Республиканская форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей. «Разделение властей», теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Мoнтeскьe. Она связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих стран.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Форма правления: понятия и виды………………………………………..5
2.Особености Республиканской формы правления, виды республик….13
3.Характеристика Республиканской формы правления в Российской Федерации…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Республиканская форма правления Р.docx

— 63.89 Кб (Скачать)

Сословно-представительная монархия, существовавшая при феодализме, характеризуется тем, что власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномочиями сословно-представительным органом  – собранием представителей различных  сословий (духовенства, дворянства, верхушки третьего сословия), созыв и объем  полномочий, которого полностью зависели от воли монарха.

Конституционна монархия, возникшая в эпоху буржуазных революций, характеризуется уже  тем, что власть монарха на основе конституции или актов, имеющих  конституционное значение, ограничивается законодательной властью парламента, являющегося органом народного  представительства. Правда степень  ограничения власти монарха и  организация самой верховной  власти не во всех конституционных  монархиях одинаковы. В этой связи  их принято подразделять на дуалистические и парламентарные (парламентские).

В дуалистической монархии (от лат. dualis - двойственный) верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть и который может осуществлять её либо непосредственно, либо через назначаемое им правительство.

Парламентарная монархия в отличие от дуалистической является более прогрессивной формой правления. Большинство современных монархий (Великобритания, Бельгия, Испания, Нидерланды, Швеция, Япония и др.) имеют именно эту форму правления. Здесь уже нет дуализма между законодательной и исполнительной властью, по сколько правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента, а монарх вынужден назначать главой правительства либо лидера политической партии, получившей большинство мест в парламенте, либо лидера коалиции партий, располагающей таким большинством. Вследствие этого правительство за свою деятельность несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет ему в доверии, правительство должно уйти в отставку или должно быть уволено в отставку монархом. Правда, у правительства имеется право предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы.1

__________________

1Пьянов Н.А. Теория государства и права. В 2ч. Ч.1: учеб. пособие / Н.А Пьянов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. с.83-87

 

В отличие от монархии, при  республиканской форме правления  единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение  термина «республика» связано с  народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа». В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами. Известны республики президентские, парламентские и смешанные.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________

1Теория государства и права: учебное пособие / Е.И. Темнова [и др.]; под общ. ред. Е.И. Темновой. – М.: КНОРУС, 2007 –с. 293

 

2. Особенности республиканской  формы правления, виды республик. 

Республика – форма  правления, в соответствии с которой  высшая власть в государстве принадлежит  выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое  правосудие, муниципальное самоуправление.

Республика — форма  правления, при которой главой государства  является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан  этого государства, обладание полными  гражданскими и политическими правами и другие), его власть считается производной от избирателей или представительного органа.1

Общими признаками республиканской  формы правления являются:

• существование единоличного и коллегиального главы государства;

• выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной  власти;

• осуществление государственной  власти не по своему велению, а по поручению  народа;

• юридическая ответственность  главы государства в случаях, предусмотренных законом;

• обязательность решений  верховной государственной власти.

Существование единоличного главы государства выражается в  наличии поста президента, а коллегиальность  проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе  организации власти реализуется  система сдержек и противовесов, которая является основой правового  государства.

Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти на определённый срок выражается в том, что данные органы выбираются прямым всенародным голосованием и осуществляют свои полномочия в течение определённого срока, установленного Конституцией.

Сейчас многие правоведы  поднимают вопрос о том, что, в  частности, в России наблюдается  перекос этого принципа со стороны  судебной ветви власти, выражающегося  в том, что судьи практически  никому не подконтрольны. В Государственной  думе РФ уже не раз поднимался вопрос о пересмотре статуса судей. Возможно, целесообразно ввести в 

__________________

1Малько А.В. Теория государства и права: учебник / Малько А.В. – М : Юристъ, 2008 – с.57

Конституцию России институт выборности судей и ограничить срок исполнения их полномочий.

Осуществление государственной  власти не по своему велению, а по поручению  народа выражается в верховенстве закона, подчинения всех органов государственной  власти закону, принципе функционирования государственной власти не ради интересов  самой государственной власти, а  в интересах народа.1

Юридическая ответственность  главы государства в случаях, предусмотренных законом, выражается в том, что в случае наличия  признаков преступления в деяниях  главы государства он должен быть привлечён к ответственности, но перед этим он отрешается от должности. Для реализации этого положения  в конституциях присутствует институт импичмента.

