11. Отличительные особенности
конституции БССР 1937 и 1978 гг.:
Дата
принятия:
19 февраля
1937 г. |
Дата принятия
14 апреля
1978 г. |
Принявший
конституцию орган:
Чрезвычайные
12-й съезд советов БССР |
Принявший конституцию
орган:
Верховный
совет БССР 9-го созыва (после всенародного
обсуждения) |
Структура
конституции:
- 11 глав
- 122 статьи |
Структура конституции:
- преамбула
- 10 разделов
- 19 глав
- 172 статьи |
Особенности
конституции |
Особенности конституции |
- Определила
БССР как социалистическое гос-во рабочих
и крестьян,
- Закрепляла
советы депутатов трудящихся в качестве
политической основы БССР и определяла,
что советы осуществляют власть рабочих
и крестьян,
- Закрепила
создание единой системы постоянно действующих
советов всех уровней и подчинение нижестоящих
советов вышестоящим в соответствии с
принципом «демократического централизма»,
- Закрепляла
социалистическую собственность и социалистическую
система хозяйства в качестве экономической
основы БССР,
- Предоставляла
землю колхозам в бесплатное и бессрочное
пользование,
- Подтверждала
добровольность вхождения БССР в СССР
и право свободного выхода из СССР,
- Подтвержден
статус 4-х гос. языков,
- Выделяла
основные права и обязанности граждан
в отдельную главу, расширяла их перечень,
- Впервые закреплен
принцип равноправия граждан,
- Впервые
закреплены принципы всеобщего, равного
и прямого избирательного права при тайном
голосовании по мажоритарной системе,
- Впервые
закреплено право граждан на труд, который,
однако, рассматривался как обязанность
трудоспособного гражданина,
- Закрепляла
в качестве обязанности граждан перед
гос-вом – соблюдение законов, защиту
отечества и гос. собственности,
- Закреплена
руководящая роль КПСС,
- Высшим органом
гос. власти и единственным законодательным
органом БССР определялся верховный совет,
- Устанавливала
систему высших гос. органов, порядок их
формирования и компетенцию,
- Закрепляла
выборность судей, их независимость и
подчинение только закону,
- Закрепляла
исчерпывающий перечень и компетенцию
республиканских и союзно-республиканских
органов исполнительной власти,
- Закреплены
понятия гос. и местный бюджет,
- Закреплено
новое административно-территориальное
устройство БССР,
- Установлена
система местных представительных органов
власти всех уровней, их правовой статус,
порядок формирования и компетенция,
- Закреплен
правовой статус исполнительных комитетов
всех уровней, порядок их формирования,
компетенция и организационная структура,
- Закреплен
правовой статус и формы деятельности
депутатов советов всех уровней,
- Закреплены
понятия депутатской неприкосновенности
и отчетности депутата перед избирателями,
- Объявляла
лиц, покушавшихся на общественную социалистическую
собственность, врагами народа,
- Устанавливала
новое описание гос. символов – герба
и флага, а также подтверждала статус г.
Минска как столицы БССР,
- Устанавливала
порядок изменения конституции.
|
- Впервые содержала
преамбулу, которая декларировала идеологическую
основу создания БССР и провозглашение
ее конституции,
- Определяла
БССР как социалистическое гос-во с ведущей
ролью рабочего класса и декларировала
построение в БССР общества развитого
социализма,
- Закрепляла,
что вся власть принадлежит народу, который
осуществляет ее через советы народных
депутатов,
- Закрепляла
статус КПСС в качестве руководящей и
направляющей силы советского общества,
- Впервые закрепляла
БССР как суверенное гос-во и ее статус
как субъекта внешнеполитической деятельности,
- Подтверждала
добровольность вхождения БССР в СССР
и выхода из СССР,
- Впервые вводили
понятие «референдум» для всенародного
обсуждения наиболее важных вопросов,
- Декларировала
широкое участие граждан в принятии гос.
решений на республиканском и местном
уровне,
- Закрепляла
социалистическую собственность на средства
производства в качестве основы экономической
системы БССР,
- Декларировала
существование социалистической собственности
в форме государственной, колхозно-кооперативной
и личной собственности, а также имущества
общественных организаций,
- Закрепляла
право на труд в соответствии с принципом
«от каждого – по способности, каждому
– по труду»,
- Допускала
индивидуальную трудовую деятельность,
но только на основе личного труда и в
интересах общества,
- Закрепляла
принцип равноправия граждан во всех сферах
жизни независимо от происхождения, социального
и имущественного положения, расовой и
национальной принадлежности, пола, образования,
языка отношения к религии, рода и характера
занятий, места жительства и др.,
- Закрепляла
и значительно расширяла комплекс личных,
политических, экономических, социальных
и культурных прав граждан,
- Закрепляла
систему социально-культурных гарантий
прав человека,
- Подтверждала
двойное гражданство БССР и СССР и предоставление
гражданам СССР на территории БССР прав
равных правам ее граждан,
- Подтверждала
право иностранцев на убежище и защиту
на территории БССР, а также комплекс их
личных и социально-культурных прав,
- Гарантировала
защиту гос-ва гражданам БССР за рубежом,
- Впервые
закрепляла право граждан на обжалование
неправомерных действий гос. органов и
их должностных лиц, право возмещения
ущерба со стороны гос-ва,
- Устанавливала
более широкий перечень обязанностей
граждан перед гос-вом и обществом.
- Подтверждала
принципы всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании,
- Устанавливала
систему высших гос. органов, их правовой
статус, порядок формирования и компетенцию,
- Закрепляла
новое административно-территориальное
деление и устройство БССР,
- Устанавливала
правовой статус местных представительных
и исполнительных органов власти, порядок
их формирования и компетенцию,
- Расширяла
правовой статус и формы деятельности
депутатов советов всех уровней,
- Закрепляла
основы разработки и исполнения гос. плана
социально-экономического развития гос.
бюджета,
- Подтверждала
выборность судей и независимость суда,
- Устанавливала
новое описание гос. символов – герба
и флага, устанавливала порядок утверждения
гос. гимна, а также подтверждала статус
г. Минска как столицы БССР,
- Закрепляла
верховенства конституции и определяла
порядок ее изменения.
|
Высшие
гос. органы:
- Верховный
совет
- Президиум
верховного совета
- Совет всенародных
комиссаров
- Верховный
суд
- Прокуратура
|
Высшие гос.
органы:
- Верховный
совет
- Президиум
верховного совета
- Совет министров
- Верховный
суд
- Арбитраж
- Прокуратура
|
12. Конституция РБ 1994 года
с изменениями и дополнениями, принятыми
на республиканском референдуме, вступает
в силу со дня ее опубликования, за исключением
ее отдельных положений, вступивших в
силу в сроки, установленные конституцией.
Одновременно прекращается действие закона
РБ «О порядке вступления в силу конституции
РБ»
В месячный
срок со дня вступления в силу настоящей
конституции верховный совет
РБ и президент РБ формируют палату
представителей из числа депутатов
верховного совета, избранных ко дню
назначения проведения даты республиканского
референдума 1996 года. При этом депутаты
верховного совета РБ сохраняют свои
полномочия в течение срока, предусмотренного
настоящей конституцией. Срок их полномочий
исчисляется со дня вступления в
силу настоящей конституции.
Если
в указанный срок состав палаты представителей
не будет сформирован вследствие
разногласий между президентом
и верховным советом, президент
распускает верховный совет и
назначает выборы в парламент.
Президент,
парламент, правительство в течение
2-х месяцев со дня вступления
в силу настоящей конституции
образуют и формируют указанные
в не органы в порядке, установленном
настоящей конституцией.
Структура
конституции: 9 разделов, 8 глав, 146 статей
- Разделы:
- Основы конституционного
строя
- Личность,
общество, государство
- Избирательная
система. Референдум
- Президент,
парламент, правительство, суд
- Местное управление
и самоуправление
- Прокуратура.
Комитет гос. контроля
- Финансово-кредитная
система РБ
- Действие
конституции РБ и порядок ее изменения
- Заключительные
и переходные положения
- Главы:
- Избирательная
система
- Референдум
- Президент
РБ
- Парламент
– национальное собрание
- Правительство
– совет министров РБ
- Суд
- Прокуратура
- Комитет гос.
контроля
13. Основными отличиями
конституции РБ в редакции 1996 г. от конституции
РБ в редакции от 15 марта 1994 г. являются
следующие:
- Закреплен
принцип верховенства права,
- Закреплено
2 гос. языка – русский и белорусский,
- Закреплено
право каждого на достойные уровень жизни,
- Изменен круг
субъектов, обладающих правом инициировать
проведение республиканских референдумов,
- Изменено
место и роль президента РБ в гос. механизме.
Расширена его компетенция,
- Образован
двухпалатный парламент – национальное
собрание РБ
- Закреплен
принцип косвенного избирательного права,
- Введено право
отзыва депутата,
- Изменен статус
правительства – совета министров РБ,
повышена его самостоятельность,
- Изменено
место конституционного суда РБ в системе
гос. органов власти, его конституционно-правовой
статус,
- Образован
комитет гос. контроля,
- Изменен порядок
внесения изменений и дополнений в конституцию
РБ.
14. Конституция РБ 1994 г.
с изменениями и дополнениями, принятыми
на республиканских референдумах 24 ноября
1996 г., 17 октября 2004 г., предусматривает
два способа ее изменения: Парламентом
и через референдум.
Инициатива
внесения изменений и дополнений
в конституцию РБ принадлежит
двум субъектам:
- Президенту
РБ
- Народу РБ
в количестве не менее 150 тыс. граждан РБ,
обладающих избирательным правом.
Первый
способ внесения изменений и дополнений
в конституцию РБ – парламентом.
Вопрос об изменении и дополнении
конституции рассматривается палатами
Парламента. Применяется правило
простого двойного вотума: закон об
изменении и дополнении в конституцию
может быть принят после 2 обсуждений
и одобрений парламентом с
промежутком не менее 3 месяцев. При
этом закон о внесении изменений
и дополнений в конституцию РБ
называется конституционным и считается
принятым, если за него проголосовало
не менее 2/3 от полного состава каждой
из палат парламента.
Парламент
не может вносить изменения и
дополнения в конституцию РБ:
- В период
чрезвычайного положения
- В последние
6 месяцев полномочий палаты представителей.
Второй
способ внесения изменений и дополнений
в конституцию РБ —через референдум.
Решение об изменении и дополнении конституции
РБ путем референдума считается принятым,
если за него проголосовало большинство
граждан, внесенных в списки для голосования.
15. Важность регулируемых
конституцией общественных отношений,
необходимость обеспечения ее верховенства
в системе правовых актов требует ее особой
правовой охраны. Под правовой охраной
(защитой) конституции понимают совокупность
способов и средств, с помощью которых
должно достигаться строгое соблюдение
режима конституционной законности, соответствие
конституции всех других правовых актов,
принимаемых гос. органами.
Во-первых,
конституция содержит ряд норм, направленных
на ее самозащиту
Во-вторых,
закрепляется ответственность должностных
лиц за нарушении конституции, возможны
репрессивные меры с целью пересечения
нарушений конституции
В-третьих,
ряд гос. органов стоят на страже защиты
конституционных положений:
- Президент
РБ как гарант конституции
- Национальное
собрание, его органы
- Прокуратура
- Министерство
юстиции.
В-четвертых,
в системе гос. органов РБ действует
специализированный орган, которому вменяется
в обязанности следить за соблюдением
конституционной законности – конституционный
суд РБ.
16. Официальное толкование
норм конституционного права дается уполномоченными
на это гос. органами. Оно формулирует
в специальных актах, которые формально
связывают исполнителей толкуемых норм.
Толкование – это деятельность, направленная
на установление точного содержания правового
акта для его правильного понимания и
реализации.
Конституция
РБ закрепляет полномочие парламента
давать толкование конституции, законов.
Таким образом, речь идет об аутентичном
толковании, т.е. о толковании органом,
принявшим акт или соответствующим
уполномоченным органом для уяснения
смысла нормы и при отсутствии
спора. Для принятия акта аутентичного
толкования конституции необходимо
квалифицированное большинство голосов
депутатов парламента – 2/3. Толкование
конституции дается парламентом в форме
конституционного закона.
Конституционный
суд РБ осуществляет казуальное толкование,
когда толкование конституции может быть
обусловлено необходимостью уяснения
смысла норм при рассмотрении какого-либо
дела. Толкование конституции конституционным
судом дается в форме решения.
17. Конституционно-правовая
ответственность – это самостоятельный
вид юридической ответственности, наступающий
за нарушение норм конституции и иных
источников конституционного права в
виде неблагоприятных последствий для
субъектов конституционного права посредством
применения к ним мер наказания, предусмотренных
в конституции и соответствующих нормативных
актах.
Отличительные
признаки конституционно-правовой ответственности:
- Основное
назначение конституционно-правовой ответственности
– защита конституции путем установления
системы реальных гарантий, препятствующих
концентрации властей в одной из ее ветвей
посредством установления мер наказания,
- Источником
конституционно-правовой ответственности
признается не только конституция, но
и другие нормативные акты, являющиеся
источниками конституционного права,
- Субъектами
конституционно-правовой ответственности
являются субъекты конституционно-правовых
отношений, чаще всего – особые властные
субъекты — органы и должностные лица,
которые осуществляют публичные функции,
- Основание
наступления конституционно-правовой
ответственности является нарушение норм
конституции, которые конкретизированы
в соответствующих нормативных актах.
Но не всякая ответственность за нарушение
конституции является конституционно-правовой
ответственностью,
- Санкции конституционно-правовой
ответственности закреплены в конституции
и иных источниках конституционного права.
К ним могут быть отнесены различные запреты
правового характера.
18. Конституционный строй
– это определенный способ организации
государства, закрепленный в конституции
данного государства.
Элементы
конституционного строя:
- Экономическая
система – представляет собой совокупность
экономических отношений, исторически
обусловленных характером собственности,
существующего в государстве. Право собственности
представляет собой возможность владения,
пользования и распоряжения конкретным
имуществом. Экономическая система характеризуется
3 элементами:
- Право собственности
- Труд
- Финансово-кредитная
система
- Политическая
система – это система взаимодействия
государственных и общественных формирований
по поводу осуществления политической
власти. К субъектам политической системы
относят:
- Государство
- Политические
партии
- Иные общественные
объединения
- Трудовые
коллективы
- СМИ и т.д.
Государство
– это основной элемент политической
системы общества, которое выполняет
свою роль по средствам функций: политическая,
экономическая, социальная и идеологическая.