Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа
Данная работа посвящена республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей. «Разделение властей», теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Мoнтeскьe. Она связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих стран.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Форма правления: понятия и виды………………………………………..5
2.Особености Республиканской формы правления, виды республик….13
3.Характеристика Республиканской формы правления в Российской Федерации…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
В парламентской республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в Индии — выборные члены парламента и выборные члены законодательных собраний штатов.
Способ выборов президента
не является, однако, решающим критерием
отличий парламентской
Это означает, что правительство формируется партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.
В парламентской республике президент по конституции нередко наделяется
__________________
1Марченко М.Н. Теория государства и права : учеб. пособие / Марченко М.Н. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2008 – с.307
широкими полномочиями, но
осуществлять их может лишь по предложению
(«совету») правительства. В такой
республике он не правит, но это не значит,
что его роль в государстве
незначительна. Некоторые вопросы
государственного значения президент
решает самостоятельно (в Италии он
назначает некоторых
В парламентской республике
правительство несет
«Рационализированный
Наряду с формами республики и монархии есть смешанные формы государства, соединяющие некоторые черты и той, и другой.1
Монархия с республиканскими элементами сочетает в себе черты разнопорядковых форм – монархии и республики.2
Важнейшим признаком монархии является то, что глава государства получает и передает свой пост по наследству и пожизненно. В Малайзии главу государства — монарха — выбирают на 5 лет. Он избирается не гражданами и не парламентом, а
__________________
1Ильин И.А. Понятие монархии и республики : Собрание сочинений. – М.: Русская книга, 1994 – с.86
2Чиркин В.Е. Нетепичные формы правления в современном государстве. – Государство и право № 1, 1994 – с.115
Советом правителей штатов, в состав которого входят не все главы штатов, а лишь султаны 9 из 13 штатов. Главы четырех штатов не являются наследственными султанами и потому участия в выборах главы государства не принимают. Обычно на пост монарха — главы государства избираются султаны штатов по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список. Таким образом, Малайзия представляет собой своеобразную форму правления — выборную (или ротационную) монархию.
Были рассмотрены весьма слабые элементы республиканизма (выборность главы государства) в монархической форме правления. Но существуют и монархические элементы в республике.1
Смешанную республику также называют суперпрезидентской, полупрезидентской или полупарламентской.
Президент избирается, как
правило, на всеобщих выборах и наделён
юридически и реально большими полномочиями.
Однако правительство формируется
парламентским путём и
Для республики смешанного
типа характерен дуализм исполнительной
власти - президент и его администрация
- с одной стороны, премьер-министр
и правительство - с другой (особенно
когда президент и премьер-
В тоже время президент
не является исключительным носителем
исполнительной власти, как при президентской
форме правления. Носитель исполнительной
власти - правительство. Правительство,
как коллегиальный орган
Деятельностью правительства руководит премьер-министр. Его назначает глава государства, свобода усмотрения которого связана неписаным правилом, что пост премьер-министра должно занять лицо, пользующееся доверием парламентского
__________________
1Чиркин В.Е. Государствоведение : учебник / Чиркин В.Е. – М.: Юристъ, 1999 – с.151
большинства, ибо парламент
утверждает предложенный главой правительства
состав кабинета министров. При парламентской
форме правления глава
Глава правительства обеспечивает
исполнение законов, назначает на государственные
должности (если назначение на эту должность
не относится к прерогативе
Парламенту принадлежит решающее слово в процессе законотворчества, утверждении бюджета, ратификации международных соглашений. При этом правом законодательной инициативы, помимо парламентариев, обладают глава государства и правительства.1 Законопроекты исполнительной власти подлежат первоочередному рассмотрению законодателями.
Как и при любой другой
демократической форме
К республике смешанного типа
отечественная наука
Молдова. По ряду формально-юридических признаков к республике смешанного типа можно отнести и Российскую Федерацию.»2
__________________
1Маклаков В.В. Парламенты стран-членов Европейского Союза – М.: 1996 – с. 441
2Большой юридический словарь / [под ред. А.Я. Сухарева]. – М.: Инфа – М, 2004 – с.523
3.Характеристика
республиканской формы
Согласно ст.1 Конституции Российской Федерации, Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.
Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц – Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т.д.
Характеристика Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация – это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Конституция делает
четкий выбор из двух форм правления,
известных современному государству,
республики и монархии, в стране
действует республиканская
В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей её территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.
Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Главой государства в Российской Федерации является её Президент, избираемый гражданами сроком на шесть лет, а представительным и законодательным органом – Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого – Совет Федерации, а другая Государственная Дума – избирается населением сроком на пять лет.1
Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельные. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.