Республиканская форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить особенности республиканской формы правления, выявить ее преимущества и недостатки.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………........3.
Вопрос 1. Понятие формы государственного правления…………………………………….5.
Вопрос 2. Понятие и юридические свойства республиканской формы правления………...9.
Вопрос 3. Разновидности республиканской формы правления…………………..………...14.
Заключение………………………………………………………………………………….. ...26.
Список использованной литературы…………………………………………………………27.

Файлы: 1 файл

курсовая работа111.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Министерство  внутренних дел Российской Федерации

Белгородский  юридический институт 

кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по  теории государства  и права 

Тема: «Республиканская форма правления». 
 
 
 

                  Выполнил: 

                  курсант 111 взвода

                  рядовой милиции

                  Кулагина  Эльвира Александровна 

                  Научный руководитель: 

                  Подполковник  милиции,

                  старший преподаватель кафедры, кандидат юридических  наук

                  Лысенко Виктория Александровна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Белгород - 2010 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ. 
 

Введение……………………………………………………………………………………........3. Вопрос 1. Понятие формы государственного правления…………………………………….5.

Вопрос 2. Понятие и юридические свойства республиканской формы правления………...9.

Вопрос 3. Разновидности республиканской формы правления…………………..………...14.

Заключение………………………………………………………………………………….. ...26.

Список  использованной литературы…………………………………………………………27. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение.

          Значимость  проблемы исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и выводы  помогут нам разобраться с понятием и значимостью с такой формой правления, как республика. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Главными признаками любой республики является коллективность правления; все высшие органы государственной власти (собрания, советы и т.д.) имеют сложную структуру, наделяются определёнными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону; принятие же решения осуществляется, как правило, путём голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. Однако, что касается остальных признаков республики, то я считаю, что их следует, ввиду своеобразия темы, рассматривать в частных случаях различных видов республик.

          Актуальность данного исследования заключается в том, что республиканская форма правления - самая популярная среди развитых и развивающихся стран, а потому необходимо знать ее особенности, характерные черты, знать разницу между республикой и монархией. Так же следует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась (IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах), и самое главное то, что она появилась и в таком культурно – правовом -развитом государстве как Рим. То есть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по достоинству оценить превосходство республики над другими формами государственного правления и воплотить в жизнь идею построения именно республиканской формы правления. Именно поэтому множество ученых, начиная с античности и кончая сегодняшним днем в своих юридических работах, огромное место уделяли проблемам формы правления государства и в особенности проблеме республики, так как почти во все исторические этапы республика должна была постоянно бороться за свое существование.

          Объектом моей курсовой работы является республиканская форма правления.

          Предметом исследования - особенности республиканской формы правления в Российской Федерации и других зарубежных странах.

          Цель  курсовой работы - изучить особенности республиканской формы правления, выявить ее преимущества и недостатки.

          Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо разрешить следующие задачи:

      • дать определение республиканской формы правления и раскрыть ее общие признаки;
      • рассмотреть виды республиканской формы правления;
      • проанализировать особенности развития республики;
      • изучить зарубежные страны с республиканской формой правления;
      • ознакомиться с формой правления нашего государства;
      • выявить взаимодействие формы правления и стабильности в государстве.

          При написании работы были использованы методы историзма, анализа, синтеза, а  так же некоторые специальные  и частнонаучные методы - формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.  Проанализировано большое количество фактологического, документального, нормативно-правового материала.

          Теоретической базой явились законодательные  акты, методическая, учебная литература, электронные ресурсы, а также материалы из периодических изданий так их авторов как, С.С. Алексеев, С.И. Архипов В.К. Бабаев, Н.Н. Вопленко, Р.Т. Жеругов, С.А. Комаров В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, Е.К. Нурпеисов, В.В. Оксамытный, Р.К. Русинов, М.Б.Смоленский . 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Понятие формы государственного правления.
 

