Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.
Введение
1. Взгляды теоретиков на правовое государство
2. Сущность и признаки правового государства
3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Взгляды теоретиков на правовое государство
2. Сущность и признаки правового государства
3. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России
Заключение
Список использованных источников
В современной российской правовой науке нет, наверное, более популярного, но в то же время малоизученного термина, чем "правовое государство", особенно когда речь идет о построении правового государства в России. По отношению к данному феномену можно сказать то же самое, что в свое время Аврелий Августин сказал о времени: "Пока я не задумываюсь об этом, мне кажется, что нет ничего понятнее". Актуальность темы обусловлена постоянным обращением к ней со стороны ученых-правоведов. Упоминание о правовом государстве можно найти практически во всех учебниках по общей теории государства и права и конституционному праву России, выпущенных за последние десять лет, в главах книг, посвященных данному вопросу, в статьях правоведов самых различных взглядов и методологических ориентаций. Сегодня признается тот факт, что правовым может быть названо такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.
Названные обстоятельства определяют актуальность данной темы курсовой работы.
Цель данной работы: рассмотреть основные аспекты правового государства. В связи с этим в работе будут решены следующие задачи:
1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
2)
рассмотрены сущность и
3)
проанализированы проблемы и
перспективы формирования
Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Обзор различных характеристик правового государства приводит к заключению: привычно на переднем плане в них присутствуют и прежде всего подчеркиваются специфика организации и деятельности различных институтов публичной власти такого государства, в тесной взаимосвязи со свойственным ему политическим режимом. Подобная позиция является традиционной и истоки ее следует искать в глубокой древности.
Структура курсовой работы определена в соответствии с целью и задачами исследования, и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Задолго
до Рождества Христова величайшие мыслители
начали поиск принципов, форм и конструкций
для установления надлежащих взаимосвязей,
взаимозависимостей и согласованного
взаимодействия общества, государства
и права. Подобный поиск был не
случайным. Древние греки, древние
римляне стремились к познанию справедливого
устройства и организации общественной
жизни. В данном контексте возникает
идея, в которой право, благодаря
признанию и поддержке
Античный период явился отправной точкой для построения более поздних концепций, учений, раскрывающих особенности и функции правового государства. Хотя и в трудах древнегреческих и древнеримских мыслителей можно обнаружить исходные теоретические постулаты. Так, Платон и Аристотель отмечают значимость разделения властей и власти закона. Платон говорит о близкой гибели того государства, в котором власть правителя выше, чем власть действующих законов1. Характерная для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и закона получила развитие и новое выражение в трактовке Цицероном государства как публично-правовой общности. Цицерон стоит у истоков собственно юридического (а не только лишь общефилософского) понимания правовой государственности. В его трактовке республики, как правовой организации дела народа, присутствуют идеи народного суверенитета и естественного права. Во всей античности вряд ли можно найти более продвинутую концепцию в области осмысления базовых принципов правового государства.
Заметное влияние идеи античных авторов оказали на последующие концепции. В условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма в странах Западной Европы, в эпоху буржуазных революций (XVII - начало XIX вв.) и утверждения принципиально нового общественно-политического строя, идея гуманизма и принципов свободы и равенства всех людей воплощается в учение о правовом государстве, которое приобретает теоретически обоснованный и развернутый вид. Работы Гроция, Монтескье, Локка, Руссо, Канта, Гегеля проявляют существенную новизну позиции буржуазных мыслителей, которые в отличие от античных авторов рассматривают проблему политической свободы в ее отношениях, как к государственному строю, так и к отдельной личности, гражданину.
Одной
из ключевых политико-правовых идей Руссо
является обеспечение свободы индивида
через утверждение в
Однако
в политико-юридической
Крупным теоретиком правового государства в Германии XIX в. был Р. Моль, известный немецкий юрист и политический деятель. Свою концепцию Моль изложил в книге "Наука полиции в соответствии с принципами правового государства". Автор данной работы исходит из того, что наступление Нового времени ознаменовалось появлением правового государства. В концепции Р. Моля можно выделить три ключевых момента:
1.
правовая государственность
2.
свобода каждого гражданина и
всех граждан, вместе взятых, -
главная забота правового
3.
разумная организация системы
государственных учреждений - это
гарантия реальности такой
Идеи,
близкие либеральным взглядам Велькера
и Моля, высказывали и теоретики
иных мировоззренческих и
На
рубеже 60-70-х гг. XIX в. идеи правовой государственности
начинают осваиваться и российскими
правоведами. Профессор Петербургского
университета Н.М. Коркунов был поборником
строгого соблюдения законов: "Каждый
отдельный орган
В
1906 г. В.М. Гессен предлагает считать
правовым государством "государство,
которое признает обязательную силу
всех тех законов и юридических
норм, которые издаются как легислатурами,
так и правительствами, связаны
и ограничены правом, стоят под
правом, а не вне его и над
ним". Достаточно оригинально к
определению правового
Развитие
отечественной концепции
Изменение ситуации в России в конце XX в. обусловило ренессанс концепции правового государства. Современные исследователи в целом придерживаются общей позиции, хотя и по-разному расставляют акценты. Так, В.Д. Перевалов считает, что "наряду с известными принципами, правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др. "4.А.Б. Венгеров в качестве признаков правового государства справедливо отмечает господство права и верховенство закона, фактически действующую систему прав, свобод и обязанностей граждан, разделение властей, развитую судебную власть. Однако к ним исследователь добавляет "наличие независимой, но юридически регулируемой четвертой власти - власти средств массовой информации"5. В духе разрабатываемой в отечественной литературе концепции цивилизма и либертарной теории правовое государство определяет академик B. C. Нерсесянц: "Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод гражданина"6.