Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:51, курсовая работа
Данная работа посвящена республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей. «Разделение властей», теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Мoнтeскьe. Она связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих стран.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Форма правления: понятия и виды………………………………………..5
2.Особености Республиканской формы правления, виды республик….13
3.Характеристика Республиканской формы правления в Российской Федерации…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Российская политическая система с учетом полномочий президента значительно отличается от западноевропейских парламентских форм правления. Немецкий политолог Э.Шнайдер считает, что России, скорее, соответствует модель президентской системы. Единственное обстоятельство, указывающее на парламентский характер российской формы правления, по его мнению, заключается в том, что Государственная Дума может
_________________
1Козлова Е.И. Конституционное право России : учебник / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – 3-е изд., перерб. и доп. – М.: Юрист, 2004 – с.157
добиться роспуска неугодного ей правительства. Правда, она лимитирована определенным сроком: если дважды в течение трех месяцев выразит недоверие правительству или откажет ему в доверии по его запросу. Эта процедура может иметь место лишь в течение первого года после выборов или в полгода до президентских выборов, ибо в эти сроки Президент не имеет права распускать Государственную Думу. Именно это обстоятельство позволяет некоторым исследователям (В.Стеффани) обозначить политическую систему России как «парламентскую форму правления с доминированием президента».1
Немецкий ученый сравнивает форму правления в России с французской и американской моделями и делает вывод, что она не является копией французской, однако ориентируется, скорее, на эту модель, чем на американскую. Правда, в отдельных пунктах она отклоняется от французской и приближается к американской. Это касается срока полномочий президента, возможности импичмента, президентского вето, права на законодательные инициативы, ежегодных посланий «О положении в стране».
Французский специалист по государственному праву Желар определил в основе нетипичной российской конституции доли западных образцов следующим образом: «влияние французской конституции - на 50%, американской - на 30, а российского имперского наследия - на 20%».2
Российская форма правления отличается от французской в следующих пунктах (Р.Фуртак):
- запрет на совмещение должности в правительстве с депутатским мандатом;
- неограниченное право Президента издавать указы;
- отсутствие у члена
правительства, ответственного
- прямое подчинение Президенту ключевых ведомств;
- баланс сил: вето обеих
палат парламента лишь в том
случае вынуждает Президента
подписать неодобряемый им
Российский политолог
В.Никонов считает, что «мы имеем
дело со смешанной президентско-
_________________
1Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.52-53
2Цит. по: Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.58
3Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.18.
всенародные выборы президента, формирующего правительство с полного или частичного согласия парламента и имеющего право распустить законодательный орган власти при выражении им недоверия к кабинету министров. В России президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, а членов кабинета – по предложению председателя правительства. Т.е. отличительной чертой российской формы правления, по мнению исследователя, является двойная ответственность правительства: перед президентом и перед нижней палатой парламента, что не позволяет считать ее чисто президентской.1
Другие исследователи (С.А.Грановский)
считают, что в России парламентско-
Тем не менее, преобладающим
является мнение о том, что Россия
– это президентская
Статья 1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Президент Российской Федерации провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту Российской Федерации как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в
_________________
1 Зазанве О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. 2006. №1. С.100.
2Грановский С.А. Прикладная политология: Учебное пособие. М., 2004. С.13-14.
частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Кроме того, президент, реализуя
свои конституционные полномочия по
определению основных направлений
внутренней и внешней политики государства,
осуществляет исполнительную власть на
практике, принимая многочисленные указы,
обусловленные требованием
Президент может быть отрешен
от должности Советом Федерации
на основании выдвинутого
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации
Конституция изменила принцип
взаимоотношений органов
Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной Думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату Российской Федерации при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.
Правительство как высший
государственный орган, осуществляющий
исполнительную власть, должно исполнять
и проводить в жизнь
Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную Думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального Собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.
В случае признания судами
актов правительства или их отдельных
положений не соответствующими Конституции,
федеральным законам и указам
президента правительство принимает
решения о приведении указанных
актов в соответствие с федеральным
законодательством. Конституция предоставляет
право правительству обращаться
в Конституционный суд с
Конституция определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное Собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.
Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст.10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Заключение
Форма правления того или
иного государства является продуктом
истории, а не изобретательности
ума. Она развивалась постепенно,
эволюционируя в соответствии с
социально-политическими
Каждая из известных форм
правления имеет свою внутреннюю
логику. В ходе политической эволюции
изменяется баланс между главными компонентами
системы разделения властей, их юридическая
и фактическая компетенция. Вопрос
о конкретных пределах власти того
или иного государственного органа
(института) решался не доктринально,
а в зависимости от социально-политической
обстановки. Разделение властей, как
принцип государственного строительства,
в любой его модификации
Была рассмотрена республика
как форма правления. В работе
были приведены примеры некоторых
вариантов республиканской
-что всемирные
процессы демократизации
- что республика как форма правления доказала свою исключительную живучесть, приспособляясь к различным условиям и эпохам политической истории.
- что не
может быть одной модели формы
правления для всех государств.
Форма правления зависит от
многих факторов и на территории
каждого конкретного