Республика как форма правления в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование различных типов республик, соотношение властей в них, их сопоставление, а также выявление преимуществ и недостатков данной формы правления.
Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи:
1) дать определение республики, обозначить её характерные черты и структуру;
2) выявить взаимоотношение различных ветвей власти;
3) определить роль главы государства (президента) в системе разделения властей различных типах республик.

Оглавление

Введение С.3
Глава I. Республика как форма правления С.5
Глава II. Виды республик
2.1. Президентская республика и её характерные черты С.8
2.2. Парламентская республика и её характерные черты С.16
2.3. Смешанные республиканские формы правления С.22
2.4. Теократическая республика С.25
2.5. Социалистическая республика С.27
Глава III. Преимущества и недостатки республиканской формы правления С.30
Заключение С.34
Список использованных источников и литературы С.35

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.62 Кб (Скачать)

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.

В Конституции Соединенных Штатов Америки установлено, что “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”5.

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит двухпалатному Конгрессу, который состоит из Сената (верхней палаты) и Палаты представителей (нижней палаты). В состав Палаты представителей входят 435 депутатов, в Сенат - 100 депутатов. Конгресс избирается на основе прямых, равных и тайных выборов. 435 депутатов Палаты представителей избираются сроком на 2 года по одномандатным округам. Сенат считается средством выражения интересов населения отдельных штатов. Конгресс является важным элементом системы сдержек и противовесов занимающимся важнейшими вопросами государственного управления и финансово-бюджетной сферы.

Конгресс формирует вооруженные силы, объявляет войну, устанавливает налоги и сборы, а также решает множество других задач. Кроме того, в Конституции Соединенных Штатов Америки указано, что Конгресс имеет право издавать законы, позволяющие ему расширить свои полномочия6. Полномочия палат Конгресса различаются: например, только Сенат может ратифицировать международные договоры.

Исполнительную власть в стране осуществляет Президент, в чьем подчинении находятся: министры, главы ведомств, вооруженные силы (армия, флот). Президент формирует правительство и кабинет министров, который является совещательным органом, советам которого президент не обязан следовать.

Президент избирается косвенным путем (коллегией выборщиков) на 4 года, при этом одно и тоже лицо может быть избрано президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом), в отличие от Российской Федерации, где одно и тоже лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент также осуществляет руководство внешней политикой, ему принадлежит право заключать международные договоры, при одобрении не менее двух третей членов Сената (кроме международных договоров в форме исполнительных соглашений, которые не требуют одобрения Сената), а также с согласия Сената назначать послов и консулов. Совокупность данных полномочия позволяет утверждать, что Президент является главным дипломатом страны.

Президент имеет право по собственной инициативе использовать Национальную гвардию на территории всей страны, в случае если, по его мнению, на данной территории совершаются действия, которые делают невозможным исполнение федеральных законов.

Президент принимает активное участие в законодательном процессе, не обладая при этом правом законодательной инициативы. Однако по сложившейся традиции Президент обладает опосредованным правом законодательной инициативы. Он может разработать проект билля и передать его членам Конгресса от своей партии, чтобы они внесли его на рассмотрение в соответствующую палату. Помимо этого Президент может предложить свои законодательные идеи Конгрессу в рамках ежегодных посланий о состоянии Союза (так называемое Послание Нации).

Все одобренные Конгрессом законы (билли) отсылаются Президенту на подпись, Президент должен в течение 10 дней или подписать билль или воспользоваться своим правом суспензивного вето и возвратить законопроект в Конгресс со своими замечаниями на доработку. Конгресс может преодолеть отлагательное вето, повторно приняв законопроект в обеих палатах большинством не менее двух третей голосов. Президент также издает подзаконные акты, некоторые из которых по своей юридической силе приравниваются к законам принятым Конгрессом.

Несмотря на значительные полномочия Президента, сохранение демократического режима гарантируется возможностью отстранения Президента от должности посредством импичмента.

В соответствии с разделом 4 статьи 2 Конституции Соединенных Штатов Америки президент, вице-президент и все гражданские должностные лица отстраняются от должности, если в порядке импичмента они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках (в данном случае речь идет о любых проступках президента, подрывающих авторитет правительства и доверие к нему).

