаимодействие  гос-ва и религиозных организаций  регулируется законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Религиозные организации  не участвуют в деятельности политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, и  не оказывают им финансовой и иной поддержки.

В местах богослужений не допускается использование гос. символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий  политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов гос. власти, должностных лиц и отдельных граждан.

Гос-во может  строить свои взаимоотношения с  религиозными объединениями путем  заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством  РБ.

В целях защиты свободы совести президентом  РБ образуется республиканский орган  гос. управления по делам религий, который  осуществляет контроль за исполнением законодательства РБ о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений гос-ва и религиозных организаций. 

25. Политическая система – это система взаимодействия государственных и общественных формирований по поводу осуществления политической власти. К субъектам политической системы относят:

  • Государство
  • Политические партии
  • Иные общественные объединения
  • Трудовые коллективы
  • СМИ и т.д.

Государство – это основной элемент политической системы общества, которое выполняет  свою роль по средствам функций: политическая, экономическая, социальная и идеологическая. 
 

26. Экономическая система – представляет собой совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующего в государстве. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Экономическая система характеризуется 3 элементами:

  • Право собственности
  • Труд
  • Финансово-кредитная система
 
 

27. Важную роль в политической системе страны играют политические партии.

Политической  партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели содействующее выявлению и  выражению политической воли граждан  и участвующее в выборах.

Политические  партии, союзы являются некоммерческими  организациями.

В качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане РБ, достигшие 18 лет и обладающие избирательным правом. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 членов от большинства областей РБ и города Минска.

В наименовании политической партии, ее организационных  структур, союза не допускается использование:

  • Слов «РБ», «Беларусь», «национальный» или «народный», если иное не определено президентом РБ,
  • Официальных названий иностранных государств либо ранее существовавших государств,
  • Имени гражданина – при отсутствии заявления такого гражданина о даче согласия на использование в названии политической партии, союза имени этого гражданина.

Не могут быть членами политических партий:

  • Судьи
  • Прокурорские  работники
  • Сотрудники ОВД
  • Сотрудники комитета гос. контроля РБ
  • Сотрудники органов безопасности
  • Военнослужащие

Политические  партии преследуют цели борьбы за власть или участия в ней. Они достигают  своих задач и целей посредством  разработки и пропаганды политических программ, обращений и заявлений, проведений съездов, участия в выборах  и др. 
 

28.   Конституция РБ гарантирует каждому право на свободу объединений.

Общественным  объединением является добровольное объединение  граждан, объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и  иных прав. Союзом (ассоциацией) общественных объединений является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации  их уставной деятельности, представления  и защиты общих законных интересов.

На территории РБ создаются и действуют общественные объединения:

  • Международные – их деятельность распространяется на территорию РБ и территорию одного или нескольких иностранных государств,
  • Республиканские – их деятельность распространяется на всю территорию РБ,
  • Местные – их деятельность распространяется на территорию одной или нескольких АТЕ РБ.

Общественные  объединения создаются по инициативе граждан, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет, могут создавать  молодежные и детские общественные объединения. Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие 16 лет. Вместе с тем, в случаях, предусмотренных уставом общественного  объединения, его членами могут  быть граждане, не достигшие 16 лет, при  условии, что они имеют соответствующее  письменное согласие своих законных представителей.

Молодежным признается общественное объединение граждан  в возрасте до 31 года, которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.

Детским признается общественное объединение граждан  в возрасте до 18 лет, которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.

Информация о работе Щпаргалка по "Конституционному праву"