Обязательность решений  верховной государственной власти выражается в том, что эта власть действует в соответствии с законом  и подчиняется закону. Так в  Конституции России закреплено, что  Федеральные законы, указы президента, постановления правительства действуют  на всей территории России и подлежат обязательному исполнению.

Республиканская форма правления  в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все  больше наполнялась демократическим  содержанием.

Есть и иные, искаженные формы республики, когда президент  не избирается гражданами, а провозглашается  таковым военным или революционным  советом после государственного переворота, когда президент провозглашается  пожизненным президентом и т.д.

Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентские (например, Индия), но выделяются и смешанные  республики (Финляндия, Франция), сочетающие в себе черты парламентской и  президентской форм правления.2 Особое распространение получила первая из этих форм. В Африке до 90-х годов совсем не было парламентарных республик, нет их и в Латинской Америке.

В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в  Мексике прямым голосованием избирателей, в США — косвенным), хотя есть и исключения (в Суринаме одно время  — 2/3 голосов парламента, в 

__________________

1Мухаев Р.Т. Теория государства и права : учебник / Мухаев Р.Т. – 2-е изд. – Юнити – Дана,  2005 – с.254

2Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / Абдулаев М.И. – М.: Магистр – Пресс, 2004 – с.64

 

 

Египте кандидатуру президента на голосование избирателей может  предложить только парламент).

В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них осуществляет свои полномочия в течение всего установленного срока. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент, со своей стороны, не обладает правом роспуска законодательного собрания.1

Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет  президента, где министры имеют только совещательный голос. В некоторых  президентских республиках он может  назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство  во главе с премьером, но фактическим  руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности  перед парламентом не несут, не могут  быть уволены им в отставку. Это  означает, что кабинет или правительство  формируется партией (крайне редко  — блоком партий), победившей на президентских, а не на парламентских выборах, и  президент — это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные  обязанности и выступает как  «надпартийный» деятель. Президент  свободен в подборе членов правительства  и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых  других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента — сената). Как правило, министры несут ответственность  за свою деятельность только перед  президентом и не могут быть уволены  в отставку путем вотума недоверия  в парламенте. Иногда конституция  прямо устанавливает, что президент  является главой правительства (ст. 117 конституции Мозамбика 1990г.).2 Как уже говорилось, в большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если же такая должность есть (иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки она, то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Политику

__________________

1Малько А.В. Теория государства и права: учебник / Малько А.В. – М : Юристъ, 2008 – с.58

2Конституция Мозамбика 1990г. с поправками 1996г. - //krugosvet.ru

 

 

правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера).

В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент (на практике в  развивающихся странах это бывает; например, в 1993 г. президент Перу приостановил действие конституции и распустил  парламент, назначив, правда, новые  выборы), но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. В тех же редких случаях, когда такая возможность может  быть использована, всегда предусмотрено, что это не относится к фактическому главе правительства — президенту. Ответственность правительства (министров) перед президентом — главный  признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко  весьма значительные) по контролю над  управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных  ему министров. Это в полной мере касается Российской Федерации.

В президентской республике вполне возможна такая ситуация (ее называют «разделенным правлением»), когда  правительство сформировано одной  партией, а в парламенте большинство  мест принадлежит оппозиционной  партии (партиям). Это неоднократно происходило в Венесуэле, Коста-Рике, США. Но в Мексике, например, такая  возможность до сих пор была исключена, поскольку Институционно-революционная партия намного превосходит по своему влиянию другие партии и всегда побеждала и на президентских, и на парламентских выборах. Термин «разделенное правление» иногда используется и в другом значении: в условиях иной формы правления — парламентской республики или парламентской монархии — в состав правительства парламентского большинства включаются несколько министров от оппозиции. Обычно это делается в обстановке общенационального кризиса, войны, чтобы обеспечить единство действий различных политических сил в критических ситуациях.1

В странах Латинской Америки  часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

Парламентская республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия,

__________________

1Правовые системы стран мира : Справочник. – М.: Юридическая литература, 1993 – с.256

 

Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кабо-Верде  в Африке (с 1990 г.), Вануату в Океании и немногие другие страны. Правда, в последние годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки, но их опыт слишком мал, чтобы делать обобщающие выводы.

Информация о работе Республиканская форма правления