Специфика современной формы правления Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:44, реферат

Краткое описание

Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования.
Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 16.38 Кб (Скачать)

Специфика современной формы  правления Франции

Франция

Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего  и прямого голосования.

Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним  второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать  только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся  в более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.

Время голосования устанавливается  решением правительства. Избрание нового президента происходит не менее чем  за двадцать и не позднее чем за тридцать пять дней до истечения срока  полномочий президента, состоящего в  должности.

В случае вакантности поста  президента республики по какой бы то ни было причине или при наличии  препятствий к исполнению президентом  своих обязанностей, установленных  конституционным советом, который  запрошен об этом правительством и  который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем сената, а если у него в свою очередь  имеются препятствия, - то правительством.

В случае вакантности и  если препятствие объявлено конституционным  советом окончательным, голосование  по выборам нового президента происходит - кроме случая непреодолимой силы - не менее чем через двадцать и не позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления об окончательном  характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания  выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении  быть кандидатом по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия, то конституционный совет может  принять решение о переносе выборов.

Если до первого тура выборов  один из кандидатов скончался или  у него возникли препятствия, то конституционный  совет принимает решение о  переносе выборов.

В случае смерти или возникновения  препятствий у одного из двух кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном  положении в первом туре до возможного снятия кандидатур, конституционный  совет объявляет о новом проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает и в  случае смерти или возникновения  препятствий у одного из двух кандидатов, оставшихся для участия во втором туре.

 

Правительство.

Правительство Франции -  коллегиальный орган, состоящий  из премьер-министра и министров. В  соответствии с конституцией различаются: Совет министров - собрание министров  под председательством Президента республики, и кабинет министров - собрание министров под председательством  премьер-министра. Именно Совет министров  осуществляет полномочия, принадлежащие  по конституции правительству.

Правительство назначается  следующим образом: Президент республики подбирает кандидатуру и назначает  премьер-министра. Премьер-министр  подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных сил в нижней палате парламента.

 

Парламент.

Парламент состоит из двух палат: нижней - Национального собрания и верхней - Сената. Пассивное избирательное  право предоставляется для избрания в Национальное собрание в 23 года, в  Сенат - с 35 лет. На всех выборах существует избирательный залог. При выборах  депутатов он составляет 1 тыс. франков  с кандидата, сенаторов - 200 франков. По официальной версии, внесение залога объясняется необходимостью покрыть  избирательную кампанию хотя бы частично и в некоторой мере воспрепятствовать  выдвижению лиц, выдвигающих свою кандидатуру  не с целью избрания, а с другими  целями.

Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания нужно  получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если через неделю никто не получил  такого большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются  кандидаты, набравшие в первом как  минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное  большинство голосов. В условиях существующей многопартийности в первом туре замещается незначительная часть  мест. Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись, выдвигают  одного кандидата, как правило, снимая остальных.

Верхняя палата - Сенат - формируется  по-иному. По мысли учредителей Пятой  республики особые условия образования  Сената должны создавать ему иное политическое “лицо”, чем у Национального  собрания. Эта палата формируется, в  основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.

Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и  проводятся по двум системам. Пропорциональная применяется в департаментах, избирающих 5 и более членов палаты. Таких  департаментов 13, а число сенаторов  от них - 69. В остальных департаментах  применяется двухтуровая мажоритарная система. Установление различных систем имеет политическую цель. Пропорциональное представительство от крупных индустриальных департаментов позволяет населению, не связанному с рабочим классом, быть представленным в коллегии выборщиков и затем претендовать на места  в Сенате. Мажоритарная система в  других департаментах не обеспечивает должного представительства городского населения, находящегося там в меньшинстве.

Специфика современной формы  государственного устройства Франции

Франция является одним  из наиболее значимых, системо-образующих государств Европейского Союза. Экономика Франции входит в число наиболее развитых экономик стран ЕС, отставая только лишь от таких экономических монстров старой Европы как Германия и Великобритания. Одной из наиболее востребованных отраслей экономики Франции является туристическая отрасль, что во многом обусловлено значительным туристическим потенциалом страны, наличием условия для развития практически всех видов туризма, а также хорошо развитой туристической инфраструктурой.

 

По своему государственному устройству Франция является суверенной унитарной демократической республикой. Как и в большинстве других стран с подобной формой государственного устройства, во Франции основным государственным документом является Конституция. Действующая на данный момент в республике Конституция была принята еще 4 октября 1958 года. Ее основная цель – регламентировать функционирование органов государственной власти Французской Республики. В частности, именно Конституцией определена республиканская президентско-парламентская форма государственного правления (Раздел 2 Конституции). Согласно такой форме государственного устройства во Франции республику возглавляет Глава государства или Президент, избираемый сроком на 5 лет.

Текущее управление государством осуществляет Правительство, главой которого является Премьер Министр. Поддержку  Премьеру в вопросах текущего управления государством оказывает Совет Министров, назначаемый Президентом страны, согласованно с Премьер Министром. Органом Законодательной власти во Франции является двухпалатный парламент  – выборный орган, члены которого избираются при помощи всенародного голосования. Контроль за соблюдением  Законов Франции осуществляется Конституционным советом, в состав которого входят 9 членов. Его основная задача   -  контроль конституционности законов.

Система государственного устройства Франции, определяемая Конституцией страны, претерпела некоторые изменения, связанные  с общими переменами в социально-политической жизни как Франции в частности, так и Европы в целом. В частности, к основным изменениям в государственном  устройстве Франции следует отнести  проведение выборов Президента страны на основании прямого всеобщего  голосования (с 1962 года), сокращение срока президентского правления (в 2000 году) и проведение реформы об изменении государственного устройства и равномерном распределении власти (в 2008 году).


Информация о работе Специфика современной формы правления Франции