Щпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 16:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 105.63 Кб (Скачать)
 
 

11. Отличительные особенности конституции БССР 1937 и 1978 гг.:

Дата  принятия:

19 февраля  1937 г.

Дата принятия

14 апреля 1978 г.

Принявший конституцию орган:

Чрезвычайные 12-й съезд советов БССР

Принявший конституцию  орган:

Верховный совет БССР 9-го созыва (после всенародного обсуждения)

Структура конституции:

- 11 глав

- 122 статьи

Структура конституции:

- преамбула

- 10 разделов

- 19 глав

- 172 статьи

Особенности конституции Особенности конституции
  1. Определила БССР как социалистическое гос-во рабочих и крестьян,
  2. Закрепляла советы депутатов трудящихся в качестве политической основы БССР и определяла, что советы осуществляют власть рабочих и крестьян,
  3. Закрепила создание единой системы постоянно действующих советов всех уровней и подчинение нижестоящих советов вышестоящим в соответствии с принципом «демократического централизма»,
  4. Закрепляла социалистическую собственность и социалистическую система хозяйства в качестве экономической основы БССР,
  5. Предоставляла землю колхозам в бесплатное и бессрочное пользование,
  6. Подтверждала добровольность вхождения БССР в СССР и право свободного выхода из СССР,
  7. Подтвержден статус 4-х гос. языков,
  8. Выделяла основные права и обязанности граждан в отдельную главу, расширяла их перечень,
  9. Впервые закреплен принцип равноправия граждан,
  10. Впервые закреплены принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе,
  11. Впервые закреплено право граждан на труд, который, однако, рассматривался как обязанность трудоспособного гражданина,
  12. Закрепляла в качестве обязанности граждан перед гос-вом – соблюдение законов, защиту отечества и гос. собственности,
  13. Закреплена руководящая роль КПСС,
  14. Высшим органом гос. власти и единственным законодательным органом БССР определялся верховный совет,
  15. Устанавливала систему высших гос. органов, порядок их формирования и компетенцию,
  16. Закрепляла выборность судей, их независимость и подчинение только закону,
  17. Закрепляла исчерпывающий перечень и компетенцию республиканских и союзно-республиканских органов исполнительной власти,
  18. Закреплены понятия гос. и местный бюджет,
  19. Закреплено новое административно-территориальное устройство БССР,
  20. Установлена система местных представительных органов власти всех уровней, их правовой статус, порядок формирования и компетенция,
  21. Закреплен правовой статус исполнительных комитетов всех уровней, порядок их формирования, компетенция и организационная структура,
  22. Закреплен правовой статус и формы деятельности депутатов советов всех уровней,
  23. Закреплены понятия депутатской неприкосновенности и отчетности депутата перед избирателями,
  24. Объявляла лиц, покушавшихся на общественную социалистическую собственность, врагами народа,
  25. Устанавливала новое описание гос. символов – герба и флага, а также подтверждала статус г. Минска как столицы БССР,
  26. Устанавливала порядок изменения конституции.
  1. Впервые содержала преамбулу, которая декларировала идеологическую основу создания БССР и провозглашение ее конституции,
  2. Определяла БССР как социалистическое гос-во с ведущей ролью рабочего класса и декларировала построение в БССР общества развитого социализма,
  3. Закрепляла, что вся власть принадлежит народу, который осуществляет ее через советы народных депутатов,
  4. Закрепляла статус КПСС в качестве руководящей и направляющей силы советского общества,
  5. Впервые закрепляла БССР как суверенное гос-во и ее статус как субъекта внешнеполитической деятельности,
  6. Подтверждала добровольность вхождения БССР в СССР и выхода из СССР,
  7. Впервые вводили понятие «референдум» для всенародного обсуждения наиболее важных вопросов,
  8. Декларировала широкое участие граждан в принятии гос. решений на республиканском и местном уровне,
  9. Закрепляла социалистическую собственность на средства производства в качестве основы экономической системы БССР,
  10. Декларировала существование социалистической собственности в форме государственной, колхозно-кооперативной и личной собственности, а также имущества общественных организаций,
  11. Закрепляла право на труд в соответствии с принципом «от каждого – по способности, каждому – по труду»,
  12. Допускала индивидуальную трудовую деятельность, но только на основе личного труда и в интересах общества,
  13. Закрепляла принцип равноправия граждан во всех сферах жизни независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др.,
  14. Закрепляла и значительно расширяла комплекс личных, политических, экономических, социальных и культурных прав граждан,
  15. Закрепляла систему социально-культурных гарантий прав человека,
  16. Подтверждала двойное гражданство БССР и СССР и предоставление гражданам СССР на территории БССР прав равных правам ее граждан,
  17. Подтверждала право иностранцев на убежище и защиту на территории БССР, а также комплекс их личных и социально-культурных прав,
  18. Гарантировала защиту гос-ва гражданам БССР за рубежом,
  19. Впервые закрепляла право граждан на обжалование неправомерных действий гос. органов и их должностных лиц, право возмещения ущерба со стороны гос-ва,
  20. Устанавливала более широкий перечень обязанностей граждан перед гос-вом и обществом.
  21. Подтверждала принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании,
  22. Устанавливала систему высших гос. органов, их правовой статус, порядок формирования и компетенцию,
  23. Закрепляла новое административно-территориальное деление и устройство БССР,
  24. Устанавливала правовой статус местных представительных и исполнительных органов власти, порядок их формирования и компетенцию,
  25. Расширяла правовой статус и формы деятельности депутатов советов всех уровней,
  26. Закрепляла основы разработки и исполнения гос. плана социально-экономического развития гос. бюджета,
  27. Подтверждала выборность судей и независимость суда,
  28. Устанавливала новое описание гос. символов – герба и флага, устанавливала порядок утверждения гос. гимна, а также подтверждала статус г. Минска как столицы БССР,
  29. Закрепляла верховенства конституции и определяла порядок ее изменения.
Высшие  гос. органы:
  • Верховный совет
  • Президиум верховного совета
  • Совет всенародных комиссаров
  • Верховный суд
  • Прокуратура  
Высшие гос. органы:
  • Верховный совет
  • Президиум верховного совета
  • Совет министров
  • Верховный суд
  • Арбитраж
  • Прокуратура
 
