Республика как форма правления в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование различных типов республик, соотношение властей в них, их сопоставление, а также выявление преимуществ и недостатков данной формы правления.
Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи:
1) дать определение республики, обозначить её характерные черты и структуру;
2) выявить взаимоотношение различных ветвей власти;
3) определить роль главы государства (президента) в системе разделения властей различных типах республик.

Оглавление

Введение С.3
Глава I. Республика как форма правления С.5
Глава II. Виды республик
2.1. Президентская республика и её характерные черты С.8
2.2. Парламентская республика и её характерные черты С.16
2.3. Смешанные республиканские формы правления С.22
2.4. Теократическая республика С.25
2.5. Социалистическая республика С.27
Глава III. Преимущества и недостатки республиканской формы правления С.30
Заключение С.34
Список использованных источников и литературы С.35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.62 Кб (Скачать)

 

 Государственный совет  является постоянно действующим  органом Национальной ассамблеи  народной власти, представляющим  ее между сессиями и осуществляющий ее решения.

 Государственный совет  отчитывается перед Национальной ассамблеей народной власти. Срок полномочий Государственного совета истекает сразу после завершения выборов новой Ассамблеи.

 

 Главой государства и правительства является председатель Государственного совета. Одновременно с этим он так же возглавляет Совет национальной обороны. Высшим исполнительным органом власти является Совет министров Республики Куба (правительство), члены которого представляются на утверждение Национальной ассамблеи председателем Государственного совета.

 Совет министров несет  ответственность и периодически  отчитывается об итогах своей деятельности перед Национальной ассамблеей; он вправе принимать декреты и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и контролировать их реализацию18.

 

 

 

 

Глава III. Преимущества и недостатки республиканской формы правления

В настоящей работе с соответствующих разделах были рассмотрены достоинства и недостатки различных типов республик.

Обобщая вышесказанное по отношению к собственно республиканской форме правления можно сказать следующее.

Несомненными достоинствами республиканской формы правления, по моему мнению, являются:

1) выборность власти, а, следовательно, её ответственность перед народом;

2) только в демократической  республике могут учитываться  интересы меньшинства и соблюдаться  права человека;

3) только в республике  возможно реальное разделение властей, что является необходимым условием настоящей демократии;

4) «эластичность» власти. При недовольстве и напряжении  в обществе власть вынуждена  считаться с народом, а иначе  сменяется. Это уменьшает напряжение  и позволяет ему консолидироваться  в тяжёлую минуту. Вспомним Первую  мировую войну. Демократии - Франция, Англия, США, находили выход в  уступках населению. Монархии же  – Германия, Австрия, Турция, Россия  этого не делали, что в результате привело к политическому кризису. Демократичное правление – наилучшее при высоком уровне политической активности, благосостояния, образованности и уровня жизни населения.

Недостатками республиканской формы правления является то, что:

1) республика может затруднять  принятие нужных, но непопулярных  решений;

2) если демократия ассоциируется  с поражением (Веймарская республика), тогда народу захочется твёрдой  руки, что может быть очень  опасно в плане возникновения  диктатуры19;

3) государство вечно балансирует  между охлократией и диктатурой. Но, говоря о слабости демократии, необходимо привести слова Алексиса  де Токвиля: «…нельзя сказать, что демократическая власть от природы лишена сил и возможностей. Напротив, она почти всегда гибнет от злоупотребления силой и неудачного использования возможностей. Анархию почти всегда вызывает её тирания или её неискусность, а не её бессилие»20;

4) диктатура личности  может смениться диктатурой большинства, что не лучше, если не хуже. Так, Токвиль описывая современную ему американскую демократию, пишет про его всевластие. «Тираническая власть большинства пока ещё слабо отражается на политической жизни общества, но её досадные последствия заметны в американском национальном характере»21;

5) никто не гарантирует, что выбор населения будет  верным. Исторически бесспорно, что  Гитлер пришёл к власти демократическим  путём – получив большинство  в рейхстаге;

6) ограничена возможность  принятия быстрых решений. Это является столь существенным недостатком, что даже в Конституции США предусмотрена возможность решения конгресса о наделении президента диктаторскими полномочиями в чрезвычайных ситуациях;

7) даже современные демократии  не сумели избавиться от плутократии (власти богатства).

Следует также выделить преимущества и недостатки некоторых конкретных типов республик:

 

К достоинствам президентской республики относят её стабильность и эффективность вследствие того что Президент, обладая обширными полномочиями может эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами для осуществления поставленных задач, однако именно в этом и кроется главный недостаток президентской республики: существует опасность чрезмерной концентрации власти в руках одного человека, что может привести к установлению авторитарного режима или превращению президентской республики в суперпрезидентскую. Суперпрезидентская республика является одной из форм авторитаризма и характеризуется формальным разделением властей, однако на самом деле власть сосредоточена в руках президента и подчиненных ему органов. Примерами Суперпрезидентской республики можно назвать Перу и Аргентину.

В сравнении с президентской республикой, парламентская республика считается более демократичной, вследствие того что правительство формируется не единоличным лицом а коллегиальным органом – парламентом. Это позволяет избежать сосредоточения власти в одних руках. Серьезным недостатком парламентской республики является её нестабильность, ввиду того что правительство действует пока располагает доверием парламентского большинства, приход к власти оппозиции ведет к ротации парламента и правительства. Парламентский способ избрания президента ограничивает его легитимность, поскольку в его избрании народ принимает участие лишь отчасти: народ избирает депутатов, которые избирают президента, что означает, что президентом может быть избран человек, который нравится парламенту, но может не нравиться населению. Также исполнительная власть фактически является продолжением законодательной, что означает, что почти вся власть находится в руках парламента, а точнее парламентского большинства.

 

Смешанная республика дает возможность преодолеть недостатки парламентской и президентской республики: монополизацию и авторитаризацию политической власти в президентской и политическую нестабильность парламентской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возникновение республиканских форм правления является закономерным процессом, обусловленным разнообразием традиций и культур разных стран, особенностями менталитетов народов. Помимо основных типов республик в результате соединения элементов различных форм правления возникают новые, эффективные формы правления, позволяющие наиболее рационально использовать достоинства этих форм и учитывающие исторические особенности развития конкретной страны.

Не возникает сомнения, что республика наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагается, что полномочия всех ветвей государственной власти и ее органов основываются на мандате народа на правление в его интересах. Выборность и ограниченность полномочий должностных лиц гарантирует легитимность и демократичность. За свою деятельность должностные лица выборных органов государственной власти отчитываются перед народом и несут ответственность перед своими избирателями (конституционная, уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная). Используются также такие специфические формы ответственности, которые применимы только к выборным органам власти, в частности, досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента (импичмент). История показывает, что для управления государством жизненно важно разделение властей и наличие системы взаимных сдержек и противовесов, так как эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа.

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Монографии

  1. Алексис де Токвиль, Демократия в Америке, М., Прогресс, 1992.

ISBN: 9785777700629

  1. Галкин А.А. Федеративная Республика Германия: Экономическое и политическое положение. Гос. изд-во полит. лит-ры,2007.
  1. Еллинек Г. Общее учение о государстве. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

ISBN: 5942013101

  1. Орлов А. Г. «Президентские республики в Латинской Америке», Ибероамериканский центр МГИМО, М., 1995.
  2. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.
  3. Christian T. Currie D. Basic Law for the Federal Republic of Germany". Deutscher Bundestag. Btg-bestellservice.  2010.
  4. Steven S. Smith, Jason M. Roberts, Ryan J. Vander Wielen. The American Congress: Political Science. Cambridge University Press, 2011.  

ISBN: 9781139505666

  1. Storer, C. A short history of the Weimar Republic. I.B.Tauris, 2013

ISBN: 9781780761763

Научные статьи


  1. Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. Под ред. М.: из-во, 2001. С. 189—193
  2. Зазнаев О.И. Атипичные президентские и полупрезидентские системы //  Ученые записки Казанского Университета. 2005. № 1 C 54-69                                  ISSN: 1815-6126
  3. Пушкарев С.В. Нетипичные формы республик с парламентской формой правления // Евразийский юридический журнал.2011.№43 С.68-71

ISSN: 2073-4506

  1. Шуваев О.В. Институт прекращения полномочий Президента // Конституционное и муниципальное право -2001-№1 С.10-12.
  2. Чиркин В.Е. Нетипичные формы в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 112 - 113.

 

Нормативно-правовые источники

 

  1. Tim M. U.S. Constitution: Lorenz Educational Press, 2001. – 116 p.

ISBN: 9780787704551

 

Электронные ресурсы

  1. http://constitutions.ru/archives/8717 - Конституция Кубы
  2. http://constitutions.ru/archives/8756 - Конституция Ирана
  3. http://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru – Основной закон (Конституция) Германии

 

 

 

1 Г. Еллинек. Общее учение о государстве. С.682-683

2 Там же.

3 Еллинек Г. Общее учение о государстве. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2004. С.673-678

4 Steven S. Smith, Jason M. Roberts, Ryan J. Vander Wielen. The American Congress: Political Science. Cambridge University Press, 2011. P.78-81  

5 Статья 4 Конституции США

6 Статья 1 раздел 8 Конституции США

7 Шуваев О.В. Институт прекращения полномочий Президента //Конституционное и муниципальное право -2001-№1 ст.10-12.

8 Зазнаев О.И. Атипичные президентские и полупрезидентские системы //  Ученые записки Казанского Университета. 2005. № 1 C 54-60                                 

9 Орлов А. Г. «Президентские республики в Латинской Америке», Ибероамериканский центр МГИМО, М., 1995, с. 11

10 Пушкарев С.В. Нетипичные формы республик с парламентской формой правления // Евразийский юридический журнал.2011.№43 С.68-71

11 Основной закон (Конституция) Германии

12 Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.

13 Галкин А.А. Федеративная Республика Германия: Экономическое и политическое положение. Гос. изд-во полит. лит-ры,2007. C.56-60

14 Christian T. Currie D. Basic Law for the Federal Republic of Germany". Deutscher Bundestag. Btg-bestellservice.  2010. P.25-27

15 Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. Под ред. М.: из-во, 2001. С. 189—193

 

16 Чиркин В.Е. Нетипичные формы в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. С. 112 - 113.

17 Конституция Ирана ст. 1-11

18 Конституция Кубы  часть 1, 7 и 8

19 Storer, C. A short history of the Weimar Republic. P. 173-177

20 Алексис де Токвиль, Демократия в Америке,

21 Там же.


Информация о работе Республика как форма правления в современном мире