Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового
государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и
обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и
основу.
Введение
Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой
всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Российская Федерация –
Россия есть демократическое
федеративное правовое
республиканской формой
правления. Так как
нормативный акт государства, то каждый гражданин России должен знать,
что значат понятия, изложенные в ней. Тем более это необходимо для
юриста.
В последнее время
очень много говорится о
построении правового
государства, но создается
каждый понимает, что
же включает в себя это
основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для
создания правового
государства необходимо
определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское
общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических,
социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других
неполитических интересов, которые находятся за пределами
государственного
созрело, чтобы обеспечить
для себя условия,
реализующие свои
опирается на то, что
именно государство должно
благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое
государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага
для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны
разобраться, что же
необходимо для нашего
своей обеспеченности.
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового
государства, показать
историю развития этого
обозначить признаки
правового государства, его
основу.
Становление и развитие идеи правового государства
Правовое государство
как определенная
соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам
термин "правовое государство" (Rechtsetaat) прочно утвердился в
немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера,
Р. фон Моля и др.),
а в дальнейшем получил
том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового
государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.
Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие
правовой государственности, сформировались гораздо раньше.
Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для
установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и
согласованного
представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о
разумности и справедливости
такой политической формы
людей.
Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини
Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),
олицетворяющей единение
силы и права: охраняемый
равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ
правосудия (остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим
символом для правового государства) выражает смысл и идею не только
справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой
государственности вообще
(справедливой организации
обществе).
Целый ряд положений,
значимых для последующих
государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе
положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и
другие); о различении
правильных и неправильных
смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм
(Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении
естественного и
равенстве людей по
естественному праву (
юристы); о праве как
мериле справедливости и
политического общения (Аристотель); о государстве (республике), как
"деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке" (Цицерон);
о сферах частного
и публичного права; о
юридическом лице, субъекте права (римские юристы).
В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение
приобретают проблемы
политическом власти и её
всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных
государственных властей,
соответствующей новому
социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение
нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений
о свободе человека посредством режима господства права и в частных, и
в публично-политических отношениях.
В период начавшегося
разложения феодализма идеи
государственности с
позиции историзма изложили
мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.
В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования
государств прошлого
и настоящего предпринял
политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы
изобразить контуры
идеального государства,
потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности
свободного пользования
имуществом и обеспечения
каждого. При рассмотрении
вопроса о государственных
отдавалось республике, так как именно республика в большей мере
отвечает требованиям равенства и свободы.
Боден же определяет
государство как правовое
семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его
мнению, состоит в том,
чтобы обеспечить права и
В период ранних
буржуазных революций в
государства значительный
вклад внесли философы-
просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш.
Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие
другие.
Из этих учений мы
выделим наиболее важные
государстве.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.
Правовые институты
феодализма Гроций считал
человека, поэтому он
выдвинул требования нового
законам разума". Целью государства он считал охрану частной
собственности, посредством
таких правоустановлений,
обеспечивали бы каждому
человеку свободное
с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция
является общественный договор, поэтому при создании государства народ
может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан
повиноваться правителям.
Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как
продукт общественного договора, который придает обществу организованную
политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою
естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения
воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на
воле народа, который является сувереном. "Лишь нация есть истинный
суверен; истинным
является источником политической власти".
Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав
граждан и их счастья.
Идеи Дидро продолжил и
теории правового государства.
Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического
государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство
обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что
государство могущественное
только тогда, когда оно
гражданину не только
сохранение жизни, но и
интересов, и предостерегал правителей от посягательств на
собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.
Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее
он разработал ряд
прогрессивных положений о
общественной жизни,
которые впоследствии были
буржуазными мыслителями.
К их числу относится
равенства перед законом,
незыблемость договоров.
рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом, и тем
самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа
правового регулирования общественных отношений.
В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был "классическим
выразителем правовых
представлений буржуазного
противоположность
государстве, где
праву и признающий
неотчуждаемые естественные
и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством
права он противопоставляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся
под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы
иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и
установленное
следовать моему собственному
желанию во всех случаях,
запрещает закон, и
не быть зависимым от
неизвестной, самовластной воли другого человека". Обоснованный здесь
Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы
лишь словесно несколько
расходится с последующей,
для нас, формулой: "разрешено
все, что не запрещено законом"
Новые представления о разделении властей получили систематическую
разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три
рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает,
что для предотвращения
злоупотреблений властью
вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать
друг друга. Разделение
и взаимное сдерживание
согласно Монтескье,
главным условием для
свободы в её отношениях к государственному устройству.
Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на
последующие теоретические
представления о правовой
и на раннебуржуазное
конституционное
государственную практику.
Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787
года. Она практически
воплощает идею правового
американском континенте.
Автор "Декларации
подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории
общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и
отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости
провозглашает, что
существуют неотчуждаемые
обеспечения которых создается государство.
С философским обоснованием теории правового государства выступил
И. Кант. Центральное место в нем занимает человек, личность.
Важнейшим принципом
публичного права философ
требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия
конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает
свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве,
которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных
правовым законам".
Там, где государство
конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство
правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной