Таблица
1 - Сопоставление правового государства
с полицейским
Правовое
государство |
Полицейское государство |
Граждане
живут по принципу:
"разрешено
то, что не запрещено" |
Граждане живут
по принципу:
"разрешено
то, что разрешено" |
Законы
позволяют гражданам делать все,
что не нарушает деятельность государственных
служб, прав других граждан |
Законы позволяют
администрации, властным структурам делать
все, что не нарушает права человека |
Государство
проводит либеральную политику, выполняя
роль "ночного сторожа" |
Государство занимает
активную позицию, не ограничивается обеспечением
безопасности |
Полицейское
вмешательство в деятельность граждан
возможно только при нарушении юридических
запретов |
Полицейское вмешательство
имеет тенденцию к расширению
под различными разумными предлогами |
Права
и свободы граждан могут быть
ограничены только в той мере, в
которой это необходимо для защиты
других (всех) |
Права и свободы
не отрицаются, но администрация их
контролирует (разрешительный порядок,
лицензирование и т.п.) |
Граждане
исходят из презумпции: власть, администрация
склонны злоупотреблять полномочиями |
Государство, власть
исходят из презумпции: граждане склонны
злоупотреблять свободой |
Господствует
конституция, правовые законы, на которых
основываются все постановления
администрации |
Конституция, законы
существуют, но распоряжения и приказы
властей стоят на первом месте |
Закрепление
в конституции, законах естественных
прав человека рассматривается как
важная юридическая гарантия |
Закрепление прав,
свобод, безопасности граждан является
чисто формальным, гарантирует же
права высокое должностное положение,
крупная собственность |
Государство
само не нарушает фундаментальные права
граждан и обеспечивает их эффективную
защиту от злоумышленников |
Государство защищает
свободу, жизнь, собственность граждан
от посягательств преступников, но
не от государственных структур |
Разделение
властей преследует цель отделить силовые
органы от органов властных, политических
|
Разделение
властей (если оно имеет место) преследует
цель прозаического делового разделения
труда |
На
первом месте стоят права и
свободы, законные интересы человека |
На первом месте
стоят интересы государства, его
бюджета, безопасности и т.д. |
Реалии
сегодняшнего дня предполагают не "народный"
характер правового государства, а
представление последнего в качестве
одного из элементов системы открытого
общественного устройства, в рамках
которого правовое государство оказывается
одним из системных элементов
наряду с развитым гражданским обществом
и рыночным хозяйством. М.В. Рац справедливо
отмечает, что ценность гражданского
общества состоит именно в том, что
оно "мешает неправовому государству,
просто несовместимо с ним. Тут уж
одно из двух: либо государство подминает
под себя человека и общество, превращая
их соответственно в "винтиков" и
"население", либо выступает как
один из институтов гражданского общества
(что вовсе не мешает ему быть
сильным), и тогда "винтиками" обязаны
быть государственные чиновники". Правовое
государство мыслимо лишь в паре с гражданским
обществом и без последнего превращается
в декорацию, которая лишь неискушенному
"зрителю" может показаться реальностью12.
Таким
образом, правовое государство - это
государство, деятельность которого осуществляется
на основе и в рамках законов и
которое признает, уважает и охраняет
права и свободы граждан. К
основным признакам правового государства,
подробно рассмотренным выше, относят:
правовую защищенность человека, признание
его высшей ценностью; приоритет
права, признание, соблюдение, гарантирование
и защита прав, свобод и законных
интересов гражданина; единство права
и закона, законность во всём; верховенство
и прямое действие конституции; внешний
и внутренний суверенитет государства;
соответствие национального законодательства
общепризнанным принципам и нормам
международного права; осуществление
всех государственно-властных полномочий
государственными органами только на
основе конституции, правовых законов;
правовое разграничение деятельности
различных ветвей государственной
власти; высокий авторитет правосудия;
свободные и демократические
выборы; многопартийность, плюрализм,
отсутствие монополизма в политике;
наличие антимонопольных механизмов
в экономике, равенство всех форм
собственности, высокий жизненный
уровень всего населения; реальность
осуществления законных интересов
личности, единство его прав и обязанностей,
взаимная ответственность гражданина
и государства; высокий уровень
просвещения и правовой культуры
граждан, наличие развитого гражданского
общества.
3.
