Республика как форма правления в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование различных типов республик, соотношение властей в них, их сопоставление, а также выявление преимуществ и недостатков данной формы правления.
Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи:
1) дать определение республики, обозначить её характерные черты и структуру;
2) выявить взаимоотношение различных ветвей власти;
3) определить роль главы государства (президента) в системе разделения властей различных типах республик.

Оглавление

Введение С.3
Глава I. Республика как форма правления С.5
Глава II. Виды республик
2.1. Президентская республика и её характерные черты С.8
2.2. Парламентская республика и её характерные черты С.16
2.3. Смешанные республиканские формы правления С.22
2.4. Теократическая республика С.25
2.5. Социалистическая республика С.27
Глава III. Преимущества и недостатки республиканской формы правления С.30
Заключение С.34
Список использованных источников и литературы С.35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.62 Кб (Скачать)

Что касается существования принципа разделения властей в Федеративной Республике Германия, то ссылаясь на часть 2 статьи 20 Основного Закона Федеративной Республики Германия (нем. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland), К. Хессе объявляет принцип разделения властей "одним из определяющих принципов конституционного строя", поскольку он устанавливает, что государственная власть, исходящая от народа, осуществляется им посредством специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия. Содержание и значение этого принципа он видит "в различиях функций законодательства, управления и правосудия, в наделении этими функциями разных органов, в запрете осуществления функций, принадлежащих другому органу власти (разделение властей), и во взаимном контроле и ограничении власти (сбалансирование власти)". Это служит, по мнению К. Хессе, средством сдерживания власти государства, служащим защите прав личности.

Достоинствами парламентской республики, по мнению Морозова Л.А., является то, что парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках.

При этом основным недостатком парламентарной республики он считает возможность при многопартийной системе частых правительственных кризисов. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х г., правительство менялось почти ежегодно.

Легитимность президента гораздо уже, поскольку в избрании президента не участвует население страны. Исполнительная власть фактически является продолжением законодательной, что означает, что почти вся власть находится в руках парламента, а точнее парламентского большинства. Вследствие того, что правительство формируется из числа политического большинства, смена этого большинства влечет за собой полную ротацию, как в парламенте, так и правительстве

На сегодняшний день парламентскими республиками также являются: Италия, Турция, Греция, Израиль, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия.

 

 

3.3.Смешанные республиканские  формы правления

Смешанная республика (также иногда называемая полупрезидентской) представляет собой форму правления, сочетающую в себе некоторые составные элементы президентской и парламентской республик. Смешанная республика возникла вследствие попытки нейтрализовать негативные тенденции к авторитаризации в президентской республике и политическую нестабильность парламентской республике. Более половины государств образовавшихся после распада СССР могут быть отнесены именно к смешанной республике. Некоторые ученые рассматривают смешанную республику не как самостоятельную форму правления, а как переходную к чисто парламентской или чисто президентской республике15.

Президент в смешанной республике избирается внепарламентским путем в ходе прямых выборов без участия парламента. Глава государства обладает обширными полномочиями: он является главой вооруженных сил, назначает премьер-министра, одобряет кандидатуры на посты министров. Зачастую президент не входит ни в одну из ветвей власти, а находится над ними, обеспечивает их нормальное функционирование.

Президент формирует правительство из кандидатов, победивших в выборах в парламент. Вследствие того что президент не является главой исполнительной власти, как в президентской республике, существует пост премьер-министра, который обычно является главой правительства. Правительство несет ответственность и перед президентом, и перед нижней палатой парламента. Система сдержек и противовесов проявляется в праве парламента вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом, с одной стороны и правом президента распустить парламент и назначить внеочередные выборы, с другой.

Парламент – законодательный орган республики, который может быть распущен президентом. В случае если в новом составе парламента большинство получит партия президента, то сохранится дуалистическая исполнительная власть, при которой политику правительства в основном осуществляет президент при относительно незначительной роли премьер-министра. Если же на выборах победит оппозиция тогда президент будет вынужден принять отставку правительства, а формирование нового правительства будет осуществляться в основном парламентом.

Таким образом, смешанной республике свойственны черты как парламентской и президентской республик, так и некоторые уникальные черты. Для смешанной республики характерно отсутствие прямой юридической  связи между президентом  и правительством. Примером может служить Российская Федерация, где президент формально не относится ни к одной из ветвей власти, а осуществляет их согласованное функционирование.

В Российской Федерации главой государства является Президент, а законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Российской Федерации присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Это выражается в том, что Государственная Дума, во-первых, дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности. А к ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента РФ от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент РФ может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ.

Примером смешанной республики также является Франция, где присутствует сильная власть президента, который назначает премьер-министра и формирует правительство по предложению премьер-министра без участия парламента.

Президент может распустить Нижнюю палату парламента (Национальное собрание), а также  существенно расширить свои полномочия путем введения чрезвычайного положения (так называемые скрытые полномочия президента) для которого ему необходимо проконсультироваться с премьер-министром, председателями палат и Конституционным советом. Консультация фактические имеет цель дать понять конституционным публичным органам власти, что у них имеется ограниченная возможность выполнить поставленные им задачи или Президент возьмет ситуацию в свои руки.

Правительство – кабинет министров, возглавляемый премьер-министром, в соответствии с Конституцией Франции определяет и проводит политику Нации и имеет в своем распоряжении администрацию и вооруженные силы. Правительство формируется президентом по представлению премьер-министром кандидатур министров, которые президент может одобрить или отвергнуть, при этом правительство должно располагать доверием парламента, перед которым правительство несет ответственность. Национальное собрание может выразить недоверие правительству путем принятия резолюции порицания, что влечет за собой отставку правительства.