          Государство – особый и основной компонент  политической системы, осуществляющий управление обществом посредством  системы центральных и местных  органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры. Представляет граждан страны в отношениях на международной арене. Включает в себя отрасли государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Государство – главный институт власти. Посредством государства власть реализует свою политику. В решении вопросов управления обществом оно опирается на свои силовые структуры: армию, полицию (милицию), органы государственной безопасности (органы федеральной службы безопасности) и т.д. Человечество не могло обойтись без государства как инструмента управления обществом.

          Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной  власти, в особенности высших и  центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования  этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании.1 Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемый в широком смысле. Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. И др.) Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.2 Необходимо отметить, что в научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства, приверженцы широкой трактовки включает в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду.3 В управлении государством участие принимают также местные органы государства (советы в тоталитарном социалистическом государстве, назначенные представители государственной власти в других странах). Наконец, само управление, предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государства, с населением. Таким образом, оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры взаимоотношений трех традиционных для определения этого понятия органов, следует учитывать роль других органов государства, которым по конституциям принадлежит государственная власть (например, Военный комитет развития на Мадагаскаре) или которые осуществляют ее на практике (армия в Индонезии в соответствии с концепцией о политической роли армии), формы прямых и обратных связей органов государственной власти с населением. Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее – гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Следует отметить, что форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.4 Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путем выборов.5 По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный главы государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства, прежде всего главным является не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена. Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.6 Как показывает исторический опыт, форме правления наряду с известным консерватизмом присуща и подвижность. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

  1. Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);
  2. Структура органов верховной власти (законодательные органы – парламент; исполнительные органы – президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства – монарх, президент);
  3. Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;
  4. Принципы взаимоотношения органов верховной власти;
  5. Взаимоотношения государственных органов с населением.

          Формы правления различаются в зависимости  от того, как осуществляется верховная власть. 

          Категория формы государства показывает особенности  внутренней организации государства, порядок образования и структуру  органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма Справедливым является утверждение Л.Гумпловича о том, что "учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства".7 Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга. Повторюсь, что форма государства состоит из трех взаимосвязанных элемента: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический (государственный) режим. Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором — республиканская.8 Монархия- форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

          Признаками  монархической формы правления  являются: 

  • наследственный  порядок замещения должности  главы государства;
  • пожизненный срок полномочий;
  • отсутствие института политической и юридической ответственности главы государства.

          Главная разница между монархией и  республикой заключается в следующем: монархическая форма государства  означает, что власть в государстве  принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права. В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела. Таково главное различие между монархическим и республиканским государствами. Подведем итог, что же подразумевается под формой правления: форма правления - это научная категория, которая отражает порядок образования высших органов государственной власти, их структуру, компетенцию и взаимоотношения между ними.9История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования. В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления. В следующем вопросе мы подробно остановимся на республиканской форме правления. 
     

    2. Понятие и юридические свойства республиканской формы правления. 

          Республика (от лат. "respublica" - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Республиканская форма правления - это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики - Афины V - IV вв. до н.э., Спарта - V - IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика - V - IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики - Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии); Новгород и Псков (в России). Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от "вещать") - народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов.10 Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монголо-татарского нашествия и последующее укрепление великокняжеской власти повлекли устранение вечевых учреждений к концу XIV в.; исключение составили Великий Новгород и соседние ему Псков и Вятка, где вечевой строй достиг наибольшего развития и был ликвидирован в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств" (Н.И. Костомаров) к Москве в 1478 - 1510 гг. Утверждение Республиканской формы правления в ее современном понимании приходится на период перехода от аграрного строя к индустриальному. Исторически первыми республиками стали США (1787 г.) и Франция (1792 г.). В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917 г. Тот факт, что республике в период буржуазных и национально-освободительных революций отдавали в большинстве случаев предпочтение перед монархией, а также и то, что современная модель монархической формы правления приобрела многие черты республиканской, свидетельствует об эффективности последней. В то же время надо иметь в виду, что возможно псевдореспубликанское государственное устройство, которое при сохранении присущих республике внешних форм характеризуется нелегитимностью власти. К примеру, фашистская Германия второй половины 1930-х - середины 1940-х гг., современные монократические республики в некоторых странах Латинской Америки. Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления.

Информация о работе Республиканская форма правления