Проблемы и перспективы
формирования правового
государства в
России
В
современном мире Россия занимает особое
место. В истории страны можно
отметить неоднократные попытки
утверждения ценностей либерализма,
открытого общества, которые сменялись
прямо противоположным процессом,
стремлением восстановить авторитарное
государство и традиционализм. В
настоящее время Россия чаще всего
рассматривается в качестве "застрявшей"
между авторитарно-тоталитарным прошлым
и пока еще несбывшимся либеральным
будущим страны. Многие исследователи
подчеркивают переходный характер современной
отечественной государственности.
Данный период характеризуется высоким
уровнем дезорганизации, слабостью
государства, слабостью массового
признания его ценности, отсутствием
сформированного по новым принципам
правового поля, крайне недостаточным
продвижением к рынку и развитием
частной инициативы, коррупцией, преступностью
и т.д.
Тем
не менее, нынешнее состояние России
оценивается по-разному. Так, академик
Н.Н. Моисеев пишет: "Воспринимаю
все происшедшее в моей стране
не как кризис, а как катастрофу.
И не только личную, не только национальную."
Писатель А.И. Солженицын отмечал: "Россия
измучена преступлениями, грабежами
национального достояния в миллиарды
и миллиарды долларов - не последовало
ни одного весомого уничтожения и
не одного гласного суда". Небезынтересна
и точка зрения американского
политолога, профессора Стивена Коэна,
который считает, что в России
в 90-е гг. XX века "происходила кошмарная
национальная трагедия"13.
Проблема
осмысления специфики правовой государственности
в современной России является одним
из центральных вопросов в отечественном
государствоведении. Современные исследования
идут в нескольких направлениях. Во-первых,
рассматриваются историко-правовые и
общекультурные предпосылки формирования
правового государства в России. Во-вторых,
большое значение уделяется вопросу о
"приживаемости" идеалов правового
государства и открытого общества в условиях
российской действительности. В-третьих,
анализируется содержание действующих
и принимаемых нормативно-правовых актов
(законов, подзаконных актов) с точки зрения
их соответствия принципам, основным характеристикам
и функциям правового государства.
Обращаясь
к истории государственно-правовой
мысли, ряд авторов подчеркивает
наличие соответствующих идей в
работах И.Т. Посошкова ("Книга
о скудости и богатстве", 1724), С.Е.
Десницкого ("Представление об учреждении
законодательной, судительской и наказательной
власти в Российской империи", 1768),
П.И. Новгородцева ("Общественный идеал
в свете современных исканий"
(1910) и "Демократия на распутье"). Кроме
этого можно выделить ряд академических
трудов Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского,
И.И. Палиенко, С.А. Котляревского и
др., в которых будущее России
связывается с идеями конституционализма
и прав человека, с господством
права во всех сферах государственной
жизни. Огромный вклад внесла деятельность
различных государственных чиновников
"конституционалистов" и реформаторов
(М.М. Сперанского, М.Т. Лорис-Меликова,
Н.П. Игнатьева, С.Ю. Витте и др.). Однако
в условиях устоявшейся, исторически
обусловленной патерналистски-патриархальной
действительности, выраженного конфликта
традиционных и "реформаторских"
ценностей в сознании самих прогрессивных
государственных деятелей их усилия
в этом направлении оказались
бесплодными. Большое значение в
разработке идей, связанных с ограничением
власти в пользу общества, имеют
также "диссидентские" взгляды А.Н.
Радищева, П. Пестеля, И. Муравьева, А.И.
Герцена и др14. Таким образом, до
1917 г., несмотря на сложную социально-политическую
обстановку, отсутствие должным образом
структурированного гражданского общества,
господство традиционно-патриархальных,
консервативных взглядов, в отечественной
политико-правовой мысли идеи правовой
государственности возникали и развивались.
События
революции 1917 г. и последующая советская
история характеризуются торжеством
принципиально иных концепций и
взглядов. Уже с конца 20-х гг. складывается
тоталитарная политическая система, в
которой право превращено в инструмент
господства государства, расцветает так
называемый "культ личности", "скорострельная
юстиция", идет быстрое огосударствление
всех сфер (включая личную и семейную)
общественной жизни. Презрение к
состязательному суду при сохранении
внешнего антуража (известные имитации
открытых, состязательных процессов),
презумпции невиновности, допустимости
доказательств в уголовном процессе,
практическое выхолащивание сущности
адвокатуры (адвокаты должны были заниматься
чем угодно, кроме своих непосредственных
функций - реальной защиты прав и законных
интересов своих клиентов) - это
лишь немногое из того, что можно
было бы сказать об "особенностях"
этого периода. Теория правового
государства, естественно, открыто
объявляется буржуазно-апологетической
и вредной для социализма.