 

12. Конституция РБ 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме, вступает в силу со дня ее опубликования, за исключением ее отдельных положений, вступивших в силу в сроки, установленные конституцией. Одновременно прекращается действие закона РБ «О порядке вступления в силу конституции РБ»

В месячный срок со дня вступления в силу настоящей  конституции верховный совет  РБ и президент РБ формируют палату представителей из числа депутатов  верховного совета, избранных ко дню  назначения проведения даты республиканского референдума 1996 года. При этом депутаты верховного совета РБ сохраняют свои полномочия в течение срока, предусмотренного настоящей конституцией. Срок их полномочий исчисляется со дня вступления в  силу настоящей конституции.

Если  в указанный срок состав палаты представителей не будет сформирован вследствие разногласий между президентом  и верховным советом, президент  распускает верховный совет и  назначает выборы в парламент.

Президент, парламент, правительство в течение 2-х месяцев со дня вступления в силу настоящей конституции  образуют и формируют указанные  в не  органы в порядке, установленном настоящей конституцией.

Структура конституции: 9 разделов, 8 глав, 146 статей

  • Разделы:
  • Основы конституционного строя
  • Личность, общество, государство
  • Избирательная система. Референдум
  • Президент, парламент, правительство, суд
  • Местное управление и самоуправление
  • Прокуратура. Комитет гос. контроля
  • Финансово-кредитная система РБ
  • Действие конституции РБ и порядок ее изменения
  • Заключительные и переходные положения
  • Главы:
  • Избирательная система
  • Референдум
  • Президент РБ
  • Парламент – национальное собрание
  • Правительство – совет  министров РБ
  • Суд
  • Прокуратура
  • Комитет гос. контроля
 
 

13. Основными отличиями конституции РБ в редакции 1996 г. от конституции РБ в редакции от 15 марта 1994 г. являются следующие:

  • Закреплен принцип верховенства права,
  • Закреплено 2 гос. языка – русский и белорусский,
  • Закреплено право каждого на достойные уровень жизни,
  • Изменен круг субъектов, обладающих правом инициировать проведение республиканских референдумов,
  • Изменено место и роль президента РБ в гос. механизме. Расширена его компетенция,
  • Образован двухпалатный парламент – национальное собрание РБ
  • Закреплен принцип косвенного избирательного права,
  • Введено право отзыва депутата,
  • Изменен статус правительства – совета министров РБ, повышена его самостоятельность,
  • Изменено место конституционного суда РБ в системе гос. органов власти, его конституционно-правовой статус,
  • Образован комитет гос. контроля,
  • Изменен порядок внесения изменений и дополнений в конституцию РБ.
 
 

14. Конституция РБ 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г., предусматривает два способа ее изменения: Парламентом и через референдум.

Инициатива  внесения изменений и дополнений в конституцию РБ принадлежит  двум субъектам:

  • Президенту РБ
  • Народу РБ в количестве не менее 150 тыс. граждан РБ, обладающих избирательным правом.

