Республиканская форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей. «Разделение властей», теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Мoнтeскьe. Она связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих стран.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Форма правления: понятия и виды………………………………………..5
2.Особености Республиканской формы правления, виды республик….13
3.Характеристика Республиканской формы правления в Российской Федерации…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Республиканская форма правления Р.docx

— 63.89 Кб (Скачать)

Введение

Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В мире примерно три четверти государств избрали также в качестве формы правления республику, являющуюся на сегодняшний день самой демократичной формой управления государством и обществом. По этой причине ее исследование представляет не только ретроспективный, но и перспективный интерес.

Классификация государств производится по различным критериям, одним из которых является форма правления. Актуальность темы очевидна, т.к. научное исследование различных аспектов формы правления имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением этого служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблонов и стереотипов. В связи с изложенным избранная тема актуальна и требует дальнейшей разработки.

Данная работа посвящена  республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей.

«Разделение властей», теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Мoнтeскьe.1 Она

связана со школой естественного  права и сыграла прогрессивную  роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих стран.

Данный принцип является основой демократии, гарантией соблюдения прав человека и гражданина.

Понятие формы правления  относится к важнейшим его  характеристикам. Оно 

____________________

1Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Хрестоматия: пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов / Мухаев Р.Т. – М.: ПРИОР, 2000 – с. 86-91

 

позволяет установить, как  устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной  власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий и какими методами осуществляется государственная власть в стране.

В работе будет рассмотрена  такая форма правления как  республика и различные её виды в  соответствии с разными критериями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Форма правления:  понятия и виды.

Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной  власти, в особенности высших и  центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования  этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношение с населением, степень  участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим  элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.1

Существенные черты той  или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера  тех производственных отношений, которые  сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных  свойств с рабовладельческой  монархией, нежели с республикой  периода капитализма, так как  и республика, и монархия при рабовладельческом  строе – лишь различные формы  проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты  достижения единых задач и целей.

Однако экономический  строй общества, определяя всю  надстройку в целом, характеризует  форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его  сущность и содержание.

Среди факторов, обуславливающих  специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение  классовых сил, социальное представительство  лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение  в порядке организации и структуре  всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства  известное влияние оказывают  также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились  в результате исторического развития страны (примером могут послужить  монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности  её географического положения.

При анализе формы государств, следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи

____________________

1Теория государства и права: учеб. пособие / Е.И. Темнова [и др.]; под общ. ред. Е.И. Темновой. – М.: КНОРУС, 2007 –с. 290

 

происходит известная  адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые страны в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового  строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Таким образом, форма правления  раскрывает способ организации верховной  государственной власти, порядок  образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия наследования в их формировании.

Под формой правления мы понимаем систему формирования и  взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной  и исполнительной власти. Форма правления  исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества. Форма правления имеет  основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования  организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная  теоретическая категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться  в смысле той или иной системы  органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

Форму правления не следует  путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают  форму государства.

В различных периодах истории  форма правления имела различный  смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом  замещается должность главы государства  – в порядке наследования или  путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному  обществу, сопровождавшегося ослаблением  власти монархов, появлением и укреплением  народного правительства, формы  правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства  в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно  уравновешиваются их полномочия, –  словом, как устроено разделение властей.

Таким образом, формы правления  различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое  одновременно является символом государства, или же она осуществляется при  помощи различных демократических  институтов (представленные органы власти, референдумы, и т.д.). В связи с  этим все государства по форме  правления делятся на монархии и  республики.

Форма государственного правления  дает возможность уяснить:

  • как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
  • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.1

При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства, характеризующая в большей степени взаимоотношения по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

Таким образом, форма правления  – комплексный конституционно-правовой институт; организация власти, характеризуемая  ее формальным источником; структура  и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок  взаимоотношений между ними. Главным, определяющим признаком формы правления  является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный – в монархическом  государстве). Для современных государств характерны две формы правления: республика и монархия.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие, единодержавие) – форма правления, при которой высшая государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной и передается по наследству. Монархия -  наиболее древняя форма правления.2

Как форма правления, идеология  и умонастроение монархия впервые  возникла на Востоке. Полнота власти монархов в разных странах была различной. Так, в Египте, Древнем Вавилоне, Китае она и формально и  фактически являлась неограниченной. В Древней Индии царь не обладал всей полнотой законодательной власти. В то же время во всех странах Востока подчеркивалось божественное происхождение власти монарха. В современном мире более сорока государств имеют монархическую форму правления, что является либо данью исторической традиции (характерно для западных монархий), либо

__________________

1Диаконов В.В. Теория государства и права: учеб. пособие / Диаконов В.В. , 2004 // allpravo.ru

2Пьянов Н.А. Теория государства и права. В 2ч. Ч.1: учеб. пособие / Н.А Пьянов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. - с.83

 

результатом сохранения в  обществе пережитков феодализма (монархические  государства Ближнего Востока).

Как форма правления монархия характеризуется следующими признаками:

во-первых, высшая государственная  власть в монархии полностью или  частично сосредоточена в руках, как правило, единоличного главы  государства – монарха;

во-вторых, монарх является несменяемым главой государства  и осуществляет государственную  власть пожизненно. Лишь чрезвычайные обстоятельства могут прервать власть монарха;

в-третьих, монарх, как правило, не избирается, а получает власть по наследству;

в-четвертых, монарх обладает официальным титулом (император, король, царь, султан, шах и т.д.);

в-пятых монарх обладает определенными привилегиями: правом на двор, цивильный лист (денежную сумму, ежегодно выделяемую из государственного бюджета на содержание монарха), регалии (символы монаршей власти – корона, скипетр, держава, мантия, трон и др.);

в-шестых, монарх осуществляет государственную власть по своему усмотрению, независимо от воли населения страны;

в-седьмых, монархическая  форма правления характеризуется  политической и юридической безответственностью  монарха, т.е. монарх не несет за результаты своего правления ни политической, ни юридической ответственности.

Все монархии принято подразделять на абсолютные (или неограниченные) и ограниченные. В абсолютной монархии государственная власть полностью и безраздельно принадлежит монарху и не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Монарх обладает самыми широкими полномочиями и в законодательной, и в исполнительной, и в судебной сферах. Разделение властей отсутствует. Каких-либо выборных органов в абсолютной монархии, как правило, тоже нет. Это, однако, не исключает существование всякого рода совещательных учреждений, которые обычно назначаются самим монархом. Многие ключевые посты в государстве чаще всего занимают родственники монарха.

По мнению многих государствоведов, в современном мире абсолютных монархий в чистом виде уже не встречаются, но полуабсолютные монархии еще существуют (например, в Саудовской Аравии).

В ограниченной монархии в  отличие от абсолютной власть монарха  всегда ограничена властью какого-либо представительного органа, обладающего  определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. К ограниченным относятся сословно-представительная и конституционная монархии.

Информация о работе Республиканская форма правления