Республиканская форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей. «Разделение властей», теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Мoнтeскьe. Она связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих стран.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Форма правления: понятия и виды………………………………………..5
2.Особености Республиканской формы правления, виды республик….13
3.Характеристика Республиканской формы правления в Российской Федерации…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Республиканская форма правления Р.docx

— 63.89 Кб (Скачать)

В парламентской республике президент обычно избирается таким  образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются  различные способы непрямых выборов  президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных  представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным  собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в  Индии — выборные члены парламента и выборные члены законодательных  собраний штатов.

Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием  отличий парламентской республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентской республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт. В парламентской республике, как и в парламентской монархии, глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентской республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство).1

Это означает, что правительство  формируется партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.

В парламентской республике президент по конституции нередко  наделяется

__________________

1Марченко М.Н. Теория государства и права : учеб. пособие / Марченко М.Н. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2008 – с.307

 

широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой  республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве  незначительна. Некоторые вопросы  государственного значения президент  решает самостоятельно (в Италии он назначает некоторых должностных  лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства  о роспуске нижней палаты). В условиях, когда в парламенте ситуация складывается таким образом, что правительственная  партия утрачивает большинство (например, в результате перехода депутатов  в другие партии), президент может  проявить самостоятельность в формировании нового правительства (так было, например, в Индии).

В парламентской республике правительство несет ответственность  только перед парламентом, а не перед  президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает  правительство уйти в отставку. Правда, есть вариант: президент, действующий  в парламентской республике по совету и с согласия правительства, может  распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е. она  проиграет выборы, правительство  уходит в отставку.

«Рационализированный парламентаризм»  в парламентской республике. Парламентская  республика, как и президентская, тоже испытывает в наше время давление, направленное на «рационализацию» парламентаризма. Но в данном случае суть этого давления состоит в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия, создать стабильное правительство, исключить министерскую чехарду (в  Италии, например, за послевоенные полвека  сменилось более 50 советов министров). С этой целью применяются разные приемы, относящиеся к партийным  комбинациям членов парламента (но есть и обратные комбинации с целью  организовать выражение недоверия  и ослабить кабинет).

Наряду с формами республики и монархии есть смешанные формы  государства, соединяющие некоторые  черты и той, и другой.1

Монархия с республиканскими элементами сочетает в себе черты  разнопорядковых форм – монархии и республики.2

Важнейшим признаком монархии является то, что глава государства получает и передает свой пост по наследству и пожизненно. В Малайзии главу государства — монарха — выбирают на 5 лет. Он избирается не гражданами и не парламентом, а

__________________

1Ильин И.А. Понятие монархии и республики : Собрание сочинений. – М.: Русская книга, 1994 – с.86

2Чиркин В.Е. Нетепичные формы правления в современном государстве. – Государство и право № 1, 1994 – с.115

 

Советом правителей штатов, в состав которого входят не все главы штатов, а  лишь султаны 9 из 13 штатов. Главы четырех  штатов не являются наследственными  султанами и потому участия в  выборах главы государства не принимают. Обычно на пост монарха —  главы государства избираются султаны  штатов по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список. Таким образом, Малайзия представляет собой своеобразную форму правления  — выборную (или ротационную) монархию.

Были рассмотрены весьма слабые элементы республиканизма (выборность главы государства) в монархической  форме правления. Но существуют и  монархические элементы в республике.1

Смешанную республику также  называют суперпрезидентской, полупрезидентской или полупарламентской.

Президент избирается, как  правило, на всеобщих выборах и наделён  юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется  парламентским путём и ответственно не только перед президентом, но и  перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр, и имеет право роспуска парламента (обычно при выражении вотума недоверия  правительству).

Для республики смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти - президент и его администрация - с одной стороны, премьер-министр  и правительство - с другой (особенно когда президент и премьер-министр  принадлежат к соперничающим  политическим партиям, как это было во Франции в 1986-1988 гг.) Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по конституции 1958 года.

В тоже время президент  не является исключительным носителем  исполнительной власти, как при президентской  форме правления. Носитель исполнительной власти - правительство. Правительство, как коллегиальный орган высшего  управления, является главным распорядителем кредитов, на него возлагается исполнение государственного бюджета, в его распоряжении значительные материальные ресурсы, административный аппарат и вооруженные силы.