Для проведения процедуры импичмента в Соединенных Штатах Америки необходимо чтобы Палата представителей выдвинула обвинение против Президента. После этого Сенат проводит разбирательство и голосование. Для отречения от должности достаточно двух третей голосов депутатов. В Соединенных Штатах Америки данная процедура проводилась лишь дважды и оба раза Президента признавали невиновным в предъявленных обвинениях7.

Из сказанного выше следует, что Президент и Конгресс взаимно защищены друг от друга. Президент обладает правом вето, но не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Таким образом, в американской политической системе работает принцип компромисса исполнительной и законодательной ветвей власти. Обе ветви имеют рычаги влияния друг на друга и поэтому стремятся находить взаимовыгодные решения.

Верховный Суд является основным органом судебной власти Соединенных Штатов Америки. Он состоит из 9 судей (один из которых является председателем) и рассматривает особо важные дела, в число которых входят иски, выдвигаемые против штатов и правительства, а также определяет соответствие принимаемых законов Конституции, причем, как известно, данным правом он наделил себя сам своим известным решением Marbury v. Madison (1803). Верховный Суд обладает значительными правами: он может блокировать любые законы и указы Президента. Члены Верховного Суда назначаются Президентом с одобрения Сената пожизненно и могут досрочно прекратить полномочия лишь в результате добровольной отставки или импичмента за совершённые преступления.

Президентская республика является одной из наиболее распространенных форм правления также в странах Латинской Америки. Президентское правление установлено в Бразилии, Венесуэле, Гаити, Гватемала, Гондурасе, Доминиканской Республике, Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Парагвае, Сальвадоре и Эквадоре. Как известно, основой для большинства латиноамериканских конституций послужила Конституция Соединенных Штатов Америки. Однако политические реалии этих стран настолько несхожи, что выполняются эти конституции по-разному. Это относится в первую очередь к статусу президента.

Если в Соединенных Штатах удается поддерживать баланс между законодательной, исполнительной и судебной властью, то в Латинской Америке заметно преобладание исполнительной власти, возглавляемой президентом, что приводит к формированию так называемых суперпрезидентских республик с режимом личной власти главы государства (например, Венесуэла, где помимо большого срока президентских полномочий (6 лет), президент может избираться на этот пост неограниченное количество раз). Законодательная власть в этих странах очень слаба, и президент имеет достаточно средств для оказания давления на нее.

В качестве несомненных достоинств президентской республики отмечают ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. Президент избирается на фиксированный срок и на тот же срок формируется правительство. Оно не может быть уволено в отставку парламентом, в том числе по причинам изменения соотношения политических сил.

Однако президентская республика таит в себе опасность президентского авторитаризма, т.е. установления личной власти президента.

В случае если президент получает слишком много власти, то республика трансформируется в суперпрезидентскую. Суперпрезидентская или монистическая республика характеризуется формальным разделением властей, на деле же власть президента ничем не ограничена8. Отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к установлению авторитарного режима или трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение. В истории такие случаи возникали неоднократно. Так, в свое время несменяемым провозгласил себя президент Индонезии Хаджи Мухаммед Сухарто, а на Филиппинах – президент Фердинанд Маркос, в Центральноафриканской Республике пожизненный президент Жан - Бедель Бокасса, который впоследствии объявил себя императором9.

 

3.2. Парламентская  республика и ее характерные  черты

Парламентская республика это одна из разновидностей современных форм правления, характеризующаяся главенствующим положением парламента по отношению к другим ветвям власти.

В парламентской республике парламент формирует правительство парламентским путем, из депутатов принадлежащим к партиям, которые располагают большинством  в парламенте. Формально президент назначает правительство, но делает это на основе решения парламента о формировании кабинета из числа представителей партии занимающей большинство мест в парламенте. Глава правительства (в разных странах он может называться премьер - министром, канцлером, председателем совета министров) формирует и возглавляет правительство, осуществляющее исполнительную власть в стране. Вся исполнительная власть в парламентской республике находится у правительства.

