Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:03, курсовая работа
Целью данной работы является исследование различных типов республик, соотношение властей в них, их сопоставление, а также выявление преимуществ и недостатков данной формы правления.
Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи:
1) дать определение республики, обозначить её характерные черты и структуру;
2) выявить взаимоотношение различных ветвей власти;
3) определить роль главы государства (президента) в системе разделения властей различных типах республик.
Введение С.3
Глава I. Республика как форма правления С.5
Глава II. Виды республик
2.1. Президентская республика и её характерные черты С.8
2.2. Парламентская республика и её характерные черты С.16
2.3. Смешанные республиканские формы правления С.22
2.4. Теократическая республика С.25
2.5. Социалистическая республика С.27
Глава III. Преимущества и недостатки республиканской формы правления С.30
Заключение С.34
Список использованных источников и литературы С.35
Содержание
Введение С.3
Глава I. Республика как форма правления С.5
Глава II. Виды республик
2.1. Президентская республика и её характерные черты С.8
2.2. Парламентская республика и её характерные черты С.16
2.3. Смешанные республиканские формы правления С.22
2.4. Теократическая республика С.25
2.5. Социалистическая республика С.27
Глава III. Преимущества
и недостатки республиканской формы правления
Заключение С.34
Список использованных источников и литературы С.35
Введение
Важную роль в теории государства и права занимает понятие формы государственного правления.
В общем виде под формой правления обычно понимают систему формирования и взаимоотношений главы государства с высшими органами исполнительной и законодательной власти. Изучение же формы правления позволяет дать ответы на вопросы как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Нельзя так же не отметить, что тема данной курсовой работы «Республика как форма правления в современном мире» интересна для исследования еще и тем, что российское государство сейчас также имеет республиканскую форму правления, которая закреплена в пункте 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Если вспомнить историю, то изначально Россия сформировалась как монархия, в которой главой государства пожизненно являлся монарх, получающий власть в порядке наследования. При этом началом монархической династии дома Романовых явились выборы царя. Однако в результате отречения последнего российского императора Николая II от престола 28 февраля 1917 года и последовавших за этим социальных революций монархическая форма правления в нашей стране оказалась невозможной. В итоге Россия превратилась в республику, неоднократно менявшую в ходе исторического развития свою сущность, представляющую собой сегодня республику смешанного (или полупрезидентского) типа, к каковым также относится большое количество государств мира.
Целью данной работы является исследование различных типов республик, соотношение властей в них, их сопоставление, а также выявление преимуществ и недостатков данной формы правления.
Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи:
1) дать определение республики,
обозначить её характерные
2) выявить взаимоотношение различных ветвей власти;
3) определить роль главы государства (президента) в системе разделения властей различных типах республик.
Данная работа состоит из введения, трех глав, их подпунктов, заключения и списка использованных источников.
В Главе I дается определение республик, приводится краткая характеристика её характерных черт.
В Главе II говорится о различных типах республик, их сходствах и уникальных чертах.
В Главе III говорится о преимуществах и недостатках республиканской формы правления.
В Заключении суммируются факты, полученные в ходе исследований, и подводится итог данной работы,
Глава I. Республика как форма правления
В каждом государстве выбор формы правления стал результатом конкретной расстановки социально-политических сил и результатами борьбы между ними, а также историческими и культурными особенностями отдельных стран.
Под формой правления подразумевается организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер и принципы взаимоотношений между собой и с населением страны, а также степень участия последнего в их формировании.
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.
При монархической форме правления вся верховная власть находится в руках монарха (короля, шаха, царя императора, султана, правителя и т.д.) - единоличного главы государства и передается по наследству.
Исторически монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе и в настоящее время продолжает существовать в ряде государств чаще всего в измененном, а не в классическом варианте, когда у монарха нет реальной власти.
В отличие от монархии, при республиканской форме правления полномочия высших органов государственной власти осуществляют представительные выборные органы. Высшие органы государственной власти республики избираются народом путем всенародного голосования, при этом они могут быть как коллегиальные, так и единоличные, но и те и другие избираются на определенный срок.
Нельзя не отметить, что в настоящее время в мире встречаются государства, форма правления в которых сочетает черты смешанных форм - монархии и республики. Например, Малайзия представляет собой выборную федеративную конституционную монархию, в которой каждые пять лет из числа 9 монархов выбирается Верховный правитель (король), который выполняет, главным образом, представительские функции. Основные же функции государственного управления выполняют парламент и кабинет министров.
Истории известны несколько основных разновидностей (типов) республиканской формы правления, которые начали зарождаться еще в условиях рабовладения.
Демократическая республика существовала в Афинском государстве (V-IV в.в. до н.э.), в котором эффективно функционировали коллегиальные органы государственной власти, имеющие строго определенные полномочия (Народное собрание, Совет пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государства1.
Аристократическими республиками были Спарта (V-IV в.в. до н.э.) и Римское государство (V-II в.в. до н.э.), которые отстаивали интересы аристократической части населения2.
В феодальную эпоху республиканская форма правления существовала в городах - республиках в разных странах (Флоренция, Генуя, Венеция), в России (Великий Новгород, Псков). В эпоху капитализма возникают новые формы республик, не известные прежним историческим эпохам.
Интенсивно республики в их современном виде стали возникать в эпоху капитализма, после буржуазных революций в результате свержения монархических режимов (например, во Франции с принятием Конституции 1875 года, в России после Февральской революции 1917 года). Вместе с тем, существуют государства, в которых данная форма правления была изначально (Швейцария, Сан-Марино).