Первый  способ внесения изменений и дополнений в конституцию РБ – парламентом. Вопрос об изменении и дополнении конституции рассматривается палатами Парламента. Применяется правило  простого двойного вотума: закон об изменении и дополнении в конституцию  может быть принят после 2 обсуждений и одобрений парламентом с  промежутком не менее 3 месяцев. При  этом закон о внесении изменений  и дополнений в конституцию РБ называется конституционным и считается  принятым, если за него проголосовало  не менее 2/3 от полного состава каждой из палат парламента.

Парламент не может вносить изменения и  дополнения в конституцию РБ:

  • В период чрезвычайного положения
  • В последние 6 месяцев полномочий палаты представителей.

Второй  способ внесения изменений и дополнений в конституцию РБ —через референдум. Решение об изменении и дополнении конституции РБ путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. 
 

15. Важность регулируемых конституцией общественных отношений, необходимость обеспечения ее верховенства в системе правовых актов требует ее особой правовой охраны. Под правовой охраной (защитой) конституции понимают совокупность способов и средств, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых гос. органами.

Во-первых, конституция содержит ряд норм, направленных на ее самозащиту

Во-вторых, закрепляется ответственность должностных  лиц за нарушении конституции, возможны репрессивные меры с целью пересечения нарушений конституции

В-третьих, ряд гос. органов стоят на страже защиты конституционных положений:

  • Президент РБ как гарант конституции
  • Национальное собрание, его органы
  • Прокуратура
  • Министерство юстиции.

В-четвертых, в системе гос. органов РБ действует  специализированный орган, которому вменяется  в обязанности следить за соблюдением  конституционной законности – конституционный  суд РБ. 
 

16. Официальное толкование норм конституционного права дается уполномоченными на это гос. органами. Оно формулирует в специальных актах, которые формально связывают исполнителей толкуемых норм. Толкование – это деятельность, направленная на установление точного содержания правового акта для его правильного понимания и реализации.

Конституция РБ закрепляет полномочие парламента давать толкование конституции, законов. Таким образом, речь идет об аутентичном  толковании, т.е. о толковании органом, принявшим акт или соответствующим  уполномоченным органом для уяснения смысла нормы и при отсутствии спора. Для принятия акта аутентичного толкования конституции необходимо квалифицированное большинство голосов депутатов парламента – 2/3. Толкование конституции дается парламентом в форме конституционного закона.

Конституционный суд РБ осуществляет казуальное толкование, когда толкование конституции может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм при рассмотрении какого-либо дела. Толкование конституции конституционным судом дается в форме решения. 
 

17. Конституционно-правовая ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности, наступающий за нарушение норм конституции и иных источников конституционного права в виде неблагоприятных последствий для субъектов конституционного права посредством применения к ним мер наказания, предусмотренных в конституции и соответствующих нормативных актах.

Отличительные признаки конституционно-правовой ответственности:

  • Основное назначение конституционно-правовой ответственности – защита конституции путем установления системы реальных гарантий, препятствующих концентрации властей в одной из ее ветвей посредством установления мер наказания,
  • Источником конституционно-правовой ответственности признается не только конституция, но и другие нормативные акты, являющиеся источниками конституционного права,
  • Субъектами конституционно-правовой ответственности являются субъекты конституционно-правовых отношений, чаще всего – особые властные субъекты — органы и должностные лица, которые осуществляют публичные функции,
  • Основание наступления конституционно-правовой ответственности является нарушение норм конституции, которые конкретизированы в соответствующих нормативных актах. Но не всякая ответственность за нарушение конституции является конституционно-правовой ответственностью,
  • Санкции конституционно-правовой ответственности закреплены в конституции и иных источниках конституционного права. К ним могут быть отнесены различные запреты правового характера.
 
 

18. Конституционный строй – это определенный способ организации государства, закрепленный в конституции данного государства.

Элементы  конституционного строя:

  • Экономическая система – представляет собой совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующего в государстве. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Экономическая система характеризуется 3 элементами:
  • Право собственности
  • Труд
  • Финансово-кредитная система
  • Политическая система – это система взаимодействия государственных и общественных формирований по поводу осуществления политической власти. К субъектам политической системы относят:
  • Государство
  • Политические партии
  • Иные общественные объединения
  • Трудовые коллективы
  • СМИ и т.д.

Государство – это основной элемент политической системы общества, которое выполняет  свою роль по средствам функций: политическая, экономическая, социальная и идеологическая.

Информация о работе Щпаргалка по "Конституционному праву"