Деятельностью правительства  руководит премьер-министр. Его назначает  глава государства, свобода усмотрения которого связана неписаным правилом, что пост премьер-министра должно занять лицо, пользующееся доверием парламентского

__________________

1Чиркин В.Е. Государствоведение : учебник / Чиркин В.Е. – М.: Юристъ, 1999 – с.151

 

большинства, ибо парламент  утверждает предложенный главой правительства  состав кабинета министров. При парламентской  форме правления глава государства  не может сместить премьера, пользующегося  доверием парламента. Глава государства  при смешанной форме правления, в принципе, не связан какими либо обязательствами перед «партией большинства», поэтому вправе сместить главу кабинета в любое время.

Глава правительства обеспечивает исполнение законов, назначает на государственные  должности (если назначение на эту должность  не относится к прерогативе президента), отвечает за национальную оборону, определяет задачи и цели государственной политики, дает распоряжения исполнительным ведомствам, координирует их работу, играет роль посредника между исполнительной и законодательной  властями.

Парламенту принадлежит  решающее слово в процессе законотворчества, утверждении бюджета, ратификации  международных соглашений. При этом правом законодательной инициативы, помимо парламентариев, обладают глава  государства и правительства.1 Законопроекты исполнительной власти подлежат первоочередному рассмотрению законодателями.

Как и при любой другой демократической форме правления, в смешанной системе обеспечены самостоятельность и независимость  судебной власти, что и предопределяет характер ее отношений с другими  ветвями государственной власти. Заметно противоречивей выглядят взаимоотношения  между законодательными и исполнительными  органами.

К республике смешанного типа отечественная наука конституционного права также относит, помимо Франции, Португалию, Финляндию, Ирландию. Кроме  того, на сегодняшний день можно  говорить о введении рационализованного парламентаризма во всех смешанных  республиках. Так, во Франции это  привело к преобразованию существовавшей по конституции 1946 г. парламентской  республики в полупрезидентскую, а в Финляндии в результате реформ 1991 — 1995 гг. были значительно увеличены полномочия парламента за счет прерогатив президента. «Особенно широкое распространение республика смешанного типа получила в бывших социалистических странах, например: Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва,

Молдова. По ряду формально-юридических  признаков к республике смешанного типа можно отнести и Российскую Федерацию.»2

__________________

1Маклаков В.В. Парламенты стран-членов Европейского Союза – М.: 1996 – с. 441

2Большой юридический словарь / [под ред. А.Я. Сухарева]. – М.: Инфа – М, 2004 – с.523

 

3.Характеристика  республиканской формы правления  в Российской Федерации.

Согласно ст.1 Конституции  Российской Федерации, Россия есть демократическое  федеративное государство с республиканской  формой правления.

Определение Российской Федерации  в качестве демократического государства  раскрывается, прежде всего, в положении  о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме  того, в положении о том, что  эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.

Демократичность Российского  государства проявляется и в  том, что его граждане равноправны  и обладают широкими правами и  свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве  установлена выборность органов  законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц  – Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации  и т.д.

Характеристика Российского  государства в качестве федеративного  указывает на форму его устройства. Федерация – это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации  находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству, республики и монархии, в стране действует республиканская форма  правления, что означает выборность главы государства. Все граждане России, согласно Конституции, имеют  право участвовать в формировании законодательной власти РФ - Федерального Собрания, а также избрании главы  государства - Президента РФ (ст. ст. 81, 96 Конституции). Необходимо отметить, что  разработчики Конституции не определили вид республиканской формы правления.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной  власти, осуществляющими свои полномочия на всей её территории, имеются органы государственной власти соответствующих  субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной  власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в  федеральном законодательстве, но и  в конституциях республик, уставах  краев, областей, округов, городов федерального значения.

Понятие «республиканская форма  правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной  власти либо избираются, либо формируются  общенациональными избранными представительными  учреждениями. Главой государства в Российской Федерации является её Президент, избираемый гражданами сроком на шесть лет, а представительным и законодательным органом – Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого – Совет Федерации, а другая Государственная Дума – избирается населением сроком на пять лет.1

Согласно  ст. 10 Конституции государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельные. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Информация о работе Республиканская форма правления