Классическими общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного
или коллегиального главы
- выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
- глава государства и
другие верховные органы
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- юридическая или политическая
ответственность высших
- обязательность решений
верховной государственной
- преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства3.
Глава II .Виды республик.
Наиболее часто встречающая в научной литературе классификация основных типов республик выделяет президентские, парламентские и смешанные республики.
Однако в современном мире наблюдаются самые различные сочетания элементов парламентарной и президентской республик, и такие черты, которых нет ни у одной из этих форм, и это уже не просто смешанные республики, а своеобразные, специфические разновидности республик с присущими только им чертами: теократические, суперпрезидентские и монократические (социалистические и правления политической организации), правления коллегиального органа, обычно образуемого военным руководством, джамахирия, квазипарламентские.
В данной работе будут рассмотрены основные типы республик, а также некоторые нетипичные республики, существующие в современном мире.
2.1. Президентская республика и ее характерные черты
Президентская республика является такой разновидностью формы правления, при которой глава государства (президент), избираемый внепарламентским путем (всенародным голосованием), либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства, либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу (премьер-министра). Парламент дает только согласие на его назначение, при этом он не вправе отправить в отставку ни правительство в целом, ни отдельных его членов. Парламент и правительство являются независимыми друг от друга, так как правительство политически не отвечает перед парламентом.
Глава государства в президентской республике обладает гораздо более широкими полномочиями, чем обладает президент в парламентской республике.
Президентская республика как форма правления характеризуется тем, что ее главой является избираемый народом глава государства (президент), либо совмещающий одновременно полномочия главы государства и главы правительства, либо непосредственно участвующий в формировании состава правительства и назначающий его главу (премьер-министра, председателя правительства).
Полномочия парламента ограничиваются дачей согласия на их назначение, при этом парламент не вправе распустить ни правительство в целом, ни отправить в отставку отдельных его членов. Парламент и правительство являются независимыми друг от друга, так как правительство политически не отвечает перед парламентом.
Преимуществом данной формы правления является возможность обеспечения большей степени политической стабильности государства, чем у парламентской республики, так как президент (правительство) избирается на определенный срок, установленный конституцией. Также в президентских республиках с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культуры сильная исполнительная власть гармонично взаимодействует с другими ветвями власти: законодательной и судебной. И этот механизм сдержек и противовесов позволяет нормально функционировать властным структурам и предотвращать или сводить до минимума возможности злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках. Наиболее полно этот принцип распределения функций среди трех независимых ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, реализовал себя в Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года, которая была основана на концепции разделения властей Д. Локка и Ш. Монтескье, конкретизированной творцами американской конституции А. Гамильтоном, Т. Джефферсоном и Д. Мэдисоном.
Глава государства в президентской республике (президент) избирается на определенный срок внепарламентским методом – либо путем прямых выборов гражданами государства (Российская Федерация, Бразилия), либо косвенными выборами (посредством выборщиков) (Соединенные Штаты Америки, Аргентина). Президентом может стать гражданин данного государства, достигший определенного возраста и обладающий гражданскими и политическими правами. Например, согласно статье 2 раздела 1 Конституции Соединенных Штатов Америки, стать Президентом Соединенных Штатов Америки может только гражданин Соединенных Штатов Америки по рождению (либо тот, кто состоял гражданином Соединенных Штатов Америки при утверждении Конституции), старше 35 лет и проживающий в стране не менее 14 лет.
Президент наделяется и другими важными полномочиями, гораздо более широкими, чем в парламентской республике: право роспуска парламента (в случаях, предусмотренных конституцией страны), является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко председательствует на заседаниях правительства, назначает членов высшего судебного органа (в Соединенных Штатах Америки - Верховного Суда) и т.д.
Пост премьер-министра в президентской республике, как правило, отсутствует, поскольку президент является непосредственным главой исполнительной власти. Как глава исполнительной власти президент не несет ответственности перед парламентом за проводимую им политику. Обычно правительства как коллегиального органа не существует, каждый министр подчинен президенту напрямую. Члены правительства назначаются на должность президентом (в Соединенных Штатах Америки для этого необходимо согласие Сената – верхней палаты парламента). Правительство несет ответственность перед президентом. В случае если правительство не выполняет свои обязанности, президент может отправить его в отставку (как в полном составе, так и отдельных его членов).
Как указывалось выше, в президентской республике существует сложная система сдержек и противовесов, взаимных независимости и неответственности друг перед другом, где одна ветвь власти призвана уравновешивать другую. Например, Президент может смещать членов правительства (министров) и назначенных им лиц без участия парламента. Судьи, как высшие должностные лица, назначаются Президентом с согласия верхней палаты парламента и входят в число лиц, которые президент может единолично отстранить. Парламент может отстранить Президента, правительство и судей путем импичмента, но только если с их стороны были допущены серьезные правонарушения, такие как: обвинение в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках (в данном случае речь идет о любых проступках Президента, подрывающих авторитет правительства и доверие к нему). Президент в свою очередь обладает правом на суспензивное (отлагательное) вето, налагаемое на законы принимаемые парламентом. Впрочем, вето можно преодолеть квалифицированным большинством депутатов обеих палат4.
Информация о работе Республика как форма правления в современном мире