Одной из основополагающих черт парламентской республики является то, что правительство несет ответственность перед парламентом и осуществляет свою деятельность до тех пор, пока располагает его доверием. В случае утраты доверия правительству парламент вправе вынести вотум недоверия. Вотум недоверия влечет за собой или отставку правительства или роспуск парламента и проведение досрочных выборов в парламент. Одна из основных задач парламента состоит в том, что он осуществляет законодательную деятельность и осуществляет контроль над исполнительной властью. Большинство законопроектов, рассматриваемых парламентом, исходит от правительства. Парламент обладает обширными полномочиями: от разработки и принятия государственного бюджета до решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики (в том числе и обороны страны)10.

Процедура избрания президента отличается в разных странах. Обычно президент избирается напрямую парламентом, или через специальную коллегию, которую тоже образует парламент. К примеру, в Федеративной Республике Германия президент избирается особой избирательной коллегией, в которую входят члены Бундестага, и лица избираемые Лансдтагами. В Австрии президент избирается на основе всеобщего избирательного права.

Глава государства обладает определенными полномочиями: издает декреты, обнародует законы, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами.

Характерным примером парламентской республики, в которой подразумевается главенствующее положение парламента в системе разделения властей, является Федеративная Республика Германия. В Федеративной Республике Германия главой государства является федеральный президент, исполняющий преимущественно представительские функции (он представляет республику на международной арене). К полномочиям президента относятся: подписание и оглашение федеральных законов, назначение и отстранение федеральных министров (по представлению канцлера) и представление парламенту кандидата на должность федерального канцлера. В данных случаях президент лишь подписывает указы, но не имеет значимого влияния. Кроме того он имеет право объявить амнистию заключенным11.

Реальная власть в Федеративной Республике Германия находится в руках Канцлера, который назначается бундестагом по предложению федерального президента сроком на 4 года и может быть смещен с должности досрочно только путем вынесения вотума недоверия. Фактически, именно канцлер является главой исполнительной власти, так как он формирует и возглавляет Правительство, а также ставит вопрос об отстранении министров. В компетенцию Канцлера входит представление президенту кандидатов на должность федеральных министров и предложение об их отстранении. Также Канцлер определяет количество министров и их сферу деятельности12.

В структуру Федерального Правительства республики входит Федеральный канцлер и Федеральные министры. Правительство находится в прямой зависимости от парламента и несет перед ним юридическую ответственность, парламент может вынести вотум недоверия Канцлеру, что в итоге приведет к отставке, как Канцлера, так и Правительства. В функции Правительства входит: претворение в жизнь законов, принятых парламентом, контроль над деятельностью органов управления, планирование курса политического развития страны, а также руководство государственными делами13.

Несмотря на то, что Правительство осуществляет исполнительную власть, оно обладает правом законодательной инициативы, а Парламент вправе делегировать ему часть своих законодательных полномочий. Правительство, как и Канцлер, избирается сроком на 4 года. Полномочия Правительства могут быть досрочно прекращены в случае если: Федеральный Канцлер ушел в отставку, умер, если Канцлеру был вынесен вотум недоверия, а также, в случае если будет утвержден новый Парламент.

Законодательная власть в Германии представлена Бундестагом, однопалатным органом народного представительства (парламентом) и государственным законодательным органом – Бундесратом.

К числу важнейших функций Бундестага относятся: принятие законов, выборы Канцлера. Парламентский контроль за деятельностью правительства осуществляют различные комитеты, входящие в структуру Бундестага, такие как Оборонный комитет, Комитет иностранных дел, Комитет по делам Европейского Союза и Петиционный комитет14.

В своей книге "Основы конституционного права ФРГ" К. Хессе указывает: "Основной Закон учреждает бундестаг как организационный центр политической жизни Федеративной Республики, непосредственно указанный путем свободных и равных выборов, как особый орган, которому доверено принятие решений по коренным вопросам жизни общества и который должен на деле использовать критику и выбор решения".

Бундесрат состоит из членов земельных правительств, осуществляющих представительство федеральных земель. Иногда Бундесрат ошибочно называют верхней палатой парламента, что неверно, так как парламент в Германии однопалатный. Может одобрять или отклонять федеральные законы, формирует собственные комиссии и дает согласие Федеральному Президенту на назначение кандидата на должность Генерального прокурора. 

Информация о работе Республика как форма правления в современном мире