После
смерти Сталина в 1953 г. делаются робкие
попытки реанимировать некоторые
идеи правового государства, но при
условии сохранения прежнего политического
режима, начинается так называемый
"период оттепели". Однако эти
попытки с самого начала были обречены
на провал. С распадом СССР и постепенным
отказом от социалистической идеологии
в стране правовое государство начинает
восприниматься именно как общемировая
идея. Приходит понимание того, что понятия
"правовое государство" и "тоталитарное
государство" являются антиподами.
Правовое государство, несмотря на то,
что, на самом деле, нет и никогда не было
одной-единственной идеи правового государства,
должно быть действительно понято в его
единственном смысле как государство,
связанное с правом, без прилагательных
типа "социалистическое" или "буржуазное".
Было также признано, что советское государство
по сути своей всегда являлось тоталитарным.
Советское
правоведение принципиально не признавало
понятия "правовое государство".
В фундаментальном четырехтомном
труде "Марксистско-ленинская общая
теория государства и права" говорилось:
"Вопрос о соотношении политической
власти, государства, с одной стороны,
и буржуазного права - с другой,
пользуется неизменным вниманием буржуазной
науки. Основная концепция данной проблемы
сводится к так называемому "правовому
государству", или "господству права"
над государством (кроме нее имеют
хождение и некоторые "этатистские"
теории примата государства над
правом). Такой подход для советской
юридической науки к категории
правового государства был естествен.
Ведь марксистская доктрина определяет
не только государство как "машину
для подавления одного класса другим",
но и право как "волю господствующего
класса, возведенную в закон"15.
Начатая
М. Горбачевым либерализация коммунистического
режима, известная как "перестройка",
не могла не сказаться и на юридической
мысли. То, что у многих ученых-юристов
находилось под спудом, те сомнения,
которые они не могли высказывать,
не рискуя потерять работу и даже свободу,
при ослаблении идеологических пут
стало вырываться наружу. В разных
юридических образовательных и
научных институтах многие ученые открыто
заговорили о неравнозначности понятий
"закон" и "право", о том, что
только в правовом государстве могут быть
реально защищены права человека.
С
одной стороны, это был зондаж
состояния умов научной интеллигенции,
а с другой - показатель того, что
руководство партии (оно же руководство
страны) испытывает интеллектуальный
голод. Конечно, и в идеологическом
аппарате ЦК КПСС были люди, мыслившие
гораздо прогрессивнее, чем в
среднем масса партийных чиновников
(например, А. Яковлев, Г. Шахназаров, Ф.
Бурлацкий и др.), но и им требовалась
интеллектуально-идейная подпитка
(что, кстати, нормально для любой
политической системы).
Итак,
идея правового государства постепенно
просочилась в партийный аппарат.
Этот процесс можно датировать примерно
1987-1988 годами. Однако в классическом
виде данная идея не могла быть принята
в то время.
Поэтому
неудивительно, что XIX Всесоюзная партийная
конференция КПСС, сыгравшая большую
роль в либерализации режима, провозгласила
курс на построение лишь социалистического
правового государства: "Конференция,
- говорилось в ее резолюции, - считает
делом принципиальной важности формирование
социалистического правового государства
как полностью соответствующей
социализму формы организации политической
власти". Конечно, можно сказать,
что прилагательное "социалистическое"
меняет саму суть понятия "правовое
государство". Так же как в корне
меняет суть понятие демократии, когда
соединяется с прилагательным "социалистическая"
(согласно доктрине В. Ленина о существовании
лишь классовой демократии).
В
отличие от категории "демократия",
более или менее известной
массам, термин "правовое государство"
входил тогда лишь в элитарный
словарь. Поэтому его введение в
более широкий оборот, даже в сочетании
со словом "социалистическое", выглядело
в глазах людей как значительный поворот,
если не в политике, то во всяком случае
в настроениях правящей верхушки.