Премьер-министр руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов и несет ответственность за национальную оборону. Часть своих полномочий премьер-министр вправе делегировать министрам. Также премьер-министр является заместителем президента, в случаях, когда он не имеет возможности исполнять свои обязанности.

Парламент Франции представлен Сенатом Франции (Верхней палатой) и Национальным собранием Франции (Нижней палатой).

Парламент осуществляет законотворчество и контролирует деятельность Правительства. Парламент разрешает объявление войны. Если длительность военного вмешательства превышает 4 месяца, то требуется разрешение Парламента на продление.

Достоинством смешанной республики является наличие у данной формы возможности преодолеть недостатки парламентской и президентской республик: монополизацию и авторитаризацию политической власти в президентской и нестабильность парламентской.

Смешанными республиками также являются: Польша, Португалия, Болгария, Российская Федерация.

 

3.4. Теократическая  республика 

Характерной чертой теократической республики является сочетание светской и духовной власти в руках выборного главы государства, при этом по способу выбора главы государства теократическая республика близка к парламентской республике. Примером такой формы правления является Исламская Республика Иран.

Главой Исламской Республики Иран является Высший руководитель, который избирается пожизненно особым Советом экспертов, состоящим из 86 представителей исламского духовенства. Он подотчетен Совету экспертов и может быть расформирован в любое время. В функции Высшего руководителя входит определение общей политики страны. В обязанности главы республики входит определение генеральной линии в политике Исламской Республики Иран и контроль за правильностью ее претворения в жизнь, командование вооруженными силами, объявление войны и заключение мира. Высший руководитель также назначает руководителя полиции, председателей судов, и командующих всеми родами войск, а также половину членов особого органа - Совета стражей конституции, остальных членов которого назначает меджлис16.

Вторым по значимости должностным лицом в Иране является президент, который является гарантом соблюдения конституции и одновременно главой исполнительной власти. Решения по ключевым вопросам принимаются только после их  одобрения Высшим руководителем. Президент назначает членов Совета министров и координирует работу правительства. Президент избирается прямым всенародным голосованием сроком на 4 года и не может занимать эту должность более чем два срока подряд. Кандидаты в президенты должны быть предварительно одобрены Советом стражей конституции.

Президент отвечает перед Меджлисом за деятельность правительства. Меджлис может выразить вотум недоверия Кабинету министров или любому из министров. В этом случае Кабинет или соответствующий министр должны уйти в отставку. Президент может отправить в отставку любого члена правительства или Кабинет в целом. Если состав правительства изменился наполовину и более, Кабинет министров обязан получить новый вотум доверия от Меджлиса.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту - Собранию исламского совета, состоящему из 290 депутатов, избираемых всенародным голосованием сроком на 4 года. В обязанности парламента входит разработка законопроектов, ратификация международных договоров и составление бюджета страны. Все кандидаты в депутаты Меджлиса также утверждаются Советом стражей17.

Судебная система Исламской Республики Иран состоит из Народного суда, занимающегося гражданскими и уголовными делами, и Революционного суда, в компетенцию которого входят особые преступления, в том числе против государства.

Таким образом, государственная власть в Исламской Республике Иран осуществляется независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властями, находящимися под контролем политического и духовного руководителя (лидера) страны. Конечно, нельзя не отметить, что по Конституции Исламской Республики Иран и принятому в 1981 году закону, в стране запрещена деятельность политических партий и неисламских организаций, а сама эта специфическая разновидность республиканской формы правления очень далека от принципов демократического устройства государства, и реального разделения властей.

 

3.5. Социалистическая республика

Социалистическая республика - это особая республиканская форма правления, которая возникла в ряде стран результате социалистической революции и согласно марксистской теории должна была стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. Среди особенностей социалистической республиканской формой правления можно выделить следующее:

- основу аппарата государственной  власти составляют представительные  органы, образованные из высших  и местных органов государственной  власти, занимающие ведущие положения  в обществе;

- создание необходимых  условий для обеспечения руководящей  роли рабочего класса и его  партии в общественной и государственной  жизни;

- отрицание идеи разделения  властей.

Различают три разновидности, так называемой социалистической республиканской формы правления: Парижская коммуна, Советская республика и Народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата.

Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет государственной власти управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных духовных благ в масштабе всей страны.

 

Республика Куба является одной из немногих социалистических республик сохранившихся в современном мире.

Принятая в июле 1992 г. Конституция Кубы подтверждая цель построения социалистического общества, в качестве идейно-политической основы государства и общества выдвигает принципы независимости, суверенитета и самобытности вместе с этим сохраняется абсолютный контроль правящей Коммунистической партии Кубы над обществом.

Политический и идеологический плюрализм полностью отсутствует, свободы слова, печати, собраний, гражданских прав закреплены пусть и несколько ограниченном виде.

 Высшим органом государственной  власти является Национальная  ассамблея народной власти, которую избирают всеобщим прямым тайным голосованием сроком на 5 лет, наделенная полномочиями в сфере законодательства и исключительной учредительной властью. Ассамблея имеет право вносить поправки в конституцию, принимать национальные планы экономического развития, а также вносить поправки в действующие законы  и отменять их. 

 Из числа своих депутатов  она избирает, представляющий Ассамблею  в перерыве между сессиями, орган - Государственный совет, а также назначает членов Совета министров - высшего исполнительного и административного органа.

Информация о работе Республика как форма